Интервью с Павлом Ксензом стало реальностью около месяца назад. Тогда защитник харьковского Металлиста готовился к выходу из отпуска: с темы, которая, наверное, еще не успела до конца потерять актуальность, и начнем стенограмму беседы с Ксензом.
ВО ДВОРЕ НЕ ОХОТА ПРОИГРЫВАТЬ
– Павел, позади Новый год, ваш день рождения и Рождество. Как вы себя чувствуете?
– Чувствую себя отлично!
– Серьезно?
– Да, я сейчас дома, в Миргороде. Каждый день играю в футбол: у нас тут большая компашка собирается – рубимся пять на пять, на вылет.
– Сколько команд обычно собирается?
– Прилично.
– Это все – ваши друзья детства?
– Многие – да, а также остальные жители Миргорода.
– Против вас стараются играть аккуратно, чтоб, не дай Бог, не сломать?
– У нас и так фэйр-плей на поле (улыбается). Хотя уступать не хочется – даже играя во дворе.
– Психологи утверждают, что немаленькая часть людей перед выходом из отпуска впадает в реальную депрессию. У вас такое бывает?
– Сейчас – нет. Понимаю, что благодаря зимним сборам, пусть они и тяжелые очень, закладывается фундамент на весь год, футболист становится готовым к любым испытаниям.
– Вы говорите, что «сейчас – нет». Раньше было по-другому?
– По молодости несколько напрягала мысль о грядущих сборах. Без восторга воспринимал, скажем так.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
– Павел, как я понимаю, вас для футбола откопал тренер Шпаков – тот самый, который и Андрея Шевченко первым разглядел?
– Да, именно так. Хотя «открыл», наверное, сказать нельзя – скорее, порекомендовал. Он меня присмотрел во время мини-сборов в Миргороде. Подошел, спросил после матчей: «Хочешь поехать в Динамо?» Я, конечно, согласился. Так все и получилось.
– Примечательно, что потом вы окончательно оказались в клубе уже, будучи игроком Динамо-3, а до этого выступали в Отрадном. Вас считали малоперспективным?
– Можно и так сказать, потому что Отрадный был фарм-клубом Динамо. Все классы я прошел вместе с тренером Александром Петраковым, а потом уже меня позвали в третью команду.
– А в каком возрасте вы стали многообещающим футболистом? Или не были таковым по молодости?
– Не знаю, является ли это показателем какой-то особенной перспективности, но в Динамо-3 меня взяли, когда я еще в школе учился: тогда тренировался вместе с командой, иногда даже на поле выходил.
– Вы, я так понимаю, ходили не в обычную среднюю школу?
– Изначально у нас, футболистов, был спецкласс, но в районе 9-10 класса его расформировали и нас присоединили к обычным школьникам. В итоге вышло, что человек семь, может чуть больше, были футболистами.
– Из той вашей группки до больших высот добрались вы и Александр Рыбка?
– Да нет, тогда сильный выпуск был: Сергей Воронин, левый защитник в Севастополе. В первой лиге есть футболисты.
– Выступая за Динамо-3, уже собирались связать свою жизнь только с футболом или не были уверены, что получится?
– Наверное, тогда уже осознавал. Я понимал, что я – не киевлянин, а приезжий – значит, придется всего добиваться своим трудом. Уже тогда я себя настраивал на то, что надо много работать, а это так или иначе не останется незамеченным. Путь очень тяжелый, но через труд можно пробиться.
– Про «тяжелый путь»: бывали ли моменты в карьере, когда после очередной неудачи отчаянье захлестывало, и не было сил двигаться дальше?
– Прям такого отчаянья никогда не бывало. Конечно, было трудно, когда заканчивалась очередная аренда, а дальше было все в тумане. Руки не опускались, но вопросами сам себя донимал.
– Какими?
– «Что делать дальше?», «Почему так тяжело?», «Почему не удается проявить себя?» – вот такими примерно.
– Вы также много говорите о труде. Стало быть, вы из тех футболистов, который добились своего благодаря работе, а не таланту?
– Я бы не сказал, что во мне есть какая-то природная одаренность. Наверное, действительно за счет труда и характера сумел преодолеть черную полосу.
– А вы согласны с тем, что много игроков того же дубля Динамо пропадают из-за того, что непомерные высокие гонорары отбивают всякий настрой на такой ежедневный труд? Грубо говоря, вкалывать не хотят.
– Когда я играл в дубле и Динамо-2 – тогда были небольшие зарплаты. В сравнении с тем, что сейчас. Хотя для меня было прилично.
– Но не мешало?
– Нет, я был сосредоточен на футболе. Нет, ну конечно, иногда какая-то мысль и могла проскочить, но не более того. Голову ерундой не забивал.
ПРОВОКАТОРОВ ВЕЗДЕ НЕМАЛО
– Из Динамо-2 вы перешли в ЦСКА Киев. В чем был резон? Обе команды играют в первой лиге, а ЦСКА, по-моему, еще и хуже шел.
– Резон был в том, что уже подходили ребята, которые выпускались из школы только. На них делалась ставка, я же был постарше. Мне пришлось идти в ЦСКА за игровой практикой.
– В знаменитом матче между Динамо-2 и ЦСКА, когда Рыбка избил форварда соперника, а потом получил от Юрия Максимова, участие принимали?
– Да, тогда еще на динамовской стороне.
– За кого дрались?
– Да что уже обсуждать тот момент…
– В вашей карьере бывали подобные по масштабу разборки на поле?
– В детстве, может, и были… В школе, помню, потасовки случались.
– Были в первых рядах?
– Помню, что одна драка началась из-за меня: под меня подкатились, ребята завелись. В Италии на турнире.
– Сейчас в ходу слово «провокатор». Вы часто сталкиваетесь с футбольными провокаторами?
– Нередко. Есть такая категория футболистов: могут локтем незаметно ударить или еще что-то. Человека это не красит, но приходится не обращать внимания.
– Отличаются украинцы или иностранцы?
– По-разному.
АРЕНДЫ ДЛЯ РОСТА
– Я насчитал в вашей биографии шесть походов в аренды из Динамо. По-моему, это рекорд.
– Может быть (улыбается).
– Встречали футболиста, которого чаще отправляли в аренду из одной команды?
– Не могу припомнить. Впрочем, у меня есть объяснение. Я не хотел сидеть постоянно в Динамо-2 или дубле – некоторые умудряются там и в 25 лет находиться. У меня было желание играть, расти, набираться опыта.
– Об игроках, которые постоянно меняют клубы, ходит дурная слава: не приживаются, мол, в коллективе. Есть какая-то единая причина, почему не удавалось закрепиться?
– В Александрии я заиграл: в меня поверил Шаран Владимир Богданович. Я, кстати, можно сказать при нем и дебютировал в высшем дивизионе в составе Говерлы, Шаран там был вторым тренером. При Шаране подписал полноценный контракт с Александрией, закончив тему с арендами.
– Каждый раз было тяжело адаптироваться или уже привыкали к частым сменам обстановки?
– По-разному. В любом случае, это ведь Украины, не заграница – поэтому долгое время на адаптацию не требовалось.
– Динамо вас отпускало в Александрию бесплатно?
– Нет, сначала перешел в аренду на полгода, а потом они какую-то сумму заплатили Динамо.
ШАРАНУ НАДО БЫЛО ДАТЬ ШАНС
– В Карпатах для вас случилось важное событие: перевод в линию защиты.
– Да, уже не раз рассказывал эту историю: во время игры с Металлистом Никола Костов попросил сесть ниже – на позицию правого защитника. Всего около 60 минут там провел. Костов сказал, что я отыграл неплохо. Потом я выходил на этой позиции постоянно.
– Костов вашим мнением интересовался?
– Конечно. Я ответил, что ему со стороны виднее, а я готов играть, где надо.
– Какие нюансы игры защитника было освоить тяжелее всего?
– Тактические действия, игра в линию. Это все приходит с опытом. Изначально было тяжело. Сейчас – получше, но работать надо дальше.
– Я, кстати, в каком-то архивном реестре видел, что вы когда-то числились нападающим. И такие времена бывали?
– Первый раз приезжал в Киев я как раз в качестве нападающего. А вот в Динамо-3 начали использовать меня в качестве крайнего форварда.
– Что не задалось у Шарана в Карпатах?
– Трудно сказать. Когда он пришел, команда находилась в плохом состоянии. Мне кажется, ему просто не хватило времени, чтобы все исправить. Как по мне, ему можно было дать шанс.
– С Костовым – та же история?
– Не знаю. Возможно, что так. Но раз уж владелец клуба так решил, что мне обсуждать…
С МЕТАЛЛИСТОМ – ЧЕМПИОНСТВО И КУБОК
– Приглашение в Металлист вас удивило?
– Конечно, было приятно и неожиданно. А как иначе, если клуб с такими амбициями и планами обращает на тебя внимание. Если такой шанс представился, то надо в него вцепиться и оправдать доверие.
– Вы с ходу составили отличную конкуренцию Кристиану Вильягре. Я отметил для себя несколько интересных данных о вас по системе Instat. Так вот, вы провели побольше времени, чем он, но при этом по количеству передач в штрафную соперника у него преимущество: 56 против 42. Почему так?
– Я в первых матчах за Металлист немного робел. Старался, прежде всего, сыграть надежно сзади, вперед не шел. Потом, правда, уже немного раскрепостился, стал меньше нервничать.
– Зато вы разгромили Вильягру по обводкам: 26 против шести. Дриблинг – одна из сильнейших ваших сторон?
– Да, так было с детства, пожалуй. Тогда всегда играл на атаку, часто брал инициативу на себя. Сейчас, правда, надо себя контролировать: бывают ситуацию, когда защитнику категорически нельзя проявлять такую инициативу – пойдет во вред.
– В дубле Динамо был дриблер более высокого уровня?
– Помню, Денис Олейник был хорош, на замахах убирал, на скорости финтил.
– Мирон Маркевич как-то объясняет, по какому принципу проводится ротация между вами и Вильягрой?
– В общем, все понятно: есть ротация – кто-то играет, кто-то отдыхает. Ну и плюс фактор лимита также немаловажен.
– У вас хорошая статистика по отборам: 59% из них завершались удачно. Как-то особенно работаете над этим компонентом? Он ведь вам раньше не так нужен был.
– В детстве – может, и не нужен, но потом уже было понятно, что на оборону играют все. Перейдя в защиту, конечно, стал этому уделять еще больше внимания.
– В матче первого круга вы поучаствовали во взятии ворот киевского Динамо. Часто видим картину: игрок забивает бывшему клубу и не радуется – из уважения. Представим: во втором круге забиваете киевлянам. Радоваться будете?
– Для меня этот клуб родной, но ведь я за него не провел ни одной игры…
– Одна была – в Мелитополе!
– То не в счет. Я уже давно не в Динамо, пусть контракт и был разорван всего пару лет назад. Буду ли радоваться? Посмотрим по эмоциям, сейчас даже не знаю (улыбается).
– С Динамо что-то связывает? Друзья, может быть?
– С того времени уже никого не осталось – Рыбка только вернулся. Так что ничего не связывает.
– Какой прогресс в ваших отношениях с Металлистом: контракт полноценный не подписали?
– Пока что могу сказать только одно: у меня аренда до лета, а там посмотрим. Пока ничего не подписывал.
– А правда ли, что Карпаты затребовали три миллиона за вас?
– Пока нет информации. Я сам не знаком с этими цифрами. Дождемся, когда все будет уже официально.
– В 2010 году вы говорили в своем интервью, что мечтаете играть с Александрией в Премьер-лиге. Прошло три с половиной года – мечта исполнена с лихвой. Какие цели ставите перед собой сейчас?
– Чемпионство и Кубок Украины с Металлистом. Попадание в сборную страны – это тоже само собой, мечта, наверное, каждого.
Глеб Корниенко,
Football.ua