Директор детской академии Металлиста в эксклюзивном интервью 1football.info рассказал нынешней ситуации в клубе, новом руководстве и предательстве воспитанников.
- Как сейчас идут дела в академии Металлиста?
- Я не буду скрывать, что в такое тяжелое время дела обстоят сложно. Но мы пытаемся справляться с этой ситуацией. Дети наши ездили на турниры в Николаев и Киев, сейчас первенство Украины началось, и мы в нем тоже принимаем участием. Есть сложности с транспортировкой. Но уже прошло два тура, съездили в Киев. Сейчас одна команда принимает Полтаву, другая группа едет в Днепропетровск. Сейчас сложно находить деньги на функционирование академии.
- У Металлиста есть финансовые проблемы и это всем известно. Раньше дети, учащиеся в академии полностью находились на содержании клуба. В этом плане что-то изменилось?
- В этом плане все осталось, как и прежде. Мы стараемся делать все для тех детей, которые в академии, чтобы они не платили. Это и питание и проживание. Но сложности, конечно, есть. Есть долги за освещение, но пытаемся находить деньги для функционирования. Мы сейчас принимаем участие во всех турнирах, которые проводятся под эгидой Детской футбольной лиги. Сложности есть и это не секрет. Сейчас у всех сложности.
- То есть родители детей не платят за обучение?
- Да. Дети, которые находятся в академических группах, не платят за обучение.
- Перед персоналом академии есть задолженность по зарплате?
- Я думаю вы сейчас не найдете в нашей стране и в наше время предприятия у которых нет задолженностей.
- Количество выездов на турниры уменьшилось?
- В общем, да, но мы пытаемся находить возможности для выездов. Сейчас 2004-й год поедет на турнир. И те года, которые участвуют в первенстве страны также постоянно ездят на выезды в другие города, кроме того, у нас есть 2002-й и 1998-й года, которые играют в первой лиге ДЮФЛ.
- В Металлисте последнее время было много перемен. В академии это в чем проявилось?
- Абсолютно ни в чем. Единственное что мы расстались с несколькими тренерами. Это их вина, они не справились с человеческими слабостями. А так кто работал те, и работают, всех пытаемся удержать, и это у нас получается. А как будет дальше, никто не может вам сказать.
- Раньше в Металлисте было много латиноамериканцев и после их ухода первой команде пришлось сильно перестраиваться, менять игровые акценты. В академии в связи с этим что-то изменилось?
- Мы стараемся придерживаться той концепции, которая была заложена еще при Мироне Маркевиче. Она близка мне как руководителю и я ее буду поддерживать. Я считаю, что сначала нужно научить человека азбуке и элементарным вещам, а лишь потом идти вперед. Мы учим детей владеть мячом, а не бить вперед, а все остальные тактически схемы идут позже. Мы ничего не меняли и от нас это никто не требует.
- Как расцениваете уход легионеров из первой команды?
- Позитивно с той точки зрения, что нашим исполнителям станет проще попадать в команду и играть, но, естественно, уровень нашего футбола упадет. Но эта ситуация не только в нашем клубе такая, но и во всей стране. Чтобы пригласить легионера нужно платить хорошие деньги, а денег сейчас нет. Иностранцы приехали сюда зарабатывать.
- Сейчас большое количество молодых игроков во многом вынужденно играют уже в Премьер-лиге, как считаете им еще не рано переходить в большой футбол?
- Вы правильно заметили, что их много. Лучше было бы не большое количество, а качественное, но для этого нужен поводырь, который смог бы направить молодых игроков. Правильнее было бы подпускать по одному, по два, если они заслуживают этого. А у нас случилась такая ситуация, что в команде возникли вакансии и молодежью их позакрывали. Лучше бы было, если их было меньше в основе, ведь с молодежью сложно прогрессировать и выигрывать турниры. Они бы прогрессировали, если рядом был вожак.
- А сейчас в составе Металлиста есть такой вожак?
- В команде есть Назаренко. Это человек, который своими выступлениями показал многое в футболе. Другое дело, что в силу своего возраста он уже не может проявить тех качеств, которые у него были в 25, но мастерство и видение футбола это, конечно же, осталось. Это действительно лидер, у которого можно учиться. Насчет других игроков, которые пришли в команду зимой мне сложно говорить, ведь было сыграно не так много игр, но видно, что они стараются.
- Что сильнее повлияло на работу академии, смена президента или тренера?
- Рахаев был помощником Маркевича и ему близки те же принципы футбола. Для нас ситуация в смысле тренировочных планов не поменялась. Приход Курченко на пост президента, никакого влияния на академию не имел.
- Мирон Маркевич часто посещал академию. А Рахаев?
- Особенно когда начали в первенстве Украины играть, Игорь часто заходит, и смотрим за ребятами. Преемственность остается.
- Сейчас существует впечатление, что Металлист функционирует без президента. С вашей точки зрения это ощущается?
- Я бы так не ставил вопрос. Другое дело, что это не только Металлиста касается. Сейчас у всех есть проблемы и очень большие. Клуб не может существовать без финансовых вливаний. Даже чтобы команде выехать на игру нужны средства, ведь никто бесплатно не завезет и не поселит. Думаю, что это ощущение ошибочно. Но, конечно, проблемы есть и не маленькие. Если я скажу что в Металлисте нет проблем, то я буду смешно выглядеть.
- В руководстве клуба произошли большие перемены. С приходом нового спортивного директора и генерального директора что-то поменялось в клубе?
- Сейчас в силу своей работы я близко познакомился с Александром Владимировичем Бойцаном. Это профессиональный человек, тем более он был хорошим футболистом. Получилось так, что иностранцы уехали и оставили его у разбитого корыта. Он собрал команду и те люди, которых он пригласил, сейчас показывают результат. Металлист в нынешнем году проиграл только киевскому Динамо, а сыграть вничью с Шахтером и Днепром на выезде дорогого стоит. Думаю что он на правильном пути. Главное, чтобы была стабильность.
- Знакомы с новым генеральным директором Виктором Згонником?
- Мы общаемся только в рамках определенных вопросов. Когда нужно поставить подпись. Да общались. Он нормальный человек. Бойцан занимается больше спортивными вопросами у Згонника больше финансовых. Процесс идет. Думаю, что у него правильная позиция, не вмешивается, куда не нужно. В этом плане у нас все хорошо.
- А вы не знаете, почему он не общается с прессой?
- Ну, я не могу за него говорить, тем более он руководитель.
- Многие игроки покинули Металлист. В академии также наблюдается отток футболистов?
- Я, может быть, скажу грубо, но паршивая овца она везде есть. Когда все это произошло в клубе, нас покинули люди 98-го года рождения. С ними работал один из лучших тренеров в Украине, но с ним случилось несчастье и это стало одной из причин, почему они ушли. Кроме того, они посчитали, что в тех командах, куда они ушли им будет лучше. Жизнь расставит все на свои места. По крайней мере, я вижу что люди, которые у нас остались, показывают больший прогресс. Честно говоря, эти люди нас предали. Я рассчитывал на них. Мы пытались для них создать условия. Когда корабль тонет, то убегают, мы сами знаем кто. Мы их взяли никем, а тренерский состав довел их до определенного уровня. Но агенты подошли к ним, к родителям, пообещали какие-то блага и они сдались. Возможно, я ошибаюсь, но определенный опыт в футболе у меня всё-таки есть. Жизнь на этом не заканчивается.
- В Динамо перешли Андриевский, Дмитренко, Калюжный, Герасименко, Алексеев, Есып, Азацкий. С ваших слов можно сделать, что их переход был мотивирован финансовыми условиями?
- Я бы из этого списка выключил Азацкого, потому что там была немного другая ситуация. Я сейчас не хочу ее комментировать. К нему никаких претензий нет, он порядочный парень. Была возможность у него остаться, но это зависело не от него. А все остальные… Время покажет.
- Осман и Бойчук активно играют в основе Металлиста. Как оцените их прогресс?
- Конечно, я как директор академии хочу, чтобы больше наших воспитанников играло в основном составе. Я рад и болею за них. Самое главное доверие тренера и если оно есть, то молодые ребята будут раскрываться. Сейчас уже все зависит от них. Сейчас случилась такая ситуация, что им проще пробиться в футбол.
- Еще до ухода многих футболистов из Металлиста в аренду был отдан Александр Нойок. В сложившейся ситуации стоит ожидать его возвращения?
- Я Сашу знаю очень хорошо по сборной. Думаю, что когда аренда закончится, у него есть хорошие шансы проявить себя в Металлисте. Он обладает многими позитивными качествами.
- Объявившие бойкот футболисты определенное время тренировались в академии. Общались с ними?
- Нет, не общался. Это их выбор. Если честно говорить, то я бы так не поступил. Возможно, я немного по-другому воспитан. Но и ребят можно понять.
- В ФФУ произошли многие перемены. Что ожидаете от них в контексте развития детского футбола?
- Поживем, увидим. Я уже в своей жизни много лозунгов слышал. Дай Бог, чтобы то что Андрей Павелко декларирует, воплощалось в жизнь и, возможно, это даст толчок развитию футбола.
- Сейчас часто поднимается тема возможного сокращения чемпионата U-19 из-за финансовых трудностей клубов. Что об этом думаете?
- Я согласен с людьми, которые поддерживают проведение этого чемпионата. У нас нет такой лестницы из детского футбола во взрослый. И этот чемпионат как раз является такой ступенькой. Я считаю, что он необходим. Конечно, у нас у самих есть трудности с выездами команды U-19. Но мы ездили уже и в Стрый и Одессу. Ребята там сыграли очень достойно, особенно учитывая современные условия. Этот турнир нужен, но, к сожалению не мы принимаем решения.
- Какие цели ставите перед академией в этом году, какие видите перспективы?
- Перспективы зависят от финансовой ситуации, и прогнозировать в этом плане что-то очень сложно. Мы как работали, так и работаем. Есть программа и представление того что мы хотим видеть на выпуске. Честно говоря, я всегда неудовлетворен. Я буду доволен работой нашей академии, когда в основном составе Металлиста будут играть как минимум 5 наших воспитанников, и которые будут твердо играть, а не ставится авансом.
Здесь
Процесс идет. Думаю, что у него правильная позиция, не вмешивается, куда не нужно. В этом плане у нас все хорошо.