Час не лікує: до 100-річчя геноциду вірмен
Наталья Стативко
24 квітня 2015, 10:45
Первую версию этой статьи я написала пять лет назад, к 95-й годовщине трагических событий. Тогда я была потрясена, как это оказывается легко и просто — пойти против моральных законов, международных Конвенций и даже заповеди "не убий" по причине политической целесообразности. Потому она так и называлась: "Время не лечит. Время не учит".
Пусть до сих пор
многие страны не признали геноцид армян, до сих пор идет дискуссия, является ли Голодомор геноцидом, но весь мир признал Холокост и ужаснулся. А потом, не дрогнув, пережил Руанду. Да и только ли Руанду?
В наш век интернета, мобильной связи, доступности информации мировая общественность ограничивается "выражением обеспокоенности" не потому что не знает. А потому, что знать — политически (а частенько - и экономически) нецелесообразно. Никого и ничто не защищает от повторения — поняла я тогда. Я не знала, что это относится и к моей собственной стране.
Этой весной армяне отмечают
100-летие скорбных событий. Мы отметили первую годовщину. Армяне и украинцы теперь вместе знают — никто никого не защищает.
Да — время не лечит и время не учит. Теперь наше время. В этом году я сделала апгрейд старой статьи, внеся правки и добавив новые факты – исторические и сегодняшние.
Священная для Армении гора Арарат находится на территории Турции. Об этом мало кто знает из тех, кто не бывал в Армении. Об этом умалчивала еще не так давно общая для всех нас советская школа.Почему Арарат – священная гора для армян, если она находится в Турции? И почему она в Турции, если это священная гора для армян?
Простые вопросы с непростыми ответами. И дата 24 апреля большинству из нас ничего не говорит. Это неправильно. Я хочу рассказать об этом. Сегодня, в годовщину событий 24 апреля. Это важно знать, потому что история уже один раз отомстила нам всем за этот невыученный урок. Теперь в мире уже две такие даты: 24 апреля – День памяти жертв геноцида армян и 27 января -
День памяти жертв Холокоста.
А сколько таких дат пока не признаны мировой общественностью? А они есть. И их становится больше.
Проведенный в три этапа с 1894 по 1923 годы геноцид армян, уничтожив армянскую цивилизацию на большей части ее автохтонной территории, отнял жизни более 1500000 человек около 300000 армян было уничтожено в 1894-1896 гг., около миллиона - в 1915-1916 гг., около 300000 - в 1918-1923 гг.). Около 800 тысяч армян стали беженцами, рассеялись по странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины - образовалась армянская Диаспора (Спюрк).
Во время геноцида армян был утрачен народ, объединенный и организованный вокруг своих вековых структур. Уничтожению подверглись общины, церкви, школы и, наконец, руководство армянской нации, включая политическую, интеллектуальную и культурную элиты. Человеческие массы без объединяющих их структур и традиций - уже не народ, а просто множество индивидов.
За что?
Геноцид:
«…действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
a. убийство членов такой группы;
b. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
c. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».
Источник:
Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
Ответ простой и страшный: ни за что. Наука, циничная в своей привычке давать четкие определения, утверждает, что пункты a, b, c, d и e обусловлены, прежде всего, политической целесообразностью. То есть, некоторая группа людей приходит к выводу, что уничтожить какую-либо группу других людей (убить мужчин, женщин, детей, стариков. молодых и старых, умных и глупых, любящих, мечтающих, талантливых, растящих детей, пишущих книги, пашущих землю) – политически целесообразно.
За историю человеческой, или по латыни humanus, гуманитарной цивилизации к такому выводу некоторые группы людей приходили неоднократно. Каждый раз, когда возникала политическая целесообразность.
Случайная дата
Днем памяти жертв геноцида для армян является именно 24 апреля. День этот выбран потому, что в ночь на 24 апреля 1915 года в Константинополе были проведены массовые аресты армян, живших в столице Османской империи. 800 человек - писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральную тюрьму. То же самое происходило во всех вилайетах: в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда. Большинство из них были казнены без суда.
Но Днем памяти жертв геноцида армян мог бы стать любой из 364 или 365 дней в году, потому что программа планомерного уничтожения армянского населения Османской империи методично выполнялась членами правящей партии титульной нации на протяжении 29 лет.
Логика
Пять веков Армения входила в состав Османской империи. Имперская власть всегда была нацелена на захват чужих территорий и порабощение их народов любой ценой. Согласно доктрине пантюркизма, территория тюркских племен простирается от Константинополя до границ Японии.
После насильственного захвата власти в стране Младотурками в 1876 году, генеральной стратегией Турции стало создание Большого Турана, в состав которого должны были войти территории Ирана, Афганистана, России, Армении, Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и часть Монголии. Население предполагалось ассимилировать в части религии, языка, уклада жизни. Конечно, ту его часть, которая согласится. В обмен на жизнь.
Несогласных считалось политически целесообразно уничтожить. Массовым расправам подвергались болгары, греки, сирийцы, несторианцы, марониты, иезиды, курды.
От других захваченных стран Армению отличало лишь то, что она была порабощена турецкими завоевателями одной из первых - и оставалась под их властью дольше всех - вплоть до распада Османской империи - и в том числе, в периоды наибольшей геноцидной активности турецкого государства, когда она проявлялась с особой силой и жестокостью.
Хроника
Первые акции по массовому уничтожению армян младотурки проводили, начиная с 1894 года. Но стройный, продуманный план “решения армянского вопроса” был разработан позже.
В октябре 1911 года съезд партии "Единение и прогресс" (Иттихад ве Теракки) принял решение о необходимости полного отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению о необходимости уничтожения армян в Османской империи. Имеющие многовековую историю христианства, армяне не давали надежды на смирение и переход в ислам. К тому же, крайне недальновидно было оставлять христианской цивилизованной Европе повод для упреков как аргумент в политическом будущем.
План, разработанный с участием стратегического и военного партнера Турции – Германии, отличался стройностью и продуманностью, учитывал геополитическую ситуацию в регионе и возможную реакцию соседних стран.
В начале 1914 года местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян.
В сентябре 1914 года на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать уничтожение армянского населения по всей территории компактного проживания. Исполком трех сформировал карательные отряды, снабдив их оружием и деньгами.
Старт приурочили к началу первой мировой войны. Один из главных теоретиков младотурецкого движения доктор Назым отмечал, что столь удобного случая может больше не быть. Сохранилась его прямая цитата: "Вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен. Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".
В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тысяч армян в возрасте 18-45 лет, то есть, наиболее боеспособная часть мужского населения была отлучена от семей и сконцентрирована в компактные группы. Это было неожиданным подарком для молодых мужчин — до сих пор им в армию путь был заказан, а тут вдруг: нормальная оплата, почетная миссия, приличное положение в обществе, возможность карьеры. Так они думали и шли в турецкую армию. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. Приказ был выполнен.
В апреле начались акции по уничтожению интеллигенции, духовенства, ученых, врачей, учителей – духовных лидеров нации.
Остальных – в основном женщин, стариков и детей - формально ожидала депортация в пустынные районы Империи. На деле, людей просто гнали в пустыню, не давая еды, воды, не разрешая останавливаться для отдыха. Люди, которые сопровождали отряды депортируемых, убивали их на свой вкус: сколько хотели, по любым поводам, в любой момент. У них ведь не могло быть никаких личных причин.
***
Давайте остановимся и еще раз повторим эту мысль: у них не могло быть никаких личных причин убивать. У них не было точного приказа по этому поводу, потому что убивали не все и не всех. Они не могли быть особо идеологически подкованы, потому что грязную, нудную, трудную и примитивную работу поручают отнюдь не самым умным и думающим. Они были подпасками Большой политики. Почему же убивали? От скуки? От злости на нудную работу? От обиды за неудавшуюся карьеру?
Это, может быть, самый важный момент – решение, принятое руководством по причине политической целесообразности, выполняют разнорабочие, ничего не понимающие ни в политике, ни в стратегии. Просто выполняют. А в 37-м, наверное, так расстреливали врагов народа — кто там из недавних крестьянских полуграмотных парней разбирал: враг-не враг. И никуда не денешься от аналогии — кто там, в "ЛНР-ДНР" разбирает.
***
И еще одно отступление и еще один вопрос: почему они не сопротивлялись?
Во-первых, потому что немецкие военные советники по уму разработали план решения "армянского вопроса": прежде всего призвать молодых, здоровых мужчин в армию и подчистую уничтожить. Потом арестовать и казнить интеллигенцию и духовенство. А уж потом "зачищать" остатки — женщин, детей, стариков.
А во-вторых, была оборона Муса-Дага. Жители шести деревень, расположенных у подножия горы Муса-Даг в июле 1915 отказались подчиниться приказу о депортации и поднялись на вершину — взяв с собой скот, сколько могли, провизии и все оружие: 120 винтовок и дробовиков и около 350 кремневых ружей и кавалерийских пистолетов. Избрали комитет обороны и начали строить баррикады и рыть окопы. На что надеялись? На помощь Антанты — в Алеппо был послан пловец с посланием американскому консулу. Доставить послание он не смог, доплыл до Александретты — проверить, нет ли там кораблей Антанты. Их не было. Тогда беглецы сшили два огромных флага, один с красным крестом, другой - с надписью по-английски "Христиане в беде: спасите" (Christians in distress: rescue). Флаги укрепили на высоких деревьях, дозорные следили за морем, чтобы плыть к любому проходящему судну. Лагерь был окружен и полностью блокирован. Турки атаковали каждый день. Продукты быстро закончились. По оценке консула Германии в Алеппо, боеспособных мужчин там было не более 500 человек. Против 3000 турецких солдат и ополченцев, набранных в окрестных покорившихся селах.
Осада длилась 53 дня.
Сигналы с горы Муса-Даг заметил французский крейсер "Гишен" и подошел к берегу. Капитан телеграфировал адмиралу на флагман и приказал принять на борт всех. Пять кораблей (четыре французских и один английский) переправили в Порт-Саид по разным оценкам от 4058 до 4200 человек.
Муса-Даг не единственный пример сопротивления. Были и помасштабнее. Но это единственный пример, когда заграница приняла участие в спасении армян.
Опрос свидетелей
Геноцид армян продолжался с 1894 по 1923 год. В три этапа. 29 лет – за это время уцелевшие во время первого этапа успели вырастить детей и дождаться внуков. Которых убили позже. 29 лет. На глазах всего мира. До Первой мировой войны. Во время Первой мировой войны. После войны. Во время царствования императора Николая II. Практически весь срок руководства Владимиром Лениным первым в мире государством рабочих и крестьян.
О массовом уничтожении армян сообщали дипломаты своим правительствам, писали газеты, Католикос Геворк V обращался к министру иностранных дел России С. Д. Сазонову и к Государю Императору Николаю II. Общественные деятели подписывали воззвания и коллективные письма.
«
Из донесения Британского вице-консула в Себастии послу в Константинополе Кэрри Токат, 19(31) марта 1897 г.
…Большинство армян было убито между 9 и 11 часами утра, поджоги и грабежи продолжались до вечера.
Из различных мест провинции до меня доходят сведения, что турки там собирались толпами, чтобы напасть на армян, этим доказывается наличие специального приказа.
По поводу
доклада члена Государственной Думы А. Ф. Керенского в вольно-экономическом обществе Петроград, 13 января 1915 г.
...Докладчик Керенский нарисовал потрясающую картину беженства...
Армянские беженцы (
Статья графини Александры Толстой), Игдырь, 26 января 1915 г.
Грязные, истощенные, почти все больные, едва прикрытые какими-то яркими, цветистыми и грязными лохмотьями, люди эти производят ужасающее, угнетающее впечатление!
Католикос Геворк V Министру иностранных дел России С. Д. Сазонову,
Телеграмма, 7 апреля 1915 г.
По полученному телеграфному сообщению, подтверждаемому другими источниками, происходит резня беззащитных, обезоруженных армян — Эрзеруме, Держане, Зейтуне и окрестностях; кровавые столкновения — Битлисе, Ване, Муше; насилия, грабежи, убийства — Эгине, Киликии, экономическое разорение всего армянского народонаселения.
Воззвание общественных и научных деятелей Швейцарии, Женева, [сентябрь-октябрь] 1915 г.
...Турция стала ареной событий, сопровождающихся зверствами, перед которыми бледнеют злодеяния, совершаемые ныне в других местах или совершенные ранее в этой стране.
Речь идет о систематическом истреблении всего армянского народа с твердым намерением установить в турецкой империи исключительное владычество ислама.
Сотни тысяч документов, докладов, писем и статей. 600 тысяч армян смогли бежать из страны и рассеялись по всему миру, унеся с собой свою беду. Военные советники союзной Германии отправляли домой письма: простоватое описание своего быта, работы, диковинных обычаев чужой страны, уничтожения армян. В конце – обязательные поклоны близким и обещания счастливой встречи. И фотография улыбающегося героя на фоне растерзанных, обезображенных трупов. Они тоже сохранились.
Геноцид прекратился только по причине падения режима младотурок и после поражения Турции в войне. После того, как «армянский вопрос» был уже близок к решению. И, кстати, после того, как большинство лидеров младотурок бежали из страны, так что смертный приговор им был вынесен заочно.
Погромы и массовые расправы продолжались на территории вновь провозглашенной Армянской республики во время вторжения турецких войск и на территории Азербайджана до 1923 года. Отдельные эпизоды продолжались до 1933-го.
Дела давно минувших дней?
Только в 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида, власти Советской Армении разрешили строительство мемориала в Ереване.
Постройка мемориального комплекса была в основном завершена через два года, хотя отдельные его элементы достраивались вплоть до середины 1990-х годов.
44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходил геноцид. В 1995 году в другом конце парка был открыт музей-институт геноцида.
Мемориальный комплекс в Цицернакаберде
24 апреля каждый год сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу в парке Цицернакаберд и возлагают цветы к вечному огню.
Усилиями армянской диаспоры по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.
Они помнят.
Между Арменией и Турцией
до сих пор не установлены дипломатические отношения.
14 октября 2009 года президент Армении впервые за все это время совершил визит в Турцию, не официальный, не государственный – посетил футбольный матч между сборными Армении и Турции в городе Бурса. Автобус с армянскими журналистами, сопровождавшими президента, жители Бурсы забросали камнями.
Они тоже помнят.
В этом году 24 апреля Турция планирует большие праздничные мероприятия по случаю 100-летия победы в битве при Чанаккале (Галлиполийская битва) во время Первой мировой войны.
Турция каждый год отмечала этот день победы, но 18 марта. В этом году Президент Эрдоган перенес празднование именно на 24 апреля.
К мероприятию МИД Турции выпустило календарь-брошюру «Специально для Чанаккале», в котором на апрельской странице среди фотографий под названием «В память героизма и вечной дружбы Чанаккале» оказалась фотография мемориального комплекса в память жертв геноцида армян "Цицернакаберд" в Ереване.
Скандальную фотографию обнаружили. Тираж изъяли. Авторов обвинили в предательстве.
Они помнят, но.
На сегодняшний день факт геноцида армянского народа признан 24-мя странами, в том числе Россией, Францией, Италией, Германией, Нидерландами, Швецией, Бельгией, Грецией, Канадой, Кипром и другими, а также Советом Европы и Европарламентом. В США из 50 штатов геноцид признают 45.
Украина геноцид армян на сегодняшний день не признала. Признали отдельные субъекты: Крым, Киев, Черкассы, Ужгород, Изюм и Голосеевский район Киева. 3 апреля 2015 года в Верховной Раде под №2530 зарегистрирован проект постановления "О признании геноцида армянского народа".
Акты геноцида в истории человечества совершались неоднократно, начиная с древнейших времен. Геноцид армян – первый в Европе геноцид XX века. Потом был Холокост.
В прошлом веке наша человеческая семья пережила три большие и беспрецедентные трагедии. Первая, которую многие считают первым геноцидом 20-го века, поразила армянский народ, – Папа Римский
Сумгаит, Баку, Сухуми. Убийство туркменской девочки в Москве.
Не те масштабы? Конечно! Но в основе – политическая целесообразность.
А мы спорим, был ли Голодомор в Украине геноцидом. Была политическая целесообразность!
У одних — убивать. У других не замечать, в крайнем случае — выражать "крайнюю обеспокоенность" и советовать "решить мирным путем".
Поэтому никого и ничто не защищает от повторения.
Упокой, Господи, души рабов Твоих и прости им все согрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное.
LB