Бразильский нападающий Жажа Коэльо вернулся в Харьков. Чем запомнился период его выступлений за пределами Украины и насколько высоки шансы бразильца заиграть в «Металлисте» на прежнем уровне?
Карьера любого футболиста напоминает американские горки – здесь присутствуют и взлеты, и падения. Но если на известном аттракционе весь маршрут уже давно проложен за вас, то свое будущее в футболе исполнители строят сами. Если говорить о Джексоне Коэльо, то его пиковой точкой стал именно Харьков: здесь он заставил говорить о себе Европу, став одним из самых ярких футболистов «Металлиста» эпохи Мирона Маркевича. К сожалению, вслед за украинским взлетом Жажу ждало неприятное падение: турецкий «Трабзонспор», «Аль-Ахли» из ОАЭ и бразильский «Интернасьонал» – стать столь же важным игроком, как в Харькове, для перечисленных команд форвард так и не сумел. Тем не менее, бразилец получил еще один шанс – «Металлист» предоставил ему вторую попытку войти в реку украинского чемпионата.
Жажда Жажи
Светлое будущее Коэльо в футболе прослеживалось еще с первых шагов бомбардира: вместо того, чтобы начать выступать за клуб из родного города, «Ипатингу», Жажа сразу отправился в главную команду штата, «Америка Минейро». Показав неплохие результаты в молодежных коллективах бразильского клуба, в 18-летнем возрасте Джексон переехал в Европу. Его заприметили скауты «Фейеноорда». Закрепиться в основе голландцев футболист не сумел, из-за чего направился в соседнюю Бельгию, в «Вестерло». Скитания в поисках «своей» команды продолжились и дальше. На его пути были представитель испанской Примеры «Хетафе», бразильский «Фламенго», бельгийские «Генк» и старый знакомый «Вестерло». Словом, свободного места в трудовой книжке бразильца к 22-м годам практически не осталось. Говорят, что величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды. Так и селекционерам многих клубов были видны задатки Коэльо, но вот трансформировать их в результат на поле никому не удавалось. До «Металлиста», разумеется.
Тесная связка селекционного отдела и тренерского штаба «желто-синих» давно дает положительный результат. Евгений Красников и Мирон Маркевич умеют возвращать к футболу тех исполнителей, на которых другие без сомнений ставят крест. История с Александром Рыкуном, Олегом Шелаевым или тем же Миланом Обрадовичем, который и вовсе раздумывал закончить карьеру, служат наглядным подтверждением. Есть пример и Хосе Сосы, чей переход в «Металлист» позволил игроку вновь вернуться на высокий футбольный уровень. Вполне логично, что харьковский аргентинец стал регулярно вызываться в сборную своей страны.
Именно в Харькове Коэльо из робкого кролика (именно так его фамилия переводится с португальского) превратился в свирепого футбольного тигра. Здесь мы увидели Джексона, который умеет играть в отборе, но при этом владеет отменным пасом и сильным точным ударом. Его пушечный выстрел в игре с «Бешикташем» был признан лучшим голом в розыгрыше Кубка УЕФА сезона 2008/2009, а в сезоне 2009/2010 Жажа едва не стал самым результативным игроком украинской Премьер-лиги. С 2008 по 2010 год футболист в составе харьковского клуба провел 78 матчей (во всех турнирах) и наколотил 40 голов! Неудивительно, что к лидеру атак «Металлиста» и обладателю магической левой ноги, в любой момент способной сотворить футбольный шедевр, сразу стали проявлять интерес серьезные европейские клубы. Сначала на Джексоне СМИ примеряли футболки клубов французской Лиги 1 (ПСЖ и «Сент-Этьен»), а затем даже сватали бразильца в «Шахтер». Но игрок, пропустивший тренировочный сбор «Металлиста» и порвавший все нити взаимопонимания с Мироном Маркевичем, перебрался в турецкий «Трабзонспор». И даже в такой ситуации харьковская селекция во главе с Евгением Красниковым сумела серьезно пополнить клубный бюджет – за трансфер в «Трабзонспор» харьковчане выручили в восемь раз больше, чем заплатили в 2008-м (4,2 миллиона евро против 500 тысяч).
Полоса черная, полоса белая…
Начать вторую часть материала хотелось бы со знаменитых слов Оноре де Бальзака: «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».
В жизни любого молодого спортсмена важную роль играют люди, которые его окружают. Как не вспомнить Горького и его «Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь». К сожалению, после Харькова в окружении Жажи исчезли люди, способные направлять его на истинный путь. Молодой футболист стал развивать не то, что в нем заложено, а то, что больше нравилось. Опоздания на тренировки, поездки в Бразилию без согласования с руководством – Джексон не боялся испытывать терпение боссов «Трабзонспора». И хоть голевое чутье на берегах Босфора от нападающего никуда не делось, турки вскоре захотели избавиться от мятежного бразильца. Не назовешь продолжительными и выступления бразильца в «Аль-Ахли» и «Интернасьонале»…
Поэтому ничего нет странного в том, что футболист сам попросился назад, в Украину. По нашим данным, 26-летний исполнитель согласился на значительное уменьшение своего жалования, а «Аль-Ахли» пошел на встречу «Металлисту» и довольствовался скромной, как для такого игрока, компенсацией.
Говорят, что ключ к успеху в футболе – это дисциплина, упорный труд, талант и удача. Сопутствие удачи и наличие таланта у Жажи никто не оспаривает. Все зависит лишь от него: повзрослевший форвард должен попросту грызть землю, чтобы доказать свою состоятельность и право на место в основе команды. В «Металлисте» умеют возвращать футболистов на их прежний, высокий уровень. И теперь зависит лишь от Жажи, сможет ли его темная полоса в футболе перекраситься в светлые, желто-синие краски.
Евгений РЕНЕВ
----------------------------------------------------------------------
http://goal.net.ua/news/48828.html