2017-03-24, 13:18
Лучший плеймейкер времен независимой Украины, гордость болельщиков, надежда и одновременно головная боль тех, кто его тренировал. Человек-пас Александр Рыкун о своих наставниках, лучших моментах карьеры, интересе со стороны «Динамо» и «Шахтера», а также продолжателе футбольной династии Антоне Рыкуне в эксклюзиве для Tribuna.com в рамках конкурса «Лучший блогер Украины».
- Три примерно равных по времени этапа карьеры и три знаковых для Украины тренера: Павлов, Кучеревский, Маркевич. Как бы коротко охарактеризовали каждого из них?
– Павлов для меня стал первым наставником в Высшей лиге. Строгий, со своей философией футбола. Он точно чувствовал коллектив, знал как его строить и объединять. Отличный психолог.
У Кучеревского я бы отметил тонкое чувство юмора. Мне такие люди всегда импонировали.
Маркевич, конечно, более закрытый что ли…
Но все они 100-процентные профессионалы. И что хотел бы отметить: никто из них никогда не обманывал футболистов. И хорошее, и плохое говорили открыто, в лицо и всегда держали слово. Это дорогого стоит.
По стилю: У Кучеревского и Маркевича был более техничный футбол. Павлов все же отдавал предпочтение физике.
Считаю, что мне очень повезло как футболисту поработать с такими тренерами.
- Но Павлова, чувствуется, как-то выделяете.
– Да его «Царскую тропу» в Ялте я никогда не забуду (смеется). Раньше пробегал ее, сейчас, конечно же, не знаю чем бы все закончилось.
Ну Николай Петрович для меня в самом деле немного особенный тренер. С ним я начинал играть в вышке, у него в Полтаве я и закончил. Сейчас у нас прекрасные отношения. Мы довольно часто созваниваемся, советуемся в том числе и в каких-то житейских вопросах. Он из той категории людей, чье мнение для меня важно.
- Президенты ваших клубов тоже очень колоритные персонажи: Бойко, Коломойский, Ярославский. Как складывались отношения с ними?
- С Коломойским я общался только один раз.
Бойко частенько заглядывал на базу, всегда живо интересовался делами и команды, и футболистов, в частности.
А Ярославский практически не расставался с нами. Он жил «Металлистом», жил командой. Практически каждый день на стадионе, на базе. Уникальный президент.
Там до него вообще почти ничего в Харькове не было. Он построил и стадион, и базу. Его большая заслуга в том, что город принял Евро-2012. Поэтому я могу только представить состояние, когда это все ушло из его жизни.
- Ни сам Ярославский, ни Курченко, ни тот же Кернес так до сих пор не раскрывали всех моментов перехода «Металлиста» из одних рук в другие.
– Я тоже не знаю этих тонкостей. Много слухов и ходило, и до сих пор ходит. Этим нужно интересоваться непосредственно у тех, кого сейчас перечислили.
- Самый удачный этап карьеры?
– Да везде мы как команда выдавали если не максимум, то что-то близкое к этому. А когда команда вся играет и сам вроде как что-то показываешь. С «Ильичевцем» были четвертые или пятые. С «Днепром» бронзу брал, в «Металлисте» уже точно и не помню сколько раз третьими были. Возможно поэтому харьковский период можно немного выделить.
- С кем из игроков у Рыкуна было исключительное взаимопонимание на поле?
– В Мариуполе это был Степан Молокуцко. На поле его чувствовал, как самого себя. Я уверен, что Степа был бы большим игроком, если б не та автокатастрофа. Очень рано ушел из жизни.
В «Днепре» однозначно Олег Венглинский, а в Харькове – Жажа.
- Рыкуну кто-то мог отдать пас как сам Рыкун?
– Та нет. Пас – это была моя забота. Нападающим надо забивать. Как мог помогал им.
- Лучший пас и гол от Рыкуна?
– Гол, наверное, «Гамбургу» в кубке УЕФА. «Днепром» тогда здорово отыграли. На выезде 1:2 попали. Дома ответную – 3:0. Я второй забил. Приложился от души. Неплохо получилось.
А пас? Ну, наверное, за сборную против турков, когда на Шевченко сбросил. Тоже важный матч был. Такие моменты запоминаются. Где-то может и покрасивее было. Но тут ценнее.
- «Металлист» в свое время на Рыкуне установил рекорд, отдав за переход из «Днепра» 2 млн. у.е. Тогда это были очень приличные деньги за украинского футболиста даже по меркам Харькова. Чувствовали, что ожидания от трансфера очень серьезные?
– По меркам Харькова это были не приличные, а сумасшедшие деньги. Я когда там еще в аренде находился, бюджет клуба составлял те же два миллиона. Когда меня покупали – увеличили до четырех.
Ну как потом показала практика в Харькове почти всегда угадывали с приобретениями. Те же латинцы приживались здорово.
На счет себя? Да не морочил я себе голову особенно. Тренировался, играл. Надеюсь, что оправдал потраченные деньги.
- Как в свое время переход из «Днепра» в Харьков восприняли болельщики? Проблем не было?
– Тогда особой конфронтации не чувствовалось. «Металлист» же и в первую лигу вылетал. И в принципе по уровню отставал от «Днепра».
Позже, когда команды выровнялись, «теплые» отношения между болельщиками вспыхнули по новой. Но меня это особо не касалось. Проблем никаких не было. И я к болельщикам, и они ко мне относились нормально.
- Вы сами как-то сказали, что раскрыли только процентов 60 своего потенциала. Понимали непосредственно во время карьеры, что можете больше? Чего не хватило, чтоб выжать максимум?
– Конечно можно было бы избежать некоторых неприятных моментов. Но все сложилось так как сложилось. Мне грех жаловаться на карьеру. Сколько б процентов не было, считаю, мне есть чем гордиться. О плохом не люблю вспоминать. Я всем доволен.
- А о том, что так и не получилось выиграть ни одного трофея?
– Да я не согласен. Были медали чемпионата, в кубке в финале проиграли. Это что не трофеи? Повторюсь: я ни о чем не жалею.
- Был интерес к Рыкуну со стороны «Динамо» или «Шахтера»? Если да, то почему не дошло дело до трансфера?
– Были определенные разговоры. На счет «Шахтера» – с покойным Виктором Прокопенко. По поводу «Динамо» с Буряком разговаривал. Не знаю почему не дошло до переходов. Это не от меня зависело.
- На Киев и Донецк особенно настраивались?
– Ну конечно. В 2004-м, кажется, у нас была хорошая серия. «Шахтер» дома 1:0 обыграли, «Динамо» в кубке выбили по сумме двух матчей.
Ну и премия тогда неплохая была. Точно не помню какая. Но давал и клуб, и третья сторона подвозила.
- А вариантов за границу перебраться не было?
– Особо не было. Да и мне как-то не хотелось. Одному скучно было бы. Меня все устраивало в Украине.
- Ну а если бы все же решили поехать, то куда?
– Испания, Италия нравились. В Англию бы точно не поехал. Я с удовольствием смотрю АПЛ, но играть бы там не хотел.
- Сейчас узнаваемость Рыкуна в публичных местах еще сохранилась?
– Не скажу, что такая же как раньше, но довольно часто незнакомые люди на улицах подходят, здороваются.
- Недавно сеть живо обсуждала матч «Легенд 90-х». Болельщики увидели многих любимых ветеранов. Но Рыкун, пожалуй, интересовал всех больше, чем кто-либо другой.
– Ну это ж хорошо. Надеюсь я этот интерес оправдал?
- Безусловно.
– Вообще мне идея понравилась. Приятно было встретить хороших футболистов разных поколений. И подвигались немного, и после матча пообщались в удовольствие. Третий тайм тоже очень важен.
- Вашего сына Антона Рыкуна недавно заявили за главную команду «Днепра». Как восприняли новость?
– Конечно, положительно. Как на такое можно еще реагировать?
- От него очень большие ожидания. В том числе и из-за вас.
– Если он хочет чего-то добиться в футболе, то должен смотреть только на себя. У него есть задатки, я считаю. Я вижу желание добиться чего-то в футболе. Я очень надеюсь, что у Антона все получится.
- Манера игры похожа на вашу?
– Пас есть, голова есть. К тому же, замечаю, что он гораздо больше меня склонен к отбору мяча. Стелется в подкатах, что со мной случалось крайне редко.
Ему еще 16 лет. Ну или уже 16. В любом случае время развить в себе качества нормального футболиста у него есть.
- Его игры обсуждаете?
– Не скажу, что постоянно, но обсуждаем. Что-то я советую, о чем-то он сам спрашивает. Надеюсь, это ему как-то помогает.
- Вариант тренерства рассматриваете?
– Нет. По крайней мере главным тренером на данном этапе я себя не вижу. Хотя не отказался бы поработать вторым, к примеру, у такого как Маркевич. И поучиться у него, и постараться передать что-то хавам, нападающим.
В общем, зарекаться не буду, но пока вариант возглавить кого-то не рассматриваю.
- Почему в Украине такой дефицит с креативными игроками? Проблема в тренерах или футболистах?
– Да все вместе, наверное. Сейчас вроде трудные времена для страны, но у многих условия, о которых мы детьми могли только мечтать. Поля, экипировка…
Хотя и молодежь другая. Все в этих телефонах, планшетах. В нашем детстве мяч, по сути, и был одним развлечением. Ну зимой еще шайба. А сейчас столько всего, что тяжело найти время для футбола. Отсюда и такой результат.
- В прошлом сезоне вы попробовали себя в роли комментатора. Как Вам телевизионный опыт?
– В принципе неплохо. Мне нравится все, что связано с футболом. Конечно, я мог начать давать кому-то оценки, говорить, что мог бы сделать лучше, сравнивать. Но думаю, это не то чем должен заниматься комментатор. Я понял, что всему нужно учится. Все приходит с опытом.
- То есть, возможны еще эфиры?
- Ну если пригласят – соглашусь.
- А в другом телевизионном формате. К примеру, в роли эксперта.
– Будет кому-то интересно мое мнение – то почему нет. Я открыт для предложений.
p.s. Огромная благодарность Виктору Ожогину и Антону Лотареву за предоставленную возможность создания материала с Александром Рыкуном.
https://ua.tribuna.com/tribuna/blogs/ber...20677.html
- Три примерно равных по времени этапа карьеры и три знаковых для Украины тренера: Павлов, Кучеревский, Маркевич. Как бы коротко охарактеризовали каждого из них?
– Павлов для меня стал первым наставником в Высшей лиге. Строгий, со своей философией футбола. Он точно чувствовал коллектив, знал как его строить и объединять. Отличный психолог.
У Кучеревского я бы отметил тонкое чувство юмора. Мне такие люди всегда импонировали.
Маркевич, конечно, более закрытый что ли…
Но все они 100-процентные профессионалы. И что хотел бы отметить: никто из них никогда не обманывал футболистов. И хорошее, и плохое говорили открыто, в лицо и всегда держали слово. Это дорогого стоит.
По стилю: У Кучеревского и Маркевича был более техничный футбол. Павлов все же отдавал предпочтение физике.
Считаю, что мне очень повезло как футболисту поработать с такими тренерами.
- Но Павлова, чувствуется, как-то выделяете.
– Да его «Царскую тропу» в Ялте я никогда не забуду (смеется). Раньше пробегал ее, сейчас, конечно же, не знаю чем бы все закончилось.
Ну Николай Петрович для меня в самом деле немного особенный тренер. С ним я начинал играть в вышке, у него в Полтаве я и закончил. Сейчас у нас прекрасные отношения. Мы довольно часто созваниваемся, советуемся в том числе и в каких-то житейских вопросах. Он из той категории людей, чье мнение для меня важно.
- Президенты ваших клубов тоже очень колоритные персонажи: Бойко, Коломойский, Ярославский. Как складывались отношения с ними?
- С Коломойским я общался только один раз.
Бойко частенько заглядывал на базу, всегда живо интересовался делами и команды, и футболистов, в частности.
А Ярославский практически не расставался с нами. Он жил «Металлистом», жил командой. Практически каждый день на стадионе, на базе. Уникальный президент.
Там до него вообще почти ничего в Харькове не было. Он построил и стадион, и базу. Его большая заслуга в том, что город принял Евро-2012. Поэтому я могу только представить состояние, когда это все ушло из его жизни.
- Ни сам Ярославский, ни Курченко, ни тот же Кернес так до сих пор не раскрывали всех моментов перехода «Металлиста» из одних рук в другие.
– Я тоже не знаю этих тонкостей. Много слухов и ходило, и до сих пор ходит. Этим нужно интересоваться непосредственно у тех, кого сейчас перечислили.
- Самый удачный этап карьеры?
– Да везде мы как команда выдавали если не максимум, то что-то близкое к этому. А когда команда вся играет и сам вроде как что-то показываешь. С «Ильичевцем» были четвертые или пятые. С «Днепром» бронзу брал, в «Металлисте» уже точно и не помню сколько раз третьими были. Возможно поэтому харьковский период можно немного выделить.
- С кем из игроков у Рыкуна было исключительное взаимопонимание на поле?
– В Мариуполе это был Степан Молокуцко. На поле его чувствовал, как самого себя. Я уверен, что Степа был бы большим игроком, если б не та автокатастрофа. Очень рано ушел из жизни.
В «Днепре» однозначно Олег Венглинский, а в Харькове – Жажа.
- Рыкуну кто-то мог отдать пас как сам Рыкун?
– Та нет. Пас – это была моя забота. Нападающим надо забивать. Как мог помогал им.
- Лучший пас и гол от Рыкуна?
– Гол, наверное, «Гамбургу» в кубке УЕФА. «Днепром» тогда здорово отыграли. На выезде 1:2 попали. Дома ответную – 3:0. Я второй забил. Приложился от души. Неплохо получилось.
А пас? Ну, наверное, за сборную против турков, когда на Шевченко сбросил. Тоже важный матч был. Такие моменты запоминаются. Где-то может и покрасивее было. Но тут ценнее.
- «Металлист» в свое время на Рыкуне установил рекорд, отдав за переход из «Днепра» 2 млн. у.е. Тогда это были очень приличные деньги за украинского футболиста даже по меркам Харькова. Чувствовали, что ожидания от трансфера очень серьезные?
– По меркам Харькова это были не приличные, а сумасшедшие деньги. Я когда там еще в аренде находился, бюджет клуба составлял те же два миллиона. Когда меня покупали – увеличили до четырех.
Ну как потом показала практика в Харькове почти всегда угадывали с приобретениями. Те же латинцы приживались здорово.
На счет себя? Да не морочил я себе голову особенно. Тренировался, играл. Надеюсь, что оправдал потраченные деньги.
- Как в свое время переход из «Днепра» в Харьков восприняли болельщики? Проблем не было?
– Тогда особой конфронтации не чувствовалось. «Металлист» же и в первую лигу вылетал. И в принципе по уровню отставал от «Днепра».
Позже, когда команды выровнялись, «теплые» отношения между болельщиками вспыхнули по новой. Но меня это особо не касалось. Проблем никаких не было. И я к болельщикам, и они ко мне относились нормально.
- Вы сами как-то сказали, что раскрыли только процентов 60 своего потенциала. Понимали непосредственно во время карьеры, что можете больше? Чего не хватило, чтоб выжать максимум?
– Конечно можно было бы избежать некоторых неприятных моментов. Но все сложилось так как сложилось. Мне грех жаловаться на карьеру. Сколько б процентов не было, считаю, мне есть чем гордиться. О плохом не люблю вспоминать. Я всем доволен.
- А о том, что так и не получилось выиграть ни одного трофея?
– Да я не согласен. Были медали чемпионата, в кубке в финале проиграли. Это что не трофеи? Повторюсь: я ни о чем не жалею.
- Был интерес к Рыкуну со стороны «Динамо» или «Шахтера»? Если да, то почему не дошло дело до трансфера?
– Были определенные разговоры. На счет «Шахтера» – с покойным Виктором Прокопенко. По поводу «Динамо» с Буряком разговаривал. Не знаю почему не дошло до переходов. Это не от меня зависело.
- На Киев и Донецк особенно настраивались?
– Ну конечно. В 2004-м, кажется, у нас была хорошая серия. «Шахтер» дома 1:0 обыграли, «Динамо» в кубке выбили по сумме двух матчей.
Ну и премия тогда неплохая была. Точно не помню какая. Но давал и клуб, и третья сторона подвозила.
- А вариантов за границу перебраться не было?
– Особо не было. Да и мне как-то не хотелось. Одному скучно было бы. Меня все устраивало в Украине.
- Ну а если бы все же решили поехать, то куда?
– Испания, Италия нравились. В Англию бы точно не поехал. Я с удовольствием смотрю АПЛ, но играть бы там не хотел.
- Сейчас узнаваемость Рыкуна в публичных местах еще сохранилась?
– Не скажу, что такая же как раньше, но довольно часто незнакомые люди на улицах подходят, здороваются.
- Недавно сеть живо обсуждала матч «Легенд 90-х». Болельщики увидели многих любимых ветеранов. Но Рыкун, пожалуй, интересовал всех больше, чем кто-либо другой.
– Ну это ж хорошо. Надеюсь я этот интерес оправдал?
- Безусловно.
– Вообще мне идея понравилась. Приятно было встретить хороших футболистов разных поколений. И подвигались немного, и после матча пообщались в удовольствие. Третий тайм тоже очень важен.
- Вашего сына Антона Рыкуна недавно заявили за главную команду «Днепра». Как восприняли новость?
– Конечно, положительно. Как на такое можно еще реагировать?
- От него очень большие ожидания. В том числе и из-за вас.
– Если он хочет чего-то добиться в футболе, то должен смотреть только на себя. У него есть задатки, я считаю. Я вижу желание добиться чего-то в футболе. Я очень надеюсь, что у Антона все получится.
- Манера игры похожа на вашу?
– Пас есть, голова есть. К тому же, замечаю, что он гораздо больше меня склонен к отбору мяча. Стелется в подкатах, что со мной случалось крайне редко.
Ему еще 16 лет. Ну или уже 16. В любом случае время развить в себе качества нормального футболиста у него есть.
- Его игры обсуждаете?
– Не скажу, что постоянно, но обсуждаем. Что-то я советую, о чем-то он сам спрашивает. Надеюсь, это ему как-то помогает.
- Вариант тренерства рассматриваете?
– Нет. По крайней мере главным тренером на данном этапе я себя не вижу. Хотя не отказался бы поработать вторым, к примеру, у такого как Маркевич. И поучиться у него, и постараться передать что-то хавам, нападающим.
В общем, зарекаться не буду, но пока вариант возглавить кого-то не рассматриваю.
- Почему в Украине такой дефицит с креативными игроками? Проблема в тренерах или футболистах?
– Да все вместе, наверное. Сейчас вроде трудные времена для страны, но у многих условия, о которых мы детьми могли только мечтать. Поля, экипировка…
Хотя и молодежь другая. Все в этих телефонах, планшетах. В нашем детстве мяч, по сути, и был одним развлечением. Ну зимой еще шайба. А сейчас столько всего, что тяжело найти время для футбола. Отсюда и такой результат.
- В прошлом сезоне вы попробовали себя в роли комментатора. Как Вам телевизионный опыт?
– В принципе неплохо. Мне нравится все, что связано с футболом. Конечно, я мог начать давать кому-то оценки, говорить, что мог бы сделать лучше, сравнивать. Но думаю, это не то чем должен заниматься комментатор. Я понял, что всему нужно учится. Все приходит с опытом.
- То есть, возможны еще эфиры?
- Ну если пригласят – соглашусь.
- А в другом телевизионном формате. К примеру, в роли эксперта.
– Будет кому-то интересно мое мнение – то почему нет. Я открыт для предложений.
p.s. Огромная благодарность Виктору Ожогину и Антону Лотареву за предоставленную возможность создания материала с Александром Рыкуном.
https://ua.tribuna.com/tribuna/blogs/ber...20677.html