Александр БАБКИН
Бабкин, Александр Иванович. Вратарь.
Родился: 9 ноября (22 ноября – по новому стилю) 1906, город Харьков. Умер: 1991.
Воспитанник спортивного кружка Харьковского паровозостроительного завода (первый тренер – Владимир Августович Вацек).
Клубы: команда Харьковского паровозостроительного завода /(ХПЗ/, Украинская ССР (1926–1935), «Локомотив» Харьков, Украинская ССР (1936–1937).
За сборную СССР сыграл в 5 неофициальных матчах.
* * *
Во второй половине 20-х годов заводские футболисты прочно занимали в Харькове ведущие позиции. Тренеров как таковых страна еще не готовила, но были люди, фанатично влюбленные в спорт, досконально его знавшие. Среди них — инструктор физкультуры Владимир Августович Вацек. Именно под его руководством спортсмены Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) ковали свои первые победы. Безусловным лидером заводских футболистов был воспитанный Вацеком прославленный в довоенные годы вратарь сборной Советского Союза Александр Бабкин (1906 — 1991). Появившись на заводе 12-летним пареньком, он прошел путь от ученика конторщика тендерного цеха до квалифицированного дизелиста-сборщика.
Первый тренер… Как бы ни складывалась судьба спортсмена, он всегда помнит своего первого наставника. Да и как забыть человека, который отдал тебе свои знания, передал свою любовь к спорту. Александр Бабкин всегда восторженно отзывался о своем первом тренере Владимире Августовиче Вацеке: «Он все умел, все знал, всему мог научить».
Детей в семье Бабкиных было семеро. В 1917-м четвертому из них, Саше, исполнилось 11 лет. Через год отец повел его с собой на паровозостроительный завод, определил учеником к конторщику тендерного цеха. Работа у 12-летнего пролетария была нехитрая: разносить в лотке паек — хлеб да сахар — на восемь десятков рабочих. Пайком получал первую в жизни зарплату и сам Сашко. Вечерами он подрабатывал еще и в соседней пекарне: топил печь, помогал месить тесто.
Саша Бабкин увлекался сразу несколькими видами спорта: гимнастикой, акробатикой, легкой атлетикой, гандболом. Лишь только заканчивались уроки в школе фабрично-заводского ученичества ХПЗ, куда 16-летним мальчишкой в 1921 году послали учиться Сашу на слесаря-сборщика, как он тут же бежал на занятия в спортивный кружок к Августовичу, как ласково называли заводские ребята В. А. Вацека.
Это был знак судьбы. Талантливый парнишка попал в руки талантливого воспитателя. Уже в 1924 году Саша Бабкин вытеснил из ворот первой гандбольной команды ХПЗ — одной из сильнейших в Харькове — всех претендентов и стал голкипером номер 1.
И вот пришла пора определиться с главным видом спорта, которому посвятишь себя. Саше нравился и гандбол, и футбол. Долгое время не удавалось отдать предпочтение ни первому, ни второму виду спорта. Но постепенно футбол все больше притягивал к себе, и, в конце концов, пересилил.
Необходимо отметить, что поначалу футбольная карьера Бабкина не была столь стремительной: начинал Александр с четвертой команды ХПЗ и каждый год поднимался лишь на одну ступеньку.
В 1928 году он утвердился голкипером первой команды паровозостроительного завода. Его заметили, о нем заговорили. А потом…
С 1929 года Александр Бабкин в сборной Харькова — тогда одной из сильнейших в стране — окончательно заменил легендарного Романа Норова, не раз защищавшего честь сборной молодой Республики Советов.
В 1929 году харьковчанин Александр Бабкин дебютировал в воротах сборной УССР на московском стадионе в повторной встрече сборных команд РСФСР и Украины. И здесь он заменил Романа Норова, не особенно удачно сыгравшего первую встречу десять дней назад. Вместе с Бабкиным в игровом составе были: К. Фомин, Кладько, Привалов, В. Фомин, Н. Фомин, Штрауб, Шпаковский, Мищенко, Алферов и Бем. Посмотреть интереснейший поединок на стадион приехали глава ВУЦИКа Г. И. Петровский, члены украинского правительства. В перерыве они заходили в раздевалку, подбадривали команду. Голы, забитые в первом тайме Алферовым с подачи Штрауба, а за 10 минут до конца встречи Мищенко, принесли успех украинцам — 2:0. Героя матча, отважного и цепкого, смело бросавшегося в ноги нападающим вратаря Александра Бабкина московские болельщики до входа в тоннель несли на руках. На следующий день по приглашению команды Ленинграда украинцы выехали к ним и выиграли труднейший матч с минимальным счетом 1:0. Эти матчи открыли харьковчанину дорогу в сборную СССР.
Вратарь сборной Харькова, второй, потом первой сборной Украины, и, наконец, сборной страны. Все это — за какой-то год. В составе сборной СССР Александр Бабкин в сентябре 1930 году стал готовиться к поездке за рубеж, в страны Скандинавии.
Перед поездкой, в тренировочном матче на стадионе «Динамо» в Москве, сборная СССР 23 сентября выиграла у сборной столицы — 4:1, а затем по дороге в Норвегию в Ленинграде завершила вничью (1:1) матч против сборной города и победила сборную РСФСР — 3:2. Бабкин находился в резерве, играя эпизодами, так как основным вратарем был москвич Валентин Гранаткин.
В ходе поездки по северным странам Александр Бабкин выходил в составе сборной страны на замену лишь в нескольких матчах. Но его блестящие выступления на полях Финляндии, Швеции, Норвегии уже тогда нашли широкий отклик в спортивной печати тех лет.
Кроме чисто спортивной стороны таких турне, была еще и сторона политическая, пропагандистская. Футболисты сборной молодой страны Советов являлись полномочными представителями государства, где развитию физкультуры и спорта уделялось большое внимание. Естественно, необходимо было подкреплять этот тезис положительными результатами во всех видах спорта и в каждой встрече. И спортсмены старались показывать эти результаты, несмотря ни на какие провокационные происки, а порой и агрессивные выпады.
Заводила и весельчак, наделенный от природы неиссякаемой энергией, бурлящим энтузиазмом комсомолии 30-х годов, Александр Бабкин и своих друзей по сборной заражал всепобеждающим азартом и самоотверженностью. Он, как никто другой, всего себя умел отдать игре, победе.
Пресс-служба ФК «Металлист» (Харьков), 05.08.2010
* * *
...В 1932 году сборная команда СССР направлялась в Турцию. В ее составе вторым вратарем был Валентин Гранаткин, а первым — Антон Идзковский. Мы знали, что он присоединится к нам в Киеве. Но из-за неполадок в информации Идзковский на вокзал к поезду не явился. Положение было безвыходным, по расписанию мы только-только успевали на пароход в Одессе, и руководство сборной послало телеграмму в Харьков с просьбой командировать своего лучшего вратаря. Таким-то образом почти никому не известный Бабкин оказался на другой день на борту парохода «Чичерин», которым команда отбывала в Стамбул.
Вполне естественно, что в первой встрече с турками в наши ворота встал Гранаткин, а новичок-харьковчанин скромно сел на скамейку запасных.
Игра началась для нас неудачно. Мало того, что мы проигрывали 0:2, но стало ясно в середине тайма, что наш травмированный вратарь не в состоянии продолжать игру. Я, капитан команды, дал знак Бабкину заменить Гранаткина. Сознаюсь, я шел на это с большой тревогой.
Вскоре мы отквитали один гол, на что турки ответили яростным штурмом. И вот тут-то харьковчанин показал себя во всем блеске. Непринужденно и мастерски выходил он из труднейших ситуаций у своих ворот. Как повар с картошкой расправлялся он с мячами, идущими, казалось, в самую цель.
Вместе с турецкими нападающими ошеломленными оказались и мы.
Уверовав в своего вратаря, который в перерыве весело и спокойно восседал в раздевалке, мы во второй половине почти всей командой кинулись в атаку, но долго счет 1:2 грозил нам поражением. Лишь за восемь минут до конца Сергей Ильин (№11), заменивший Валентина Прокофьева, уравнял результат. А Бабкин и в этом тайме взял несколько труднейших мячей.
На другой день стамбульская пресса восторженно описала игру Александра. Его имя сразу стало известно всем советским болельщикам, тем более что три следующие игры в Турции мы выиграли во многом с его помощью.
Внезапная слава довольно своеобразно отразилась на судьбе этого талантливого вратаря. По возвращении домой его вскоре избрали одним из секретарей горкома комсомола, а примерно через год Александр Иванович Бабкин занял пост председателя городского комитета физкультуры и спорта. Обязанности председателя не позволяли ему до конца отдаться футболу, и потому, проиграв еще один сезон, Бабкин постепенно потерял свою боевую спортивную форму, погасла и популярность, взрывной волной так недавно прокатившаяся от Стамбула до Москвы. А жаль! Этот самородок-вратарь мог бы многое сделать для приумножения славы и мастерства советских голкиперов.
Николай Петрович СТАРОСТИН
(Книга «Звезды большого футбола», 1969)