Марк Левицкий. Уходя - уходи
В некоторых футбольных кругах, точнее, верхах, появился зуд реформаторства. Речь об объединенном чемпионате СНГ. Импульс таким идеям был задан не сегодня, несколько лет назад, а конкретно - в 2004 году, эта тема прозвучала из уст руководителей донецкого "Шахтера" и московского ЦСКА. Осуществления выглядело на практике столь нереальным, что разговоры поутихли, УЕФА вообще постаралось эти попытки не заметить. Разве что директор "Шахтера" Сергей Палкин время от времени пугал публику совместным украино-российским Кубком. УЕФА и тут не поддержало.
Но вот недавно идею чемпионата СНГ подхватили в верхах российского футбола. К Гинеру присоединились футбольные олигархи - Миллер из "Газпрома", владелец "Анжи" Керимов, президент российской премьер-лиги Прядкин. Они вошли в оргкомитет Объединенного чемпионата СНГ. Совсем неожиданным был решение назначить во главе оргкомитета Валерия Газаева, у которого никакого опыта организационной работы, но при этом полная занятость в клубе "Алания", где он и президент клуба, и главный тренер.
Занятно, что от Украины, которая в лице представителей "Шахтера" лоббировала эту идею, в оргкомитет никого не пригласили. Молодой президент ФФУ Анатолий Коньков почти сразу выразил свое негативное отношение к Объединенному чемпионату, а бывший вице-спикер РАДЫ Николай Томенко вообще назвал всю идею "антиукраинской акцией".
Давайте поразмыслим на эту тему. Для начала отбросим в сторону практическую невозможность вписать подобный турнир в саму концепцию соревнования под эгидой УЕФА, плотный график, не оставляющий даже щелочки для параллельных турниров. И уж совсем непонятно, как будут представлены страны в клубных европейских турнирах. А ведь участие в Лиге чемпионов и Лиге Европы вызывает огромный интерес и привлекает состоятельных людей и фирмы к спонсорству клубов в национальных чемпионатах.
Главный мотив и довод организаторов Объединенного чемпионата состоит в стремлении дать ведущим (обратите внимание - "ведущим") клубам практику встреч с сильными соперниками, исповедующими иной стиль игры. Второй довод - повысить коммерческую привлекательность матчей. Могу, однако, предположить, что рядовой болельщик отнюдь не озабочен пополнением кармана хозяев клубов. Ему бы как раз билеты подешевле. Да и вряд ли сами владельцы рассчитывают держать свой бизнес на плаву с помощью футбола. Таких примеров по миру вряд ли сыщешь. Вот те, кто крутится около клубов, могут надеяться на повышенный бонус. Но не ради же них существует футбол!
Другое дело - возможность посоревноваться с сильными представителями разных футбольных школ. Но эта проблема легко и давно решается мини-турнирами в межсезонье, в которых приличный бонус за результат делает игры на уровне официальных. Простор для подобных матчей и турниров необъятен.
Таким образом, два главных довода мы поставили под сомнение. Теперь о том, что даст новый турниры национальным чемпионатам. Как минимум, половина команд из высших лиг перейдет в категорию второго сорта, и футбол там развиваться вряд ли будет. Скорее затихать.
Не случайно многие тренеры и специалисты России и Украины, которых априори включают в состав Объединенного чемпионата, не поддерживают идею. Как и министр спорта России Мутко. Но кому-то где-то что-то зудит…
Есть еще один малоприятный аспект. Можно прогнозировать, что публика на стадионах будет ассоциировать гостей не как определенный клуб, а как страну, которую они представляют. И тут простор для и без того возбужденных ныне трибун. Так зачем нам нужен еще один пункт противостояния?
Да, в разных формах таится ностальгия по минувшему содружеству. Но повернуть историю вспять вряд ли удастся. И надо ли? Как говорится "УХОДЯ - УХОДИ".
Марк Левицкий,
Террикон