Украина потратилась на место в "шестерке"
Нынешней зимой украинская Премьер-лига занимает шестое место в мире по суммарным затратам клубов на трансферном рынке, пишет издание "Команда".
Если верить порталу transfermarkt.de, данными которого принято оперировать как наиболее полными и достоверными, впереди нас - лишь элитные дивизионы Англии, Франции, Бразилии, России и Турции.
Причем из общей суммы, которой оперирует сайт (22 с хвостиком миллионов евро), львиная доля приходится на одну-единственную сделку.
Переход Тайсона из «Металлиста» в «Шахтер» действительно оказался примечательным с финансовой точки зрения. 20 млн долларов, которые при пересчете в евро дали сумму в 15 с копейками миллионов, стали рекордной тратой украинского клуба. А прежнее внутреннее достижение оказалось перекрыто в два с лишним раза.
Когда два с половиной года назад «Днепр» заплатил «Шахтеру» за Александра Гладкого семь миллионов евро, эта сумма казалась очень большой. Так о ней отзывался даже сам фигурант перехода. Возможно, данная цифра сослужила плохую службу нападающему, подсознательно оказывая на него психологическое давление.
По крайней мере, прежнего Гладкого, одного из лучших нападающих страны, довольно результативно выступавшего в Харькове и Донецке, на берегах Днепра так и не увидели. Впрочем, в прошлом году Александр вроде бы начал оживать в «Карпатах», и не исключено, что в его карьере будет еще немало ярких эпизодов.
Обновив тогда национальное достижение, но не получив должной отдачи, руководители «Днепра», видимо, сделали соответствующие выводы. Когда через год они покупали у «Металлиста» Дениса Олейника, заплаченная сумма была засекречена.
Хотя некоторые источники называли цифру 10 млн евро, по нашим данным, она не соответствует действительности. Кстати, и этот переход нельзя считать полностью удачным. Более-менее регулярно появляясь на поле в своем первом днепропетровском сезоне, затем Денис все чаще стал проигрывать борьбу за место в составе. Прошлой осенью он частенько оказывался вообще вне заявки на матчи Премьер-лиги.
Вообще «Днепр» не раз выкупал отечественных исполнителей, не сумевших закрепиться в других наших ведущих клубах. Причем среди них преобладали игроки линии атаки. С различным успехом в Днепропетровске выступали экс-киевляне Мелащенко, Венглинский, Зозуля. За первого из них, по слухам, были заплачены немалые деньги, но сколько точно – доподлинно неизвестно. Зозуля и сейчас играет там, являясь в команде Хуанде Рамоса одним из ведущих исполнителей.
А вот сумма, в которую обошелся Ротань, стала достоянием общественности. Президент «Динамо» Игорь Суркис как-то обмолвился, что днепряне заплатили за Руслана пять миллионов долларов – именно ту сумму, которую киевляне и перечислили на счет «Днепра» за него тремя годами ранее. Александра Алиева в данном контексте упоминать не стоит, так как он играл за днепропетровцев на условиях аренды, а переход в том же направлении защитника Мандзюка вряд ли был дорогостоящим. Как и полузащитника Сергея Кравченко.
В целом же большинству исполнителей, проследовавших по данному маршруту, этот переход пошел на пользу, так что можно назвать такую практику вполне успешной, несмотря на некоторые исключения.
Не раз крупные сделки совершал «Днепр» и с «Шахтером». Кроме упомянутого выше Гладкого, в этом контексте можно вспомнить еще трех нападающих —Селезнева, Белика и Воробья. Евгений вообще уникальная личность. По маршруту Донецк - Днепропетровск он проследовал дважды. В обоих случаях фигурировали суммы в пределах пяти миллионов евро, и в обоих случаях такие затраты оказывались совершенно оправданы.
В свой первый приход в «Днепр» Селезнев стал лучшим бомбардиром чемпионата, а во второй – создал конкуренцию в линии атаки и разнообразил тактический рисунок игры команды, став одним из творцов достижения команды Рамоса, выигравшей группу в Лиге Европы и столкнувшей «Динамо» со второй строчки таблицы по итогам первой половины текущего сезона.
Примерно столько же в 2008 году отвалил «Днепр» «Шахтеру» и за Белика. Но для Алексея, в отличие от Евгения, этот трансфер не оказался стимулом для профессионального роста. За три сезона в Днепропетровске из игрока основного состава он превратился сначала в запасного, а затем и вовсе отправился доигрывать в Запорожье. Во сколько обошелся «Днепру» Воробей, мы не знаем. Деньги за него платили, но сумму не афишировали. Андрей два сезона исправно отрабатывал контракт, но его результативность была невысока, и в итоге ему пришлось уступить место другим нападающим.
Кроме упомянутого Селезнева, в обратом направлении, из «Днепра» в «Шахтер», за немалую сумму переходил Константин Кравченко. Говорилось о пяти миллионах долларов, которые позже не принесли той отдачи, которой ждали в Донецке. Выдавая отдельные яркие матчи, полузащитник затем, как правило, уходил в тень. Впрочем, и у него, как и у Александра Гладкого, учитывая возраст, еще есть возможность прервать черную полосу.
Не раз выходило на внутренний рынок с открытой чековой книжкой и «Динамо». Совсем недавно киевлянам пришлось раскошелиться за Селина и Безуса (официально сумма не называлась, говорят о 6—7 млн евро). Из прежних крупных украинских приобретений, помимо Ротаня, стоит упомянуть Максима Коваля. Голкипер перешел из запорожского «Металлурга», по неофициальным данным, за четыре миллиона евро.
Причем Игорь Суркис рассказывал, что его клуб вынужден был пойти на затраты, которые, возможно, выглядели чрезмерными, поскольку Александр Шовковский получил травму и ситуация требовала принимать такое решение. По прошествии двух с половиной лет уже можно сделать вывод, что финансовый риск в данном случае оказался оправданным.
«Шахтер» же, кроме трансферов Селезнева и Кравченко, на украинском рынке деньгами сорил нечасто. Примерно в такую же сумму, 5 млн евро, обошелся горнякам Марко Девич. И хотя от бывшего серба в Донецке пока отдачи было мало, зато тем самым «оранжево-черные» ослабили «Металлист» и не позволили усилиться «Динамо». Так что совсем уж неудачной признавать эту сделку все же не следует Насколько оправданными окажутся затраты на Тайсона – покажет время. В данной ситуации, в свете возможного ухода из команды Виллиана, переезд бразильца из Харькова в Донецк выглядит очень актуальным.
В заключение уточним, что рекордные украинские трансферы, как внутренние, так и с участием зарубежных клубов, конечно, значительно уступают мировым. Самый же крупный контракт, в котором фигурировал наш соотечественник, был заключен между «Челси» и «Миланом», когда лондонцы заплатили за Андрея Шевченко 46 млн евро. Этот переход в общем реестре за историю футбола занимает 12-е место.
Уточним, что некоторые различия в цифрах в разных источниках могут объясняться несколькими причинами. Так, иногда сумма конвертируется из одной валюты в другую по различным курсам, которые плавают из года в год. Кроме того, могут учитываться или не учитываться в общей сумме такие затраты, как выплаты агентам, подъемные игроку. Возможно, поэтому, например, на transfermarkt при переходе Чигринского в «Барселону» значится цифра 22 млн евро, хотя «Шахтер» заявлял о 25-ти миллионах. Однако никакие разночтения не могут опровергнуть тот факт, что Тайсон установил украинский рекорд.
Прессинг