1944 год – это год депортации крымских татар. 18–20 мая, всего за два дня, из Крыма были вывезены почти 200 тысяч человек. Большинство были выброшены в Узбекистане, люди оказались в чистом поле или в непригодных для житья бараках. Огромное количество – 46 процентов – умерли от болезней, голода и холода. Верховная Рада Украины признала депортацию геноцидом крымско-татарского народа и установила день 18 мая – Днем памяти жертв геноцида.
«Мы понимаем, что Джамала не на пустом месте, не в каком-то замкнутом пространстве писала эту песню. Она наверняка видит, слышит вокруг, что говорят, что чувствуют, что выражают ее соотечественники. Она писала эту песню с надеждой. Это не песня против кого-то. Это песня про то, что ее соотечественники, ее народ будет жить в лучших условиях, в лучшем мире. Одни из ключевых слов в ее песне – это то, что мы свободные люди. И мы хотим быть свободными людьми. Там и боль прошлого, и надежда на будущее. Когда слушаешь эту песню, невольно накатываются слезы. Это ее дань уважения и предкам, и тому, что происходит сегодня, это ее призыв к тому, что мы должны надеяться на лучшее», – говорит заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа Нариман Джелалов.
«Я бы вообще не хотела, чтобы это было, чтобы этот ужас с ней случился. И чтобы не было вообще этой песни. Так было бы лучше», – ответила Джамала после победы на вопрос о том, что бы она хотела сказать своей прабабушке, ставшей депортированной из Крыма в 1944-м. Подробнее об истории своей семьи Джамала ранее рассказала Радио Свобода:
– Я написала эту песню, конечно же, не для конкурса. Я хотела включить ее в альбом «Подих» («Дыхание»), который вышел в прошлом году. Но она не вписывалась туда ни по звучанию, ни по смыслу. Эта тема для меня всегда была очень важна. Я помню, как моя прабабушка рассказывала мне о депортации. Я тогда была еще очень маленькая и многих деталей не запомнила. Потом мне пересказывали эту историю уже мой дедушка и папа, и эта тема достаточно часто звучала в нашей семье. Во время войны моя прабабушка жила в селе Малореченское, в Крыму. Прадедушка был на фронте. В семье было пятеро детей, все погодки – четыре сына и девочка. Их вместе с прабабушкой погрузили в вагон и непонятно куда повезли. Привезли в Среднюю Азию, по дороге один ребенок скончался, девочка, ей был год с небольшим. Не было возможности даже похоронить ее по-человечески. Для моей прабабушки это была невыносимая боль, которая осталась с ней до самой смерти. И для меня это настолько больная тема, что я не могла не написать об этом. Так и появилась песня «1944».
Джамала, «1944», клип из запрещенного в России фильма «Хайтарма» о депортации крымских татар:2
– Как произошло возвращение вашей семьи домой, в Крым?
– Это было уже в 1986 году. Мой папа хотел вернуться именно в то село, где был дом прадедушки и прабабушки, откуда они были депортированы. Мы вернулись именно в Малореченское, где, кстати, колодец выкопан моим прадедушкой, им до сих пор пользуется все село. Папа был одержим идеей вернуться, и у него это получилось, хотя и с большими сложностями. Его не прописывали из-за крымско-татарской фамилии. Более того, было негласное распоряжение, запрещающее продавать дома крымским татарам. Родителям пришлось провернуть небольшую махинацию. Они развелись, и мама купила дом на свою армянскую фамилию. Так мы одними из первых крымских татар купили дом в Крыму. Моя мама преподавала фортепиано, а папа по профессии дирижер. Но он понял, что не сможет обеспечить семью, если будет заниматься музыкой, и стал выращивать овощи и фрукты. У нас большой сад – там и инжир, и хурма, и гранат...