Экс-президент ФФУ – о том, почему в «Металлист» не вернется Александр Ярославский
За последний месяц ситуация в ФК «Металлист» если и не изменилась в лучшую сторону, то, по крайней мере, подарила болельщикам повод для оптимизма. Интересы клуба есть кому отстаивать в областной власти. Наш собеседник Сергей Стороженко – бывший вице-президент ФФУ и действующий советник губернатора – один из тех, кто делает все возможное для сохранения клуба. В свое время он вместе с бизнесменом Александром Ярославским строил в Харькове топ-клуб, а теперь Стороженко – один из ключевых участников команды от ХОГА, которая занимается спасением «Металлиста».
— В должности первого вице-президента ФФУ вы разработали и ввели процедуру лицензирования украинских клубов. «Металлист» сегодня может рассчитывать на лицензию на следующий сезон?
— Вся процедура будет закончена через две недели, но «Металлист» не проходит лицензирование, потому что у него есть долги перед игроками.
— Это значит, что в следующем сезоне клуб не стартует в Премьер-лиге?
— Нет, не значит, потому что «Металлист» борется за то, чтобы ситуацию в экономике страны, футболе и в клубной деятельности признали форс-мажорной. Клуб не может выполнить финансовые обязательства в силу того, что собственник потерял около 65% своих активов.
— Если ситуацию признают форс-мажорной, что это даст «Металлисту»?
— В таком случае клубу позволят реструктуризировать долги, в первую очередь перед футболистами, заключив дополнительные мировые соглашения о признании взаимных обязательств и их рассрочке во времени.
— Возможен ли сценарий: «Металлист» стартует в Премьер-лиге, но не стартует в еврокубках, если пройдет туда?
— Конечно же может, почему-то до сих пор никто не говорил о таком развитии событий. Ситуация на сегодняшний день вообще складывается так, что в еврокубках у нас стартуют три клуба. Дело в том, что УЕФА жестко контролирует соблюдение правил лицензирования в национальных ассоциациях. Да, каждая страна самостоятельно определяет критерии лицензирования. Но они не могут быть ниже минимума, установленного УЕФА. А в ФФУ уже заложены минимальные критерии, понижать просто нельзя.
— С теми футболистами, которые бойкотируют матчи, продолжаются переговоры?
— Список этих футболистов сокращается. Спортивный директор Александр Бойцан ведет с ними переговоры, с некоторыми из них я лично говорил. Они не понимают, что если будут требовать рассчитаться с ними по старому курсу доллара, они не получат ничего, ведь клуб станет банкротом. Просто задумайтесь: минимальная зарплата игроков основного состава «Металлиста» была около $40 тысяч в месяц. Как думаете, нормально в стране, где людям сократили пенсии и зарплаты, получать такие деньги?
— Некоторые футболисты заявляют, что не могут перейти в другие клубы, поскольку у них нет для этого юридических оснований.
— Если у них будут предложения, клуб немедленно выдаст трансферные листы. Никто не запретит им работать, ведь это преступление. Кстати, «Металлист» от долгов не откажется, где бы футболисты ни играли.
— Сейчас разговоров о возможном возвращении Александра Ярославского в «Металлист» все больше. А возможна ли вообще сделка между ним и Сергеем Курченко с тем учетом, что последний находится вне Украины?
— Ярославский — гражданин Украины, и находится здесь, при этом он ведет бизнес в другой стране. Иной вопрос, зачем покупать. «Металлист» — убыточный проект.
— Но это же не мешало ему в течение восьми лет содержать этот проект?
— Да, но тогда в Украине был хороший бизнес и комфортные условия для управления футбольным клубом. Но когда бизнес умер, а на содержание клуба нужно отправлять огромные средства, ничего не зарабатывая, — это иная ситуация.
— То есть ждать возвращения Ярославского не имеет смысла?
— Я дружу с Ярославским более 20 лет, мы с ним постоянно на связи, и точно знаю, что он не может погрузиться в сомнительный бизнес, он очень дорожит репутацией. Если кто-то думает, что Ярославский будет что-то у кого-то «отжимать», как модно нынче говорить, этот человек ошибается. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, готов ли Ярославский вернуть себе «Металлист», мы должны понимать процедуру. Должна быть готовность Курченко продать клуб. Однако по этим вопросам лучше бы было обратиться к Ярославскому.
— А по вашим данным, Курченко рассматривает вариант с продажей?
— Насколько мне известно из своих источников, он хочет удержать клуб, несмотря на то, что ему тяжело. Возможно, есть сумма, за которую он готов продать клуб, но это известно лишь ему.
— По-вашему, ФК «Металлист» стоит каких-то денег?
— С точки зрения финансов, чего-то стоят лишь контракты футболистов. Но ведь есть еще бренд и те, у кого душа страдает из-за сегодняшнего состояния клуба.
— А клубная база в Высоком?
— Да, она стоит денег и принадлежит одной из структур Курченко. Но учебно-тренировочный центр харьковчане не отдадут. Этим вопросом мы занимаемся и никому не дадим его продать или построить там что-то нефутбольное.
— Многие не понимают, как человек, находящийся в розыске, может руководить футбольным клубом Украины.
— Курченко не руководит им, он инвестирует средства, позволяющие клубу держаться на плаву. Так будет до окончания чемпионата, а что будет дальше, не знает никто. Поэтому губернатор и люди, которым он доверил этот вопрос, занимаются поиском чистой и законной процедуры сохранения клуба.
— Что еще может делать областная власть, чтобы спасти клуб?
— Сейчас мы все задались целью найти человека, который готов будет вложить хотя бы с десяток миллионов долларов. На прошлой неделе губернатор встречался с одним из потенциальных инвесторов. Я общался с руководителями крупных предприятий, которые искренне любят «Металлист». Их можно рассматривать пусть и не в качестве владельцев, но спонсоров. Но заметьте, Курченко может сказать нам: «Ребята, вы с ума сошли? Это мое предприятие, куда вы лезете?».
— Есть ведь вариант с национализацией?
— Нет, по этому пути мы точно не пойдем, даже с учетом, что в стране война. В Европе национализация предприятия — один из страшнейших грехов. Можете быть уверены, тот же Ярославский никогда не пойдет на национализированный объект.
— Как решаются проблемы КП «ОСК «Металлист»? Еще зимой оно едва сводило концы с концами.
— Понимаете, прежнее руководство клуба в лице гендиректора и первого вице-президента (Сергея Нотченко и Владимира Карпенко. — Авт.) позволяло себе распоряжаться собственностью по-своему. Они хотели платить за аренду стадиона в разы меньше реальной стоимости. В итоге они ушли, пришел Александр Бойцан. Вместе с ним мы посчитали и пришли к сумме, которая позволяет не наносить ущерб КП.
— На днях в «Металлисте» назначили нового тренера по физподготовке, посты в Facebook которого о «хунте» и восхвалении аннексии Крыма вызвали бурю возмущения в сети. У областной власти есть позиция по этому поводу?
— Я читал публикации и тоже возмущен. Несомненно, проинформирую об этой ситуации губернатора, и его решение по этому вопросу мы доведем до Бойцана. Я думаю, что такой человек работать в Харькове не может.
— «Металлист» вернули в Харьков, но на матчи ходит всего по 6000 зрителей. Может, вы и в этом вопросе будете содействовать клубу?
— Мы занимаемся этой проблемой. Смотрите сами: на трибунах впервые за длительное время появляется губернатор, его заместители. Люди должны понимать, что находиться на стадионе безопасно. Но не забывайте о том, что зритель ходил на матчи тогда, когда команда играла в футбол, а не мучилась на поле. Конечно же, есть еще очень много других показателей, которые не позволяют заполняться стадиону. И все же мы рассчитываем на выход из кризиса не только «Металлиста», но и всего украинского футбола.
Здесь