2012-08-19, 22:09
Приветствую всех коллег по фанатизму 80-х, кого знаю - Трек (Прохожий), Газзаев - и кого и не знаю.:blush:
На другом форуме я уже начал воспоминания о тех выездах. Уже опубликован московский выезд спаренный "Спартак" и "Динамо" и Ереван - 1984. Перевожу сюда их.
Начну с Вильнюса - 1984.
"Жальгирис" - "Металлист". 22 марта 1984 г.
Туда и там.
В это нереально поверить, но съездил в эту нынешнюю столицу страны Евросоюза всего за червонец тогда – 10 р.!
Дело в том, что моя мать боялась отпускать меня так далеко и спрятала дома все деньги. Я тогда ещё учился в ПТУ и карманных денег не имел. Пришлось поехать с тем, что было – красной десяткой в кармане. За все 4 дня пути этого выезда ел только один раз в самом начале, в поезде, взятые из дому кусок сала и полбуханки хлеба. Отсутствие денег меня не могло остановить тогда.
Это было 21 марта, 3-й тур, на деревьях не распустились ещё почки и кое-где лежал снег. Поехал я с фанатом по кличке «Флаг» (чуть искажённая кличка). Он был на 2 года старше меня и на происходящее реагировал флегматично, и казалось, ему было всё пофиг. Отсюда и его прозвище. В то время у него продолжалась относительно безоблачная юность, т.к. его мать тогда работала в райисполкоме. Во всех городах, куда он ездил на футбол, у него были, как он говорил, «родственники», которые давали ему и кров, и пищу. Причём города это были довольно разные - и Москва, и Минск, и Вильнюс, и Тбилиси, и Киев – и родственники во всех них явно быть не могли у обычного советского человека. Позднее выяснилось, что эти «родственники» - коллеги его матери по работе, за которыми его мама просила в их городе за ним «присматривать». В СССР действовал принцип партийного «братства», когда на разных съездах, конференциях или собраниях партработники всех рангов и мастей из разных городов знакомились, договаривались помогать друг другу дефицитными товарами, поступлением в вузы их детей, путёвками на престижные курорты и т.п. Ну а мать Флага просила в тех городах, куда он ездил болеть за любимой командой, лишь присмотреть за своим сыночком.
Впоследствии судьба Флага была трагична. К началу 90-х он стал спиваться и, когда мать ушла на пенсию, растеряв все партийные связи при новой власти, Флаг влип с дружками в какую-то халепу. Престижную квартиру пришлось продать и купить более скромное жильё.
Но впоследствии Флаг образумился. Он познакомился с каким-то предприимчивым парнем, который уговорил его вырученные средства от квартиры вложить в общее дело. Что Флаг и сделал. Они купили пункт приёма посуды, металлолома и мастерскую по производству надгробных плит, которые давали Флагу ещё до середины 2000-х неплохой стабильный доход. Лучшее применение своих средств от продажи квартиры уже без связей он вряд ли бы где-то нашёл, хоть этот парень сам ничего не вкладывал, а прокрутил лишь его деньги.
Но вот со здоровьем у Флага уже к середине 2000-х было неважно из-за алкоголя. И когда он пропал на последние лет 7-8 из поля зрения, я уже стал предполагать самое худшее. Но, к счатью, пока всё нормально и тяжёлый алкоголь он уже не употребляет.
Но тогда он сделал для меня благое дело, купив на поезд "Харьков – Калининград" по своему студенческому за 50-процентную скидку мне билет до Вильнюса всего за 6 рублей. У меня тоже был ученический, но на нём по каким-то причинам не было повторной печати и он был не действителен. Я его брал в дорогу вместо паспорта, которого у меня ещё в 17 лет, кажется, не было. Таким образом, у меня оставалось на Вильнюс из 10 всего 4 рубля - на программки к матчу и билет на футбол.
Да и выехал я, как последний лох, - в бурсацком клетчатом пальто, которое мне выдали в ПТУ, и в ратиновой кепке «аэродром», которую шили тогда грузины-кооператоры. Даже Флаг это отметил и критиковал этот мой прикид.
Сутки дороги под хлеб и сало из дому и разговоры о футболе с Флагом, однако, прошли быстро и поздно вечером ко дню матча мы приехали в Вильнюс. Ночевали на вокзале. Флаг во сне что-то говорил, вставал с места сонный, куда-то шёл и падал. Я поднимал его и усаживал опять. Утром он ушёл к своим райисполкомовским «родственникам». Я стрельнул у него взаймы ещё пятёрку и остался совсем один, в бурсацком пальто, без денег. Эти занятые 5 рублей потом мне очень пригодились на обратной дороге.
Помню, как гулял целый день по старинному Вильнюсу, сидел в его двориках и наблюдал за местными детьми и их мамашами. Несколько раз меня о чём-то спрашивали на-литовском, несмотря на моё бурсацкое пальто, и меня это очень выводило из себя. Вероятно, внешне я всё же был похож на литовца.
Спрашивали, видимо, который час или как пройти, даже девушки, а я, наученный нашими рассказами, что там не любят приезжих, стал притворяться глухонемым и показывать на свои уши, что-то мыча. Люди с недоумением шарахались.
Перед матчем познакомился с группой гродненских сверстников, которые также приехали на матч. Дело в том, что от Гродно не было прямой ж/д ветки до Минска, за то была ветка до Вильнюса и гродненская советская молодёжь считала центром цивилизации тогда не Минск, а Вильнюс.
На оставшиеся 3 рубля купил 15 программок по 20 копеек и на рубль – билет на матч.
В районе стадионa поразили нарисованные гидролаком нацистские свастики и слово с полметра высотой BORUSSENFRONT, причём буквы SS были в форме SS-овских молний. На матче для фанатов была полная свобода. Никаких запретов на шарфы, махание флагами, скандирование, как это было тогда по всей стране. Видимо, прибалтам, как европейской «витрине» СССР, позволялись бОльшие свободы, чем везде в стране.
Первый тайм смотрел за воротами. Ho в перерыве пересел на центральную трибуну, на первый ряд, сразу за командами. А поскольку козырька над скамейкой запасных на стадионе «Жальгирио» тогда не было, мою рожу в кепке и пальто показали по «Футбольному обозрению», которое вёл Владимир Перетурин. Жаль, что в архивах этот выпуск не сохранился. Я бы даже заплатил что-то, чтобы увидеть себя молодого и дурного. С Флагом мы уже не встретились на этом выезде, даже на матче..
Что касается футбола, то «Металлист» в 80-е годы всегда удачно играл с силовым и нескоростным «Жальгирисом», потому что и сам играл по этой же схеме – столкновения лоб в лоб, подкаты, насыщенная защита в надежде на единственный шанс нападающего. Счёт матча – 0:0. Голевых моментов почти не было.
Фото спустя месяц после этого выезда.
29 апреля 1984 года. Днепропетровск. "Днепр" - "Металлист". Группа харьковских болельщиков.
Из интересных личностей.
2-й ряд слева направо.
1-й слева. Боря Б.
2-й слева. Легендарная фигура - человек, который НИКОГДА не говорил правду, всегда врал. Прозвище - "Гвоздь". Но и ему в советские годы нашлась работа. Он работал в 1985-86 гг. помощником администратора "Металлиста", носил спортамуницию и вещи команды. В 90-е годы спился. В 90-е я его видел уже или избитым у пивной, сливающим пиво или в строю среди 15-суточников с лопатами во главе с милиционером.
3-й слева. Старый фанат и поэт Леонид СамойлОвич ("Шолтысик"). Перед выездными матчами вдохновлял болельщиков своими стихами. Запомнилось последнее четверостишие его стиха, напутствовавшего болел перед финалом Кубка СССР 1983 г. "Шахтёр" - "Металлист":
"Быть объективным - долг первейший,
Но я в мечте предельно чист.
КАК вариант - ...Я по натуре - оптимист.
Пусть победит в Москве сильнейший
И пусть им будет "Металлист"!"
Лет 10 тому назад умер в нищете от пневмонии. Незадолго до своей смерти пришёл к тогдашнему президенту "Металлиста" А.Б.Фельдману и попросил устроить его на работу фанатом №1 по примеру фаната №1 "Динамо" Киева Парамона, которого по распоряжению президента клуба И.Суркиса возили с командой на матчи бесплатно и дали работу уборщиком в Бориспольском аэропорту. Однако Фельдман ему ответил: "Да фанаты у нас есть. Команды нет".
Увы, богатые евреи равнодушны к просьбам бедных евреев...
1-й ряд слева направо. Более благополучный в плане алкоголя. :smile:
1-й слева - я.
2-й слева, одно лицо в профиль - Авиатор. Сейчас в очередной раз пытается стать депутатом Верховной Рады.;)
3-й слева - Женя. Малопримечательный типаж. В 90-е годы был женат на белгородке, отец которой, его тесть, работал в тамошней обладминистрации, и он держал в связи с этим сеть магазинов в Белгороде. Затем развёлся и соответственно потерял магазины. Сейчас живёт на пособие по безработице в Монреале, т.е. рядовой канадский халявщик.
Возвращение.
Cамым сложным было доехать от Вильнюса до Минска с этими четырьмя рублями, занятыми у Флага, потому что электрички между Литвой и Белоруссией не стыковались. Да и ждать надо было их до утра, а это лишнее время в пути и голод уже подтачивал мой желудок. Ну доехал бы я до границы, а как дальше? Фанатский стаж у меня на тот момент был один год и я ещё не имел навыков и техники бесплатного проезда в поездах, что на фанатском жаргоне именуется «вписка».
Однако на моё счастье в ту ночь был такой поезд «Рига – Симферополь» с одним общим безразмерным вагоном, который штурмовала в Вильнюсе толпа где-то из около 40 человек. Поезд стоял 5 минут и проводник бросил это безнадежное дело – проверять билеты – и открыл все шлюзы. Все полки в вагоне были переполнены и ворвавшееся в вагон в Вильнюсе просто стали в проходе. Я стал в дальнем тамбуре и так и простоял вплотную с десятью другими пассажирами все 4 часа до Минска. Одного окна в двери не было и на станциях через него также залазили люди и им помогали влезть уже стоящие. Холодный ночной воздух марта пробирал насквозь, но я был рад, что был спасён и вряд ли уже буду высажен до самого Минска. Впоследствии мне бы можно было бы после Минска пробраться в плацкартные вагоны и спрятаться на третьей полке до Чернигова, но я тогда этого ещё не умел, да и не знал маршрут поезда. Заехать не туда тоже не хотелось.
В Минск я приехал под утро. Помню, до электрички на Осиповичи мне оставалось часа 3. Я попытался купить билет до полпути по ученическому за эти оставшиеся 4 рубля, но в кассе этот студенческий посчитали недействительным.
До Осиповичей ревизии в электричке не было. А вот в «Осиповичи – Жлобин» была ревизорша – толстая старая белоруска, произносившая с грубым твёрдым акцентам название моего города: «Приехал тут из сваяво Харрркова к нам бяз денях…» Но тем не менее ревизорша не высадила меня, войдя в моё положение, а выписала по паспорту квитанцию на 3 рубля на имя Жлобинского отделения Белорусской железной дороги. За что спасибо ей через годы. Эти 3 рубля в Жлобин потом заплатила в сберкассе моя мать. В электричке «Жлобин – Гомель» ревизии не было тоже.
Следующая электричка «Гомель – Щорс» привозила меня в Украину. Это была последняя вечерняя электричка из Гомеля. В неё садились какие-то унылые работяги с чекушками, дешёвым советским вином типа «Золотая осень» или «Яблочное» и закуской. Помнится, перед её отправлением я стоял в тамбуре и курил, как ко мне подошёл один мужик и сказал:
-Забейся сюда в угол и в вагон не заходи.
Я удивился, но так и сделал. Через 15 минут после отправления в вагоне завязалась масштабная драка стенка на стенку. Мужики с бессмысленными выражениями лица били друг друга, что под руку попадётся, в том числе и выпитыми бутылками. Кто-то пытался выйти на своей станции, но его затягивали в вагон, поддавая стусанов. Кто-то наоборот выходить не хотел и держался за поручни, но его выталкивали ногами. Однако меня в уголку тамбура эта куча-мала по странному стечению обстоятельств не затянула в свой круговорот. Прав был тот мужик, который посоветовал мне не вылазить из этого уголка. Спасибо и ему через годы.
Наконец пьяные рабочие вышли на своих и не на своих станциях и я приехал в Щорс.
Прямо на проходе на вокзал у одного мужика из-за пазухи выпала и разбилась полная бутылка дешёвого вина. Появился дежурный милиционер, но мужик этот успел от него улизнуть. Тогда милиционер свой взор направил на меня.
-Твоя?
-Да вы что, дядя, я ж совсем не пью.
Типаж лица этого милиционера был таким своим, простым и рабочим, а голос таким себе сочувствующим якобы тебе. Но это впечатление было, разумеется, обманчиво.. Позднее с этим типажом лица я сталкивался не раз, когда сочувствующий голос и честный прямой взгляд советского служащего порядка тебя упекал куда-то. На перифериях этот тип лица и сочувствующий голос сохранился ещё вплоть до 90-х годов. Да вот и недавно у ж/д переезда, который был оснащён автоматическим шлагбаумом, наш «Запорожец» на поиске трясущейся рукой с жезлом тормознул такой вот честный ГАИшник с «сочувстсвующими" взглядом и голосом. Он надеялся содрать с нас что-то за то, что мы не остановились у переезда. Но товарищ к тому времени уже твёрдо знал правила движения и то, что на переездах со шлагбаумами можно не останавливаться, и "честный взгляд" потупил свой взор, не солоно хлебавши. Иномаркам этот "честный взгляд" на переездах за неостановку уже не махал своим жезлом.
А тогда, в апреле 84-го, «сочувствующий голос» сказал мне сочувственно уже в своей коморке:
-Документы есть?
-Мне же нет семнадцати. Ученический есть. Я еду домой, в Харьков, с футбольного матча «Жальгирис» - «Металлист». Неужели вы не сталкивались с фанатами раньше?
-Фанаты так не ездят, на электричках. Ездить надо на поездах. Я должен сдать тебя в детский приёмник, - сказал дежурный милиционер опять сочувственно. - Сейчас подъедет УАЗик и мы отправим тебя в Чернигов.
-Но почему?
-У тебя нет денег.
-Ну вот же 4 рубля, - я достал и показал ему хранимые мной эти 4 рубля, хоть не раз меня посещали соблазны на вокзалах накупить на них пирожков и лимонадов. – Я думаю, их хватит добраться до дома.
И «сочувственный голос» как-то сник и обмяк. Ему было не чем крыть. Ученический у меня был, деньги тоже.
Эти 4 рубля мне однако хватило на плацкарт до Люботина, а не до Харькова. Люботин - это меньше часа езды на электричке от Харькова. (Только ударение надо делать на ЛюботИн. У меня есть даже поговорка: «Ответим на киевский ЛюбОтин нашим харьковским ЯгОтин. Это городок от Киева в харьковском направлении, ж/д узел, под которым родился известный футболист Андрей Шевченко). Правда, проводница всё-таки высадила меня голодного и в уже заметно испачканном бурсацком пальто утром в Люботине и не дала доехать на шару до конца, напутствовав, что доеду и на электричке, но это уже было не так важно.
Единственно, что помню, вернувшись домой после четырёх дней пути на голодный желудок, это вкус мамкиных макарон с мелко нарезанной тушёной свининой и подливой. После этого выезда мать уже не прятала перед выездами от меня карманные деньги.
На другом форуме я уже начал воспоминания о тех выездах. Уже опубликован московский выезд спаренный "Спартак" и "Динамо" и Ереван - 1984. Перевожу сюда их.
Начну с Вильнюса - 1984.
"Жальгирис" - "Металлист". 22 марта 1984 г.
Туда и там.
В это нереально поверить, но съездил в эту нынешнюю столицу страны Евросоюза всего за червонец тогда – 10 р.!
Дело в том, что моя мать боялась отпускать меня так далеко и спрятала дома все деньги. Я тогда ещё учился в ПТУ и карманных денег не имел. Пришлось поехать с тем, что было – красной десяткой в кармане. За все 4 дня пути этого выезда ел только один раз в самом начале, в поезде, взятые из дому кусок сала и полбуханки хлеба. Отсутствие денег меня не могло остановить тогда.
Это было 21 марта, 3-й тур, на деревьях не распустились ещё почки и кое-где лежал снег. Поехал я с фанатом по кличке «Флаг» (чуть искажённая кличка). Он был на 2 года старше меня и на происходящее реагировал флегматично, и казалось, ему было всё пофиг. Отсюда и его прозвище. В то время у него продолжалась относительно безоблачная юность, т.к. его мать тогда работала в райисполкоме. Во всех городах, куда он ездил на футбол, у него были, как он говорил, «родственники», которые давали ему и кров, и пищу. Причём города это были довольно разные - и Москва, и Минск, и Вильнюс, и Тбилиси, и Киев – и родственники во всех них явно быть не могли у обычного советского человека. Позднее выяснилось, что эти «родственники» - коллеги его матери по работе, за которыми его мама просила в их городе за ним «присматривать». В СССР действовал принцип партийного «братства», когда на разных съездах, конференциях или собраниях партработники всех рангов и мастей из разных городов знакомились, договаривались помогать друг другу дефицитными товарами, поступлением в вузы их детей, путёвками на престижные курорты и т.п. Ну а мать Флага просила в тех городах, куда он ездил болеть за любимой командой, лишь присмотреть за своим сыночком.
Впоследствии судьба Флага была трагична. К началу 90-х он стал спиваться и, когда мать ушла на пенсию, растеряв все партийные связи при новой власти, Флаг влип с дружками в какую-то халепу. Престижную квартиру пришлось продать и купить более скромное жильё.
Но впоследствии Флаг образумился. Он познакомился с каким-то предприимчивым парнем, который уговорил его вырученные средства от квартиры вложить в общее дело. Что Флаг и сделал. Они купили пункт приёма посуды, металлолома и мастерскую по производству надгробных плит, которые давали Флагу ещё до середины 2000-х неплохой стабильный доход. Лучшее применение своих средств от продажи квартиры уже без связей он вряд ли бы где-то нашёл, хоть этот парень сам ничего не вкладывал, а прокрутил лишь его деньги.
Но вот со здоровьем у Флага уже к середине 2000-х было неважно из-за алкоголя. И когда он пропал на последние лет 7-8 из поля зрения, я уже стал предполагать самое худшее. Но, к счатью, пока всё нормально и тяжёлый алкоголь он уже не употребляет.
Но тогда он сделал для меня благое дело, купив на поезд "Харьков – Калининград" по своему студенческому за 50-процентную скидку мне билет до Вильнюса всего за 6 рублей. У меня тоже был ученический, но на нём по каким-то причинам не было повторной печати и он был не действителен. Я его брал в дорогу вместо паспорта, которого у меня ещё в 17 лет, кажется, не было. Таким образом, у меня оставалось на Вильнюс из 10 всего 4 рубля - на программки к матчу и билет на футбол.
Да и выехал я, как последний лох, - в бурсацком клетчатом пальто, которое мне выдали в ПТУ, и в ратиновой кепке «аэродром», которую шили тогда грузины-кооператоры. Даже Флаг это отметил и критиковал этот мой прикид.
Сутки дороги под хлеб и сало из дому и разговоры о футболе с Флагом, однако, прошли быстро и поздно вечером ко дню матча мы приехали в Вильнюс. Ночевали на вокзале. Флаг во сне что-то говорил, вставал с места сонный, куда-то шёл и падал. Я поднимал его и усаживал опять. Утром он ушёл к своим райисполкомовским «родственникам». Я стрельнул у него взаймы ещё пятёрку и остался совсем один, в бурсацком пальто, без денег. Эти занятые 5 рублей потом мне очень пригодились на обратной дороге.
Помню, как гулял целый день по старинному Вильнюсу, сидел в его двориках и наблюдал за местными детьми и их мамашами. Несколько раз меня о чём-то спрашивали на-литовском, несмотря на моё бурсацкое пальто, и меня это очень выводило из себя. Вероятно, внешне я всё же был похож на литовца.
Спрашивали, видимо, который час или как пройти, даже девушки, а я, наученный нашими рассказами, что там не любят приезжих, стал притворяться глухонемым и показывать на свои уши, что-то мыча. Люди с недоумением шарахались.
Перед матчем познакомился с группой гродненских сверстников, которые также приехали на матч. Дело в том, что от Гродно не было прямой ж/д ветки до Минска, за то была ветка до Вильнюса и гродненская советская молодёжь считала центром цивилизации тогда не Минск, а Вильнюс.
На оставшиеся 3 рубля купил 15 программок по 20 копеек и на рубль – билет на матч.
Программка к матчу "Жальгирис" - "Металлист" - 84, которых я купил 15 штук на 3 рубля для перепродажи
В районе стадионa поразили нарисованные гидролаком нацистские свастики и слово с полметра высотой BORUSSENFRONT, причём буквы SS были в форме SS-овских молний. На матче для фанатов была полная свобода. Никаких запретов на шарфы, махание флагами, скандирование, как это было тогда по всей стране. Видимо, прибалтам, как европейской «витрине» СССР, позволялись бОльшие свободы, чем везде в стране.
Первый тайм смотрел за воротами. Ho в перерыве пересел на центральную трибуну, на первый ряд, сразу за командами. А поскольку козырька над скамейкой запасных на стадионе «Жальгирио» тогда не было, мою рожу в кепке и пальто показали по «Футбольному обозрению», которое вёл Владимир Перетурин. Жаль, что в архивах этот выпуск не сохранился. Я бы даже заплатил что-то, чтобы увидеть себя молодого и дурного. С Флагом мы уже не встретились на этом выезде, даже на матче..
Что касается футбола, то «Металлист» в 80-е годы всегда удачно играл с силовым и нескоростным «Жальгирисом», потому что и сам играл по этой же схеме – столкновения лоб в лоб, подкаты, насыщенная защита в надежде на единственный шанс нападающего. Счёт матча – 0:0. Голевых моментов почти не было.
Фото спустя месяц после этого выезда.
29 апреля 1984 года. Днепропетровск. "Днепр" - "Металлист". Группа харьковских болельщиков.
Из интересных личностей.
2-й ряд слева направо.
1-й слева. Боря Б.
2-й слева. Легендарная фигура - человек, который НИКОГДА не говорил правду, всегда врал. Прозвище - "Гвоздь". Но и ему в советские годы нашлась работа. Он работал в 1985-86 гг. помощником администратора "Металлиста", носил спортамуницию и вещи команды. В 90-е годы спился. В 90-е я его видел уже или избитым у пивной, сливающим пиво или в строю среди 15-суточников с лопатами во главе с милиционером.
3-й слева. Старый фанат и поэт Леонид СамойлОвич ("Шолтысик"). Перед выездными матчами вдохновлял болельщиков своими стихами. Запомнилось последнее четверостишие его стиха, напутствовавшего болел перед финалом Кубка СССР 1983 г. "Шахтёр" - "Металлист":
"Быть объективным - долг первейший,
Но я в мечте предельно чист.
КАК вариант - ...Я по натуре - оптимист.
Пусть победит в Москве сильнейший
И пусть им будет "Металлист"!"
Лет 10 тому назад умер в нищете от пневмонии. Незадолго до своей смерти пришёл к тогдашнему президенту "Металлиста" А.Б.Фельдману и попросил устроить его на работу фанатом №1 по примеру фаната №1 "Динамо" Киева Парамона, которого по распоряжению президента клуба И.Суркиса возили с командой на матчи бесплатно и дали работу уборщиком в Бориспольском аэропорту. Однако Фельдман ему ответил: "Да фанаты у нас есть. Команды нет".
Увы, богатые евреи равнодушны к просьбам бедных евреев...
1-й ряд слева направо. Более благополучный в плане алкоголя. :smile:
1-й слева - я.
2-й слева, одно лицо в профиль - Авиатор. Сейчас в очередной раз пытается стать депутатом Верховной Рады.;)
3-й слева - Женя. Малопримечательный типаж. В 90-е годы был женат на белгородке, отец которой, его тесть, работал в тамошней обладминистрации, и он держал в связи с этим сеть магазинов в Белгороде. Затем развёлся и соответственно потерял магазины. Сейчас живёт на пособие по безработице в Монреале, т.е. рядовой канадский халявщик.
Возвращение.
Cамым сложным было доехать от Вильнюса до Минска с этими четырьмя рублями, занятыми у Флага, потому что электрички между Литвой и Белоруссией не стыковались. Да и ждать надо было их до утра, а это лишнее время в пути и голод уже подтачивал мой желудок. Ну доехал бы я до границы, а как дальше? Фанатский стаж у меня на тот момент был один год и я ещё не имел навыков и техники бесплатного проезда в поездах, что на фанатском жаргоне именуется «вписка».
Однако на моё счастье в ту ночь был такой поезд «Рига – Симферополь» с одним общим безразмерным вагоном, который штурмовала в Вильнюсе толпа где-то из около 40 человек. Поезд стоял 5 минут и проводник бросил это безнадежное дело – проверять билеты – и открыл все шлюзы. Все полки в вагоне были переполнены и ворвавшееся в вагон в Вильнюсе просто стали в проходе. Я стал в дальнем тамбуре и так и простоял вплотную с десятью другими пассажирами все 4 часа до Минска. Одного окна в двери не было и на станциях через него также залазили люди и им помогали влезть уже стоящие. Холодный ночной воздух марта пробирал насквозь, но я был рад, что был спасён и вряд ли уже буду высажен до самого Минска. Впоследствии мне бы можно было бы после Минска пробраться в плацкартные вагоны и спрятаться на третьей полке до Чернигова, но я тогда этого ещё не умел, да и не знал маршрут поезда. Заехать не туда тоже не хотелось.
В Минск я приехал под утро. Помню, до электрички на Осиповичи мне оставалось часа 3. Я попытался купить билет до полпути по ученическому за эти оставшиеся 4 рубля, но в кассе этот студенческий посчитали недействительным.
До Осиповичей ревизии в электричке не было. А вот в «Осиповичи – Жлобин» была ревизорша – толстая старая белоруска, произносившая с грубым твёрдым акцентам название моего города: «Приехал тут из сваяво Харрркова к нам бяз денях…» Но тем не менее ревизорша не высадила меня, войдя в моё положение, а выписала по паспорту квитанцию на 3 рубля на имя Жлобинского отделения Белорусской железной дороги. За что спасибо ей через годы. Эти 3 рубля в Жлобин потом заплатила в сберкассе моя мать. В электричке «Жлобин – Гомель» ревизии не было тоже.
Следующая электричка «Гомель – Щорс» привозила меня в Украину. Это была последняя вечерняя электричка из Гомеля. В неё садились какие-то унылые работяги с чекушками, дешёвым советским вином типа «Золотая осень» или «Яблочное» и закуской. Помнится, перед её отправлением я стоял в тамбуре и курил, как ко мне подошёл один мужик и сказал:
-Забейся сюда в угол и в вагон не заходи.
Я удивился, но так и сделал. Через 15 минут после отправления в вагоне завязалась масштабная драка стенка на стенку. Мужики с бессмысленными выражениями лица били друг друга, что под руку попадётся, в том числе и выпитыми бутылками. Кто-то пытался выйти на своей станции, но его затягивали в вагон, поддавая стусанов. Кто-то наоборот выходить не хотел и держался за поручни, но его выталкивали ногами. Однако меня в уголку тамбура эта куча-мала по странному стечению обстоятельств не затянула в свой круговорот. Прав был тот мужик, который посоветовал мне не вылазить из этого уголка. Спасибо и ему через годы.
Наконец пьяные рабочие вышли на своих и не на своих станциях и я приехал в Щорс.
Прямо на проходе на вокзал у одного мужика из-за пазухи выпала и разбилась полная бутылка дешёвого вина. Появился дежурный милиционер, но мужик этот успел от него улизнуть. Тогда милиционер свой взор направил на меня.
-Твоя?
-Да вы что, дядя, я ж совсем не пью.
Типаж лица этого милиционера был таким своим, простым и рабочим, а голос таким себе сочувствующим якобы тебе. Но это впечатление было, разумеется, обманчиво.. Позднее с этим типажом лица я сталкивался не раз, когда сочувствующий голос и честный прямой взгляд советского служащего порядка тебя упекал куда-то. На перифериях этот тип лица и сочувствующий голос сохранился ещё вплоть до 90-х годов. Да вот и недавно у ж/д переезда, который был оснащён автоматическим шлагбаумом, наш «Запорожец» на поиске трясущейся рукой с жезлом тормознул такой вот честный ГАИшник с «сочувстсвующими" взглядом и голосом. Он надеялся содрать с нас что-то за то, что мы не остановились у переезда. Но товарищ к тому времени уже твёрдо знал правила движения и то, что на переездах со шлагбаумами можно не останавливаться, и "честный взгляд" потупил свой взор, не солоно хлебавши. Иномаркам этот "честный взгляд" на переездах за неостановку уже не махал своим жезлом.
А тогда, в апреле 84-го, «сочувствующий голос» сказал мне сочувственно уже в своей коморке:
-Документы есть?
-Мне же нет семнадцати. Ученический есть. Я еду домой, в Харьков, с футбольного матча «Жальгирис» - «Металлист». Неужели вы не сталкивались с фанатами раньше?
-Фанаты так не ездят, на электричках. Ездить надо на поездах. Я должен сдать тебя в детский приёмник, - сказал дежурный милиционер опять сочувственно. - Сейчас подъедет УАЗик и мы отправим тебя в Чернигов.
-Но почему?
-У тебя нет денег.
-Ну вот же 4 рубля, - я достал и показал ему хранимые мной эти 4 рубля, хоть не раз меня посещали соблазны на вокзалах накупить на них пирожков и лимонадов. – Я думаю, их хватит добраться до дома.
И «сочувственный голос» как-то сник и обмяк. Ему было не чем крыть. Ученический у меня был, деньги тоже.
Эти 4 рубля мне однако хватило на плацкарт до Люботина, а не до Харькова. Люботин - это меньше часа езды на электричке от Харькова. (Только ударение надо делать на ЛюботИн. У меня есть даже поговорка: «Ответим на киевский ЛюбОтин нашим харьковским ЯгОтин. Это городок от Киева в харьковском направлении, ж/д узел, под которым родился известный футболист Андрей Шевченко). Правда, проводница всё-таки высадила меня голодного и в уже заметно испачканном бурсацком пальто утром в Люботине и не дала доехать на шару до конца, напутствовав, что доеду и на электричке, но это уже было не так важно.
Единственно, что помню, вернувшись домой после четырёх дней пути на голодный желудок, это вкус мамкиных макарон с мелко нарезанной тушёной свининой и подливой. После этого выезда мать уже не прятала перед выездами от меня карманные деньги.