Довольно простой случай
Есть вещи простые и ясные, и их довольно много.
Ну, может, эту вот закругляющуюся бесконечность голове не вместить, а так все более или менее доступно уму. Угол падения и угол отражения. Галилеевский камешек, устремляющийся к центру земли. Температура закипания воды.
Или, скажем, осел из повести о Ходже Насреддине. Он выглядел, как осел, и запах от него был, как от осла, – из чего простоватый герой сделал, в сущности, безошибочный вывод, что это осел и есть!
Но тут рядом возникает некто глубокомысленный, скептически усмехается и говорит: о, не будьте так наивны… И вместо простого объяснения простой вещи на свет божий появляется – тонкое и сложное…
Благодарная публика, получив вместо простого – сложное, смекает, что ее допустили в горние выси настоящего интеллекта, проникается страшным самоуважением и начинает, вслед за интеллектуалом, загадочно улыбаться на таблицу умножения…
Простая версия о том, что СССР рухнул, потому что его собственная администрация много десятилетий подряд уничтожала (чаще всего буквально) все живое и плодоносящее – так и не прошла в отечественный шорт-лист... То ли дело – Гайдар и евреи! Это понятно любому.
«Башни-близнецы» взорвали, разумеется, американские спецслужбы.
Случай случаю, впрочем, рознь.
Когда в эфире «Эха Москвы» писатель Проханов объясняет раннее возвращение северокорейских журавлей их скорбью по свежеусопшему Ким Ир Сену – это даже симпатично: Проханов же! Не оставаться же в рамках орнитологии человеку с такими галлюцинаторными способностями!
Но когда по стопам отцов начинают идти молодые...
В прошлом оппозиционер, а ныне трудящийся Юго-Востока Захар Прилепин взялся давеча глубоко проанализировать эпизод на стадионе в белорусском Борисове, где местные фанаты спели знаменитую песню про Путина.
Людям простоватым и геополитически наивным (вроде меня) тут и анализировать нечего. Лично я удовлетворяюсь самой простой версией: белорусские товарищи спели эту песню, потому что Путин это слово и есть, и у белорусских товарищей нет никаких оснований это скрывать.
Но Захар Прилепин не пальцем делан, его на мякине не проведешь. И писатель начинает мозговой штурм… Он штурмует реальность в одиночку, как Райнхольд Месснер – Эверест, и быстро забирается туда, где мозгу уже явно не хватает кислорода.
Слушайте же, почему они там пели – и извините за цитату:
«С Запада в Белоруссию идут вагоны бабла и тонны грантов на поддержание развития «правильного белоруса». (Правильный белорус – это, понятное дело, антирусский). Правильный украинец уже получился, дело за следующим клиентом. В Польше работает целый телеканал на белорусском языке, вещающий на Белоруссию…»
В общем, ужас-ужас. «Демократия в действии…» – язвительным голосом Валентина Зорина вещает Захар Прилепин, видимо, не догадываясь, что нас тошнило от этого штампа уже к году его рождения.
Ну да, конечно! «С чужого голоса» поют белорусы, с польским акцентом, за вагон американского бабла. Не просто же так!
Далее – везде, и всякий раз минуя простые ответы.
Прилепину, например, не приходит в голову, что «антирусский украинец» выведен лично В.В. Путиным в результате многолетнего имперского хамства (причем совершенно бесплатно, если не считать чудовищных смет, выделенных на это из российского бюджета). Такая версия чересчур проста для геополитического мозга, и от гадкого украинского прошлого Прилепин переносит нас в ужасное белорусское будущее (которое неминуемо настанет, если Россия не возьмется за дело и на этом участке).
Вот этот грядущий белорусский ужас, дословно:
«Печеньки, послы доброй воли из Польши, американские гуманитарные наблюдатели, полмиллиона свободных людей на центральной площади, горячая еда на месяц вперёд».
Ну, то есть вы поняли: Майдан! Революция! Отторжение от России!
Совсем беда. И очень смешно.
Смешно, что народным восстанием нас пугает вчерашний «лимоновец», ныне взрослый дядька, так и не переболевший толком этой корью.
Про беду – чуть позже.
Итак: телега прочно встала впереди лошади. Всеобщее отторжение от России, по Прилепину, – не следствие ее собственной политики, а происки Запада; Майданы происходят не от «золотых батонов» власти и не от ментов, стреляющих по собственному народу, а от засланных американских наблюдателей и коварных поставок горячей еды на месяц вперед!
Стоило так долго карабкаться наверх, чтобы приползти к ногам Аркадия Мамонтова.
Неподалеку от этого умственного прилепинского пика высится его же нравственный. Вы только сядьте, а то голова закружится.
«Задавить все источники польской и прочей информации своей креативной и прекрасной пропагандой, посадить туда своих молодых и резвых советников, заодно завести свое собственное досье на всю их прогрессивную оппозицию, просто для того, чтоб понимать, с кем имеем дело и как на этих людей можно влиять. Вполне возможно, что многих из них можно элементарно перекупить».
Вот это беда и есть.
Ибо перед нами не аналитическая записка, добытая в результате утечки из бака с грязным бельем на Старой площади. Это – писатель Захар Прилепин. С приехалом.
Говорят: в России надо жить долго. Иногда – для того, чтобы угробить собственную репутацию. Прилепин справился с задачей довольно быстро, чай, не Гамсун.
Впрочем, художнику необязательно быть ни умным, ни сколько-нибудь приличным человеком. Талант – не мной сказано – как прыщ: может вскочить на любом месте.
Писательский талант Прилепина был замечен давно; место, кажется, уточнилось.