За пять месяцев этого года Хуанде Рамос оставил о себе куда лучшее впечатление, чем за предыдущие тридцать девять. Если еще в январе большинство разбирающихся в футболе людей готовы были поставить на то, что испанец по окончании сезона покинет «Днепр», то теперь котировки и интонации сарафанного радио изменились. Для кого-то это прозвучит смешно, но не косвенной, а вполне прямой причиной ренессанса двукратного обладателя Кубка УЕФА стали политические события в Киеве и в Украине в целом.
Если бы не Майдан и его последствия, Игорь Коломойский вряд ли оставил бы насиженное место в Швейцарии и вернулся на родину, чтобы наводить порядок и расчищать авгиевы конюшни. Владелец заводов, газет и пароходов вмиг позабыл о своей страсти к неэффективным менеджерам, о которой еще в прошлом году писали некоторые серьезные издания. Проще говоря, Игорю Валерьевичу в каждой сфере деятельности, охватывающей Днепропетровск в частности и Украину в целом, теперь понадобился свой Борис Филатов – не поступающийся принципами профессионал, готовый полностью выложиться ради общего дела и успеха. И зрелище, то есть футбол, в планах стояло отнюдь не на последнем месте. Вполне логично, что народ нужно чем-то отвлечь от тягот жизни, но как его отвлечешь, если «Днепр» в последние лет пять-шесть давал, возможно, даже меньше поводов для радости, чем политика?
Рамосу до вмешательства Коломойского работалось непросто. О свободе действий и говорить толком не приходилось – говорят, у испанца ее практически не было. Андрей Стеценко после смерти Кучеревского так увлекся, что начал встревать в тренировочный процесс и кадровые вопросы, которые всегда были прерогативой тренера. Гендиректор «Днепра» обзавелся на всякий случай даже тренерской лицензией УЕФА. Владимиром Бессоновым управлять было на удивление легко, но приводило это к провалам вроде вылета из квалификации Лиги Европы от «Леха». Попавший в эту колею Рамос через пару лет стал казаться хитрым пенсионером с замашками Остапа Бендера, который за шесть миллионов в год готов был исполнять роль громоотвода и отвлекать на себя внимание, пока кое-кто другой шаманит с бубном вместо поиска правильного научного подхода.
Весна-2014 показала, что все немного не так. Если бы испанский специалист хотел лишь посидеть в тени и при этом обогатиться, облик его команды во второй части сезона не преобразился бы так резко. Будь в «Днепре» хоть один нападающий, способный не только остановить мяч, но и не упустить его за пределы поля после второго касания, то все было бы еще интереснее. Достаточно лишь сравнить две победы над «Шахтером» – если осенняя даже при благожелательности дончан и определенном преимуществе была следствием ряда случайностей, то этой весной действующего (и будущего, как оказалось) чемпиона в великолепном стиле разделали под орех. «Днепр» Рамоса выигрывал у «Днепра» Стеценко не только в зрелищности, но и в эффективности. Мяч окончательно опустился вниз, куда-то девалась необъяснимая тяга к лонгболлам (и не приученный играть в такой футбол Зозуля тут же сел на скамейку). Не хватило лишь глубины скамейки и характера для того, чтобы спустя четверть века наконец-то пополнить клубный музей трофеем.
Сейчас все вроде бы идет к хэппи-энду и подготовке к продолжению банкета. Игроки, которые доселе казались серой аморфной массой, когда речь шла о делах в раздевалке, единогласно настаивают на продлении контракта с Рамосом. Де-юре остающийся на ответственной должности Стеценко де-факто уже не имеет прежних властных полномочий. Да и финансовые условия, предложенные Игорем Коломойским Рамосу, пока что безальтернативно лучшие. Но испанец зачем-то берет время на раздумия, отказываясь уже сейчас поставить подпись под новым контрактом. В чем же дело?
Во-первых, титулованный специалист за четыре года мог устать от украинских реалий. Шутки шутками, но для среднестатистического европейца здешние места – такая же экзотика, как и экзотический Таиланд. Речь вовсе не о быте (хотя до Рамоса вполне мог дойти слух, что в некоторых районах Днепропетровска о стационарной подаче горячей воды забыли еще в конце девяностых) или культурных различиях – просто даже золотая клетка рано или поздно надоедает.
Во-вторых, он мог взять пример с Джованни Трапаттони и решить, что в шестьдесят жизнь только начинается. Предложение возглавить сборную Греции, о котором второй месяц судачат европейские СМИ, заманчиво не столько с финансовой точки зрения (Коломойский при желании перебьет любую сумму), сколько в плане возможности получить новый опыт. С национальными командами, в конце концов, Рамос еще не работал.
Пожалуй, это все факторы, которые могут подтолкнуть его к отъезду из Украины. На другой чаше весов – исторический шанс пробиться в Лигу чемпионов, самостоятельность в кадровых вопросах (в кои-то веки клуб будет приобретать тех игроков, которые действительно нужны тренеру) и работа с командой без лишних подсказок. Пока же и о Рамосе, и о нас можно с уверенностью констатировать лишь один факт: не меняют своего мнения лишь дураки.
Здесь