Вчера встретил на "Ворскле" ещё одного участника тех событий матча 83-го, Игоря К...-го (погонялы у него не было, а фамилию я сокращаю), когда мы п.... получили. Ему уже 54. Некоторые фрагменты освежились в памяти с его помощью.
Вообщем, пишу, как не очевидец, а участник этих позорных событий.
У стадиона за часа 4 до матча я подошёл к Бессарабу, Рыбаку, К....му, Хрущу, Студенту, которых я тогда не знал, и сказал:
-Ребят, я тоже из Харькова. Я уже съездил несколько раз один за "Металлом". Можно к вам присоединиться?
И только я это сказал, как к нам подошли чел. 15 фанатов Киева, ехавших с матча "Шахта" - "Динамо"К., к-й был днём ранее, "
Днепра" и один фан "Шахтёра". Они спросили всех лично (спрашивал именно Колобок, точно помню):
-Вы из Харькова?
-Да.
-Нехорошо с Москвой дружить. Но давайте во имя дружбы купим бухла за ваш счёт и помиримся.
Мы согласились, идиоты. Это был типичный киевский развод. По этому сценарию они обули на финале Кубка-92 ""Черномор" - "Металл" покойного Сашу Клята и наверняка ещё где-то использовали эту уловку.
Бухали во дворе школы, на подвальной лестнице. Колобок ещё трындел, что надо бы в пику Москве собрать всеукраинский фанатский слёт и всем помириться.
Но когда начали нас мочить, часть из них ушли и не принимали в этом участия. Осталось их чел. 8-9 и одна девчонка их. Из киевлян там были вышеназванный Колобок, Юрапетя (он жив ныне). Двоих ещё я могу описать только по схожести с киношными героями. Кто их знал лично, тот вспоминает по моим описаниям. А погонялы уже не вспомнишь. Один был тот дончанин с шарфом "Шахты".
Днепрян было трое. Один долговязый и он всё кричал: "Я хочу, чтобы "
Днепр" стал чемпионом!" ("
Днепр" тогда стартовал, как середнячок, но неожиданно, с лета-83, под руководством великолепного тандема Емца и Жиздика стал всех бомбить и дома и на выезде). Возможно, Кот, это имя звучало, но не ручаюсь.
Почему мы не оказали сопротивления? Оправданий можно придумать массу. Не бойцы? Дак Бес потом стал Героем Афгана и был председателем Союза воинов-интенационалистов области.
Думаю, тут всё же сыграло роль то, что нам четверым было по 16 лет, а этим фанатам по 18 - 19 и 2-3 года в этом возрасте играют очень большую роль. +Это было неожиданно. Даже никто не попытался убежать. Без психологического настроя я, например, не могу бить рожу. Долги тем фанатам, к-е меня пытались обуть, когда я стал уже барыгой футбольным и торгашом уже в 90-х годах, я всегда старался отдавать (если кому не отдал - извините
) на следующих матчах, когда без товара и ничего не потеряешь. И тогда одного из тех
днепрян я потом выловил году в 1991-м и он очень пожалел, что там был. Когда я торговал в
Днепре с 1995-го по 2010-й, его уже не было в живых, спился, поэтому имя его не пишу. Земля ему пусть будет пухом. Студент и Игорь К. были постарше, им было соответственно 19 и 24. Да, они были не бойцы, а интеллигентики, и они после этого матча и Хрущ так НИ разу и не поехали на выезд. Так эта п...лина на них повлияла.
Больше всех пострадал Игорь К-й. Лицо его было сплошным красно-синим синяком после всего. Его затянули в тёмный подвал и начали бить с носка, но попали по своему же в темноте и тогда п...ли на него обрушились с новой силой и от того, кто получил от своих. Забрали всё содержимое наших сумок и часы. Помню, достали у Игоря портмоне из сумки, а там лежали 2 полтинника. Игорь попросил: "Ребята, давайте, один полтинник мне оставьте, пожалуйста, а один пусть будет вам". Но на этот вариант они, ест-но, не согласились. Юрапетя с кем-то, увидев, на Игоре фирменные джинсы, стали совать ему драные спортивные штаны и попытались снять джинсы, но потом отказались от этой затеи и ограничились п...лями. Я где-то на минут 5 потерял сознание. Поднимаю голову - вижу, меня уже не бьют с носка, а занимаются теми, кто ещё в чувстве. Беса кто-то взял за волосы и бил головой об стену и у него было ссадин на лице прилично.
Не оставили ни копейки на всех. "Конфисковали" и программки на матч и билеты на футбол. Юрапетя, когда нас обувал, приговаривал, гад: "Ничего, ничего доедете в Харьков и так. Тут немного ехать. Я в Москву выезжал и у меня в кармане была одна копейка". Благо, я в материальном плане пострадал меньше всех, т.к. у меня было лишь 5 р. наличных. Когда они уходили, мы все лежали, кроме Хруща, к-й умудрился спрятаться в уголке и меньше всех получил п.: Его лицо было чистое, без синяков, т.к. он ещё умело прикрывался. D Уже в троллейбусе я увидел, что на месте событий остался один мой босоножек, но возвращаться за ним, разумеется, я не стал. Приехал домой в одном носке на ноге.
Бес ещё пытался на вокзале попроситься в поезд, что, мол, мы жертвы разбойного нападения и денег нет, но никто из проводников, понятно, не вошёл в нашу ситуацию. До 5 утра мы ещё торчали на вокзале в ожидании лозовской собаки и дальше уехали на собаках.
Так что это очень преувеличенное утверждение Евгения, что мы "бились, как звери". Но я думаю, Сверху аз воздастся каждому за это, ведь Там всё видят.
Пеле молодец. Он со своей бригадой в тот день прорвался на футбол и поболел за Харьков от всего сердца.
Из этих фанов
днепрян там было не больше трёх и сценарий, повторяю, был киевский, но и дружбы этот инцидент между Харьковом и
Днепром не прибавил.
Поэтому историю эту можно, на мой взгляд, считать началом военных действий между нашими городами.
А как без этого? Тогда бы было скучно жить между нашими соседними крупными городами. И есть теперь зато что вспомнить.
В 1985-86 гг. у нас с Киевом, действительно, было замирение и нас не трогали в Киеве в 85-м, а мы их, но именно этих фанатов я уже не видел. (Весной 86-го я в армию пошёл). Утюг рассказывал в 85-м, что Колобок что-то там накосячил и скрывался от киевских фанатов. Приходил на домашние матчи в кепке, натянутой на лоб, чтоб его не узнали, но это уже их история.
Да, ещё на вокзале мне Бес говорит:
-А ты же ещё не фанат был. Ты бы мог сказать им, что ты не из Харькова.
Но тут уже, как говорится, каждый делает свой выбор сам. Кому есть что терять, тот в фанаты не пойдёт. А я тогда был парень с рабочей окраины, из ж/д ПТУ
, поэтому мне терять особо нечего было.