2014-05-02, 09:59
«Теневой патриот» Ярославский
Экс-владелец «УкрСиббанка» и «Металлиста» предпочитает тихо продавать и тихо покупать, лавры миротворца ему ни к чему
Александр Ярославский всегда был бизнесменом, старающимся держаться в тени. Даже будучи депутатом Верховной Рады в 2003–2006 гг., публичностью особо не отличался. Исключение составляли разве что футбольный вопросы, которые он, несмотря на свою стабильную прописку в топ-100 самых богатых украинцев, всегда охотно комментировал.
Последний отказ от публичной деятельности датируется мартом нынешнего года, когда Ярославский отклонил предложение стать губернатором Харьковской области (говорят, его сделал вице-премьер Владимир Гройсман). Позиция Александра Владиленовича вызвала непонимание у многих харьковчан — кому, как ни сохранившему авторитет бизнесмену, пристало возглавить область в такой сложный для страны период! Но олигарх ответил отказом: "я убежден, что для того, чтобы быть патриотом своей большой или малой родины, не обязательно быть мэром, губернатором или занимать какую-то другую должность".
Хотя со стороны могло показаться, что изрядно обиженный на старую власть человек с удовольствием воспользуется возможностью выяснить отношения. Достаточно вспомнить, как его сначала вынудили продать черкасский "Азот" Дмитрию Фирташу, потом харьковский клуб "Металлист" Сергею Курченко, а руководство региона в лице Геннадия Кернеса и Михаила Добкина фактически выжило олигарха из местной политики. После того как стадион "Металлист" был "возвращен" в собственность местной общины, Ярославский говорил, что не удивится, если у него попытаются забрать аэропорт или гостиницу "Харьков Палас".
Впрочем, прибылей у Ярославского всегда было больше, чем убытков, его основной принцип "купить дешево — продать дорого", а жизненное кредо — "все продается". В подтверждение приведем немного статистики: купив в свое время 14% спорных акций "Киевстара" за $5 млн, он спустя пять лет продал их за $65 млн; приобретя "УкрСиббанк" за $20 млн, спустя десять лет продал финучреждение французам за $350–400 млн; аналогичная разница в цене покупки и продажи была и при уступке 25% НГЗ Олегу Дерипаске и 75% "Росавы" Константину Жеваго. По такому же принципу его бизнес строился и последние четыре года. Говорят, Дмитрий Фирташ изрядно переплатил за черкасский "Азот" (эксперты его оценивали в $500 млн, но Ярославский уверяет, что менее чем за $800 млн не продавал бы). Да и "Металлист", судя по всему, Курченко достался не бесплатно — не менее $100 млн плюс еще $70 млн за стадион.
В последние годы Ярославский развивал два направления бизнеса, не исключено, что тоже на продажу. Во-первых, девелоперский бизнес с замкнутым циклом (пять гранитных карьеров, производители стройматериалов, строительная компания, торговые центры и гостиница), во-вторых, аэропорт с собственной авиакомпанией ("Авиалинии Харькова" сейчас в основном занимаются чартерами, но ожидается их выход на регулярные рейсы и увеличение перевозок к 2016 г. до примерно 1 млн пассажиров в год). Кроме того, он продолжал скупать то, что плохо лежало. Например, купил за $10 млн 30% находящегося на грани банкротства девелопера "XXI век" (до кризиса этот пакет оценивался в $300–350 млн.), забрал за долги три ТРЦ сети "Караван".
Еще недавно Ярославский утверждал, что видит свое будущее только в Украине. "У меня периодически возникало желание жить в Америке, потом хотелось жить в Лондоне, затем – в Швейцарии. Так я добрался до Мартовой. И я понял, что кроме Мартовой я больше нигде жить не хочу". Мартовая — это село под Харьковом, где расположена резиденция Ярославского. Однако будет ли она столь же любима Александром Владиленовичем, если окажется на территории другого государства, — вопрос, остающийся открытым.
Цитата:
"Я убежден, что для того, чтобы быть патриотом своей большой или малой родины, не обязательно быть мэром, губернатором или занимать какую-то другую должность".
www.dsnews.ua