Ускоренное развитие событий на политической арене изменило ситуацию в Украине. Об этом своими мыслями делится обозреватель «СЭ» Николай НЕСЕНЮК.
Пусть простит меня читатель, но я опять начну с далекой истории. Начну для того, чтобы попытаться понять, каким именно образом должны вести себя наши футбольные команды и наши футбольные власти в сложившейся ситуации. А точнее, не в сложившейся, а складывающейся и ежедневно меняющейся. Уголовные следователи утверждают, что уникальных преступлений не бывает. Что-то подобное уже обязательно где-то когда-то было. Надо только вспомнить где и когда.
ПАРАЛЛЕЛИ ИСТОРИИ
Так вот. В сентябре 1973 года сборная СССР в качестве победительницы одной из европейских отборочных групп должна была разыграть путевку в финальный турнир Кубка мира со сборной Чили, выигравшей свою группу в Южной Америке.
Когда чилийские футболисты отправились в СССР, у них в стране было относительно спокойно. Но вдруг грянул военный переворот со стрельбой, убитыми и ранеными, арестованными и так далее. Центральный стадион чилийской столицы Сантьяго был превращен в тюрьму, туда сгоняли задержанных. Там стреляли и убивали. Матч СССР - Чили в Москве тогда состоялся, но по телевизору его не показали. Счет был 0:0. После этого советская сторона обратилась к ФИФА с просьбой перенести ответный матч в другую страну, поскольку играть в Чили на стадионе, где лилась кровь, не считала возможным. ФИФА в свою очередь получила от новой чилийской власти заверения, что стадион готов к игре и отказала в переносе матча. В итоге сборная СССР в Чили не поехала и получила техническое поражение. Тогда всем нашим любителям футбола было очень обидно. Но с другой стороны все понимали правильность решения не играть там, где убивали людей.
Прошло более сорока лет. В Киеве «Динамо» должно было принимать «Валенсию» в рамках Лиги Европы. Стадион был готов, все остальное тоже. Но УЕФА решил перенести матч по просьбе испанской стороны, и в итоге это решение оказалось правильным. Киеву в четверг 20 февраля было не до футбола.
К чему я привел эту историческую параллель? К тому, что сейчас, в отличие от 1973 года, все понимают сложность ситуации. Возможно, если бы игру не перенесли, ничего страшного на стадионе в Киеве не случилось бы, и матч прошел бы нормально. Но играть в Киеве 20 февраля в футбол было не столько опасно, сколько аморально.
Этот же вопрос стоял перед организаторами чемпионата Украины, который должен был возобновиться 28 февраля. С одной стороны возобновление большого футбола в охваченной революцией стране может продемонстрировать стабильность и спокойствие, которые достигнуты после трагических событий, повернувших вспять историю Украины. Собравшиеся на стадионах любители футбола могли бы подтвердить это. Тем более, что противостояние между наиболее активными болельщиками украинских футбольных команд прекращено - все фанаты объявили о своем объединении ради будущего страны. И это не просто очень хорошо, это прекрасно и удивительно.
Но с другой стороны, где гарантия, что на стадионы не попадут люди, которым очень не нравится мирное объединение футбольных болельщиков Украины? Которые, к чему скрывать, до этого много лет подряд использовали или пытались использовать футбольную «вражду» с далеко идущими планами раскола страны. Вы уверены, что на всех без исключения стадионах, где были намечены матчи чемпионата Украины, все будет спокойно? Я не уверен. Не потому что не хочу этого, а потому, что все неравнодушные люди Украины в эти дни накалены до предела. А на футбол ходят как раз именно неравнодушные.
Спокойно ли будет в Харькове, Донецке, Симферополе, Львове? Думаю, что если в этом существует хотя бы одна сотая процента сомнения, не стоит рисковать. Чтобы потом не пришлось горестно разбираться, кто стал зачинщиком провокации с плохо предсказуемыми последствиями.
Еще раз повторяю: очень хочется, чтобы все было спокойно. Но вспоминаю себя самого, целый месяц уверявшего всех вокруг в том, что матчу «Валенсия» - «Динамо» ничего не угрожает и что большой футбол поможет нам всем успокоиться и как результат, если не избежать, то хотя бы уменьшить градус противостояния. Признаю - был неправ. Не мог поверить в то, что в итоге случилось именно в день матча. Скажете, что все уже закончилось? Может быть. Остается верить в лучшее. Верить в то, что наш футбольный чемпионат возобновится и продолжится так, будто бы в стране ничего не случилось. Но и здесь верить не очень получается. Уже не по соображениям безопасности, а по чисто футбольным причинам.
ИНАЧЕ ФУТБОЛУ ПОЛНЫЙ «КРИВБАСС»
Все мы прекрасно знали, кто финансирует наши ведущие футбольные клубы. Знали до последней декады февраля. Сообщения из харьковского «Металлиста», которых стоило ожидать, эти знания поколебали. Оказалось, что один из лидеров чемпионата, подобно криворожскому «Кривбассу» прошлой весной и киевскому «Арсеналу» прошлой осенью, оказался без денег и без хозяина. Заявил о своем уходе тренер Мирон Маркевич. Неизвестно как поведут себя футболисты.
Если в случае с «Кривбассом» и «Арсеналом» футболисты и тренеры три месяца работали бесплатно, то с «Металлистом» сложнее. И не только потому, что харьковским латиноамериканцам с бешеными контрактами есть куда уехать из Украины и есть где остаться. Потому что боюсь, мы имеем дело с тенденцией. Собственно, а почему боюсь?
Давайте сначала попробуем поставить себя на место иностранцев, которым ни к чему рисковать карьерой, репутацией и деньгами в нестабильной стране с непонятной экономической ситуацией. Если год назад и раньше мы все как-то мирились с наличием в одной из наибеднейших стран Европы нескольких наибогатейших футбольных клубов, то теперь могут возникнуть вопросы. Те самые, которые я не уставал постоянно задавать в последние годы. Куда движется наш «профессиональный» футбол, не имея никаких легальных и прозрачных источников финансирования? К чему приведет повальное исчезновение этих «клубов» сразу же после прекращения этого самого непрозрачного финансирования?
Ответов не было. В городах, где большой футбол исчезал, к этому относились равнодушно, а там где он еще существовал - тоже. Даже когда команда высшей лиги исчезла без следа прямо по ходу чемпионата, этого старались не замечать, сосредоточившись на возне вокруг юридических нюансов «пропажи» киевского «Арсенала». В итоге пришлось смириться с тем, что чемпионат «усох» на одного участника.
«БЕНФИКА», КАК ПРИМЕР
Где гарантия, что на волне общественно-политических перемен в стране не начнут «усыхать» все новые и новые «профессиональные» клубы? И помочь им будет некому. Потому что существовать в нынешнем своем виде наши клубы могут только благодаря щедрости своего владельца. И никто не сможет упрекнуть того или иного владельца в том, что он прекратил тратить миллионы на футбол. Есть ли у нас сегодня реальные богачи, которые могут взять «на довольствие» футбольный клуб с многомиллионным бюджетом? Вопрос без ответа. Точно так же нет ответа на вопрос, много ли у нас футбольных меценатов, способных открыто и не таясь продолжать тратить на футбол указанные миллионы, законно и честно ими заработанные? Хотелось, чтобы таких людей было побольше. Но поймет ли их пробудившаяся страна? Будут ли обычные граждане страны-банкрота, выпрашивающей за границей денег «на пропитание», радоваться тому, что в тот или иной футбольный клуб пригласили очередного иностранца на многомиллионный контракт?
Как показали события последних недель, люди у нас оказались удивительно добрыми и отзывчивыми. Оказалось, что украинцы готовы отдать последнее или предпоследнее на доброе дело. Доброе ли дело футбол? Безусловно. И я искренне мечтаю о том времени, когда наши футбольные клубы будут воистину народными, когда свою футбольную команду будут поддерживать своими честно заработанными деньгами десятки тысяч поклонников, как это сейчас делают, например, сотни тысяч официальных членов португальского клуба «Бенфика».
Скажете, что это невозможно? А думали ли вы, что возможным станет то, что случилось у нас в стране? Жизнь показала, что возможно все, если мы все вместе этого искренне хотим.
И если футбол у нас окончательно станет добрым делом (а кто скажет, что материальная поддержка футбола дело не доброе?), тогда у нас не будет причин опасаться за безопасность проведения футбольных матчей, за судьбы любимых болельщиками команд, за успешность нашего чемпионата.
Вряд ли это случится в ближайшие дни. Но идти к этому надо. Иначе футболу нашему - полный «Кривбасс». Или полный «Арсенал». Продолжится ли этот список - покажет ближайшее будущее. В котором, хочется верить, останется место для большого и доброго футбола!