Как за два года из аматора превратиться в игрока высшей лиги, что нужно, чтобы выиграть престижный трофей, и каким должен быть основной принцип в воспитании молодых футболистов. Экс-защитник «Металлиста» Иван Панчишин — в эксклюзивном интервью для «МедиаПорта».
Есть в футболе такой термин, как «гвардейцы клуба» — это футболисты, сыгравшие наибольшее количество матчей в составе команды. Иван Панчишин — один из таких игроков для «Металлиста». На его счету 321 поединок за харьковчан и семь забитых мячей — это четвёртый показатель в истории клуба. Нельзя сказать, что он играл в харьковской команде «первую скрипку», но оборону «Металлиста» 80-х без Панчишина представить невозможно.
Родился Иван Панчишин в Николаевском районе Львовской области. Он начал всерьёз играть в футбол только после окончания средней школы.
Вот как он сам рассказывает от этом.
«Я начал играть поздно. Серьёзно тренироваться начал в 17 лет, когда поступил во Львовский институт физкультуры. Там был неслабый конкурс — 8 человек на 20 мест. Претендовали ребята из «Карпат», приезжали иногородние. Но мне удалось поступить. Мне сразу же на кафедре футбола предложили пойти на стадион «Украина» в СДЮШОР «Карпаты». Команда 61-го года тогда выступала в юношеском первенстве Украины. До этого я играл только на чемпионат области, чемпионат района».
Вы пошли в СДЮШОР «Карпаты»…
«А дальше мне всё очень легко давалось. В институте было три команды. Многие уже играли в футбол на солидном уровне. Сначала я играл в третьей команде, но уже через полгода был в первой. Параллельно играл за «Карпаты» по юношам на первенство Украины, мы ездили в Бердичев, в Житомир».
Следующий этап в вашей биографии — город Ковель, что на Волыни.
«Ещё раньше я играл по коллективам физкультуры (аматорский чемпионат Украины — ред.) за Николаев — есть такой город во Львовской области. И в 80-м году меня пригласили в дубль «Карпат». Они тогда боролись за выживание в высшей лиге. Я сыграл три игры — против «Динамо» Тбилиси, «Пахтакора» из Ташкента и с «Кайратом» из Алма-Аты. Но Львов всё-таки вылетел. И мне предложили поехать в Ковель и снова поиграть на первенство коллективов физкультуры. Тем более, предлагали играть в футбол и таким образом проходить воинскую службу».
После Ковеля вы перешли уже на профессиональный уровень.
«У меня было два предложения — от житомирского «Спартака» и винницкой «Нивы» — обе команды второй лиги. В Виннице играли ребята, с которыми я учился в Инфизе. Поэтому я поехал туда».
«Лемешко говорил очень убедительно»
Ещё в 83-м году вы играли по аматорам, а уже в 85-м в высшей лиге чемпионата СССР.
«Я же говорю — мне всё легко давалось. С Винницей я выиграл вторую лигу и даже на позиции защитника забивал (4 мяча за сезон — ред). После удачного года начались предложения: первое — от запорожского «Металлурга». И потом от «Металлиста». Были слухи даже о «Динамо» Киев.
Я готовился с Винницей к новому сезону в Лазаревском (посёлок рядом с Сочи — ред). Туда приехал Роберт Мкртчян, которого прислал старший тренер «Металлиста» Евгений Лемешко, и сделал предложение перебраться в Харьков.
В Виннице мне предложили квартиру после окончания сезона. Наверное, это делали, чтобы меня удержать. Представители «Металлиста» мне посоветовали позвонить Лемешко по этому поводу. Он сказал так: «Будешь играть в составе — вопрос по жилью в Харькове мы закроем». Евгений Филиппович очень убедительно говорил — это он умел как никто другой, — и я дал согласие. Тренер «Нивы» Школьников меня уговаривал остаться на год, но я извинился и уехал.
Это был уже конец подготовительного периода. До первой игры в высшей лиге оставалось 10 дней. Наверное, Лемешко что-то увидел во мне — и поставил меня в первом же матче против «Черноморца». После игры ко мне подошёл его ассистент Леонид Ткаченко и сказал: «Едь в Винницу и забирай вещи». При этом Лемешко в итоге сдержал своё слово — квартиру я получил через полгода после перехода».
Сколько игроки «Металлиста» зарабатывали в чемпионате СССР?
«250 рублей в месяц. За выигранные игры нас стимулировали премиальными порядка 200 рублей. Так же по окончании сезона лучших футболистов вознаграждали машинами. Лидеры команды, например, как Тарасов, получали «большие» машины — «Волги». Остальным доставались «маленькие» машины — «Жигули»: «пятёрки» или «семёрки». Можно было себе оставить автомобиль, можно было продать. Также футболист мог сам подойти к тренеру и попросить такое вознаграждение».
«Металлист»-1985. Панчишин в нижнем ряду третий слева
То есть тренер работал в британском стиле, исполняя ещё и роль менеджера.
«Да, всё верно. Были люди, которые всё это обеспечивали, но решение, что и кому, было за главным тренером».
«Игра головой — это моё»
В те годы «Металлист» заканчивал чемпионат во второй половине турнирной таблицы. Это соответствовало задачам или руководство хотело, чтобы клуб выступал лучше?
«Тогда каждая команда была сборной своей республики. «Пахтакор» — Узбекистан, «Кайрат» — Казахстан и т.д. Четыре клуба из Москвы, четыре — из Украины. Серьёзная конкуренция, поэтому нам никогда ничего не говорили о призовых местах.
Мы дарили людям праздник. В Харькове любили футбол, на игры с «Динамо» и «Спартаком» приходили по 30-35 тысяч. Такие матчи — всегда событие. А мы всегда были в середине таблицы».
В первые три сезона вы забивали строго по одному мячу. Кого удалось огорчить?
«Лемешко мне говорил на установках к играм, чтобы я подключался на розыгрыши стандартов. Иногда мне удавалось завершать. Помню, забивал «Ротору» и «Динамо» Тбилиси (кроме них пострадали «Спартак» и «Жальгирис», а гол «Ротору» случился уже в 90-м году — ред.)».
Вы играли центральным защитником, но антропометрических данных, как, например, у Папа Гуйе, у вас нет. За счёт чего удавалось выигрывать борьбу?
«Умение подстраховать, сыграть на опережение — этими качествами я владел. Плюс я хорошо выбирал позицию, а играть головой — это вообще было моё. Соперник мог быть на голову выше, но вариантов было мало, я тогда брал своё за счёт выбора позиции. Думаю, это заложено на природном уровне».
Перед матчем ветеранов. Иван Панчишин справа
Были нападающие, с которыми вы не справлялись?
«В каждой команде было по 2-3 классных форварда. Беланов, Блохин (оба — «Динамо» Киев — ред.), Кондратьев («Динамо» Минск — ред.), Морозов («Спартак» — ред.). Но боязни не было никогда. В Алма-Ате был здоровый коренастый форвард Пехлеваниди. Очень сложно было против него. Но и ему против меня было нелегко. Когда мы встречались вне поля, то Пехлеваниди говорил, что ему не хотелось бы, чтобы я играл против него».
«Не понимаю, как мы не прошли «Роду»
Переходим к триумфу в Кубке СССР-88. Вспомните этот путь?
«Мы начинали с 1/16 финала. Сначала обыграли «Красную Пресню» (3:1 дома и 1:1 на выезде) — московскую команду из второй лиги. Следующий соперник тоже из второго дивизиона — «Динамо» Сухуми (победы 3:0 дома и 2:1 в Абхазии). Потом — «Ротор» Волгоград — лидер первой лиги (1:0 дома — с 1/4 финала играли по одной игре). И самая сложная игра с «Жальгирисом» в Вильнюсе (пятое место высшей лиги) — серьёзная дисциплинированная команда. Никто не думал, что мы сможем выиграть. Но нам удалось в первом тайме забить и победить со счётом 1:2».
В финале вы играли против «Торпедо», которое в том сезоне заняло третье место. Тоже сенсация. Когда команда поверила, что может выиграть Кубок?
«Думаю, настоящая вера появилась после первого тайма финала. Фаворитом считался «Торпедо», может быть, они нас даже недооценили. Но после первого тайма мы вели со счётом 1:0, и тогда мы на самоотдаче, на характере забили второй мяч. Никто не ожидал нашего триумфа, но всем пришлось смириться, что Кубок уедет в Харьков».
Круг почёта с Кубком СССР. Иван Панчишин второй слева
После победы в Кубке харьковчане впервые в истории вышли в еврокубок.
«Это было впервые для Харькова — фурор. Мы уверенно выглядели в домашних играх (дома переиграли боснийский «Борац» со счётом 4:0 и сыграли в безголевую ничью с голландской «Родой» — ред.). «Роду» мы должны были проходить. Я позже пересматривал эту игру и сам не понимаю, как мы не выиграли. Столько моментов».
Чемпионат СССР, по идее, был сильнее голландского и югославского. Не было ощущения, что вы — фаворит?
«У меня не было. Но и никакой боязни не было. Я об этом вообще не думал».
«Маркевич всегда исповедовал контроль мяча»
Эпоха Лемешко на этом, в принципе, закончилась (он ещё приходил в 93-м, но ненадолго). В 89-м году «Металлист» занял высокое седьмое место. Как объясните дальнейший провал?
«В 89-м году начались изменения. Ушёл главный тренер, его место занял экс-ассистент Леонид Ткаченко. Я бы не хотел возвращаться к смене тренера — это был неприятный момент, многие футболисты захотели покинуть «Металлист». Многие уехали за границу: Баранов — в Финляндию, Тарасов и Аджоев — в Израиль (Аджоев ещё вернётся — ред.), Иванов — в Финляндию, потом в Венгрию».
Командное фото в 1991-м году. Панчишин стоит справа
Потом был распад СССР и дальнейшее падение «Металлиста».
«Это было становление украинского футбола. Всё менялось. Начали меняться и хозяева клуба. Нас содержал завод Малышева, но он уже не мог в таких объёмах финансировать клуб. Сначала нам помогала обладминистрация. Каким-то путём участвовал обласной спорткомитет. Все приезжали и пытались помочь, потому что у нас действительно были проблемы. Потом оказалось, что у нас уже новый хозяин клуба — бизнесмен Дмитрий Дроздник».
В чемпионате Украины вы отыграли три сезона за «Металлист», потом были «Александрия» и «Карпаты».
«Я отыграл восемь лет за харьковчан. Но потом ко мне подошли тренеры и сказали, что в моих услугах не нуждаются».
Какие причины?
«Не знаю. Меня просто поставили перед фактом, мол, пиши заявление. Может быть, из-за возраста (Панчишину как раз в межсезонье исполнилось 33 года — ред). Я не выяснял отношения и согласился на предложение от «Александрии». Я ещё и сбор с ней проходил».
Герой статьи с мячом. Поединок ветеранов состоялся 11 ноября 2013 года
Когда вы получили первый контракт?
«В «Александрии». Я согласился ехать туда на определённых условиях. Лавренко — серьёзный руководитель, и он выполнил все обещания. Я год отыграл, и поступило неожиданное предложение из Львова. Я с детства мечтал сыграть за «Карпаты», я ведь родился на Львовщине. Меня ещё в первую лигу СССР звали в «Карпаты», но тогда мне не было смысла опускаться на лигу ниже. Здесь же случилось наоборот: «Металлист» в середине 90-х был в первой лиге Украины, а «Карпаты» — в высшей».
Вы играли до 36-ти лет. Для советского футболиста это очень серьёзный возраст, ведь известно, какие были нагрузки. Не было желания закончить карьеру в родных «Карпатах»?
«Я всегда говорю: как только я приехал в Харьков — я отдал сердце и душу клубу «Металлист» и полюбил этот город. Моя жена из Винницы, но мы уже долго жили в Харькове. Я подошёл к Мирону Маркевичу (он тогда тренировал «Карпаты» — ред.) во время подготовки к сезону, мы тогда были на сборах в Словении. Я объяснил ситуацию, мол, возраст, семья в Харькове. Высшая лига как раз начинала чемпионат. Я провёл ещё три игры, и Маркевич меня отпустил, он с пониманием принял мою просьбу».
Маркевич уже тогда исповедовал комбинационный стиль?
«Да. Он всегда был приверженцем контроля мяча. Этот стиль игры у него был давно, и он всегда гнул свою линию. Тренировочный процесс был построен на работе с мячом, никакой беготни».
Вы отыграли ещё полтора года в «Металлисте», уходили как раз после возвращения в высшую лигу.
«Металлист» принял Фоменко и стал сразу давать результат. Сначала пятое место. Потом появилась задача возвращения в высшую лигу. Я ещё полгода поиграл, и мне предложили возглавить вторую команду «Металлиста», которая играла во второй лиге. Я согласился».
Детский футбол
Едва закончив карьеру игрока, Иван Панчишин стал главным тренером второй команды «Металлиста». Там он работал три года, позже тренировал харьковские команды «Арсенал» и «Газовик» — все три коллектива выступали во второй лиге чемпионата Украины. Кстати, в «Арсенале» Панчишин застал одного из лучших ныне защитников в Украине — Александра Кучера. Говорит, своим воспитанником Кучера не назовёт, но главное, что футболиста не испортил.
Последним профессиональным клубом в тренерской карьере Панчишина была винницкая «Нива», с которой, собственно, и начиналась профессиональная футбольная карьера. Из «Нивы» Иван Николаевич ушёл в 2008 году и вернулся в Харьков.
Сейчас герой статьи работает в харьковском спортинтернате тренером юношей 1997 года. Это выпускной год, и уже в следующем сезоне мы можем увидеть кого-нибудь из воспитанников Панчишина в командах Премьер-лиги — для начала в молодёжных.
Посреди тренировки свистит и собирает подопечных вокруг себя. Плюс для футболистов — минута передышки. Минус — претензии по работе
Играет команда УФК U-17 (училище физической культуры до 17 лет) в высшей лиге чемпионата Украины. Первенство разбито на четыре группы по территориальному принципу, но именно восточная группа является самой сильной, я бы даже сказал, что она на голову выше остальных. Поэтому, кроме вполне логичных здесь академий «Шахтёра», «Днепра» и «Металлиста», на востоке теперь играет и киевское «Динамо». Им так интересней, поэтому и перевелись из центрально-северной группы, объясняет Панчишин.
Из УФК регулярно забирают самых способных юношей в «Металлист», примерно 3-4 человека в год.
Что касается перспектив молодых игроков — все как один хотят попасть в клуб Премьер-лиги, потому что там есть дубль и команда U-19. Конечно, приоритет — харьковский «Металлист», чтобы далеко не уезжать. Правда, харьковчан в команде Ивана Панчишина всего трое. География команды охватывает всю Украину — от восточного региона до запада. Есть, например, один человек с Волыни.
На фото — один из харьковчан — Роман Шафоростов. Раньше он занимался в футбольной школе ХТЗ, а три года назад перешёл в УФК.
Роман Шафоростов. Дежурные уносят мячи
На вопрос, куда чаще всего воспитанники УФК ездят на «просмотры», Роман отвечает так: «Так как мы в Харькове, то в «Металлист» — в дубль, в U-19. Из воспитанников УФК есть такие, кто играет в «Ворскле», в «Металлурге» Запорожье. По разным клубам ездят. Лучше попасть в команду Премьер-лиги, где есть молодёжный чемпионат. Хочется пройти все ступеньки, а не сразу попасть с корабля на бал. Если сразу выходить против взрослых, то будут травмы. Но если парень очень перспективный, то тренеры будут за ним бегать и просить, чтобы играл в первой команде».
Вратарь Ян Вечный девять лет отдал в школе запорожского «Металлурга». В УФК он занимается один год. Рассказывает, что забирают воспитаников спортинтерната не только в «Металлист», но и в «Шахтёр» и в «Динамо».
«Хочу связать жизнь с футболом. Если получится, то поеду летом на сбор, буду пробовать. О конкретных клубах пока не думал. Желательно, чтобы это был клуб первой или высшей лиги. Я сам из Запорожья, девять лет отдал «Металлургу». Там у меня не сложилось по личным обстоятельствам, и я решил найти новую команду, где смогу получать игровую практику», — рассказывает Ян.
Ещё один воспитанник Ивана Николаевича — Александр Чуниховский (партнёры по команде называют его Чуня). Он родился в Днепропетровской области, но к 17-ти годам успел уже не раз переехать в другой город (Павлоград — Мариуполь — Харьков) — такова спортивная судьба.
Во многом мысли выпускников сходятся, главная задача на лето — попасть в клуб высшего эшелона. Александр Чуниховский называет сразу несколько команд — «Металлист», «Металлург» Запорожье и «Днепр».
Всю последнюю часть беседы с Иваном Панчишиным я расспрашивал его о работе с молодыми футболистами.
Лет десять назад в Харькове было три равноценных футбольных школы — «Металлист», «Арсенал» и Спортинтернат. Об «Арсенале» экс-директор школы Роман Пец рассказывал, что финансирование уже не то. Что вы можете сказать об УФК?
«Во-первых, я не думал, что работа с детьми такая интересная. Это особенная работа, здесь надо уметь терпеть и соблюдать систему. Что касается конкуренции — наша зона в чемпионате Украины самая сильная. Даже «Динамо» Киев попросились в нашу зону. Здесь семь академий команд высшей лиги, две школы команд первой лиги и мы. Уровень серьёзнейший.
С академией «Металлиста» мы сотрудничаем, способных футболистов мы передаём туда. Мы работаем по договору, и воспитывать молодёжь для главной команды Харькова — наша обязанность».
Харьковская школа в последнее время даёт мало воспитанников для Премьер-лиги и даже для первой лиги. Как вы можете объяснить это?
«УФК подготовила много мастеров. Даже если не учитывать союзные времена. И сейчас то же самое — процесс идёт. Но наша проблема в том, что мы сейчас набрали только 2000-й год, в то время как «Металлист-академия» уже готовит 2006 год.
С другой стороны, «Металлист-академия» работает непродолжительное время, нужно терпение. Знаю, что по 98-му году есть двое ребят из сборной Украины своего возраста. Воспитанники УФК тоже есть в юношеских сборных».
Сейчас в Украине стало модно использовать заграничные методики (Германия, Голландия, Испания) при воспитании юных талантов. Есть у вас что-то подобное?
«У нас нет такого. У нас работают сильные тренеры, старший тренер — экс-полузащитник «Металлиста» Сергей Кандауров. Мы работаем над едиными требованиями для всех возрастов. Есть набор упражнений, основанный под стиль игры наших команд».
Когда я занимался футболом, то нам давали серьёзную физподготовку лет с 12-13-ти. Сейчас что-то изменилось?
«Конечно, такого уже нет. Каждый возраст подразумевает свой этап подготовки. 12-13 лет — это работа над владением мячом. Чем старше дети, тем больше мы добавляем тактики».
На антропометрию смотрите?
«Тоже нет. Нужно иметь терпение. Тренер должен не на габариты смотреть, а на способности и поведение. Нужно сразу оценить: сможет ли футболист развиваться дальше? Если да, то необходимо дать ему возможность и подождать. Особенности детей в том, что они могут вырасти и окрепнуть за короткое время».
Какой режим работы у вас?
«Пять дней тренируемся, в субботу играем, в воскресенье выходной. Кроме футбола, ребята здесь ходят в общеобразовательную школу. С 8 до 16 часов у них занятия. Днём мы их забираем на тренировку, а вечером тренируемся ещё раз. Они здесь живут, питаются, они полностью на обеспечении государства. В команде человек по 18-19».
7-12-2013 г.
Автор:
Вадим Шевякин
Источник:
mediaport.ua