В круговороте приобретений харьковского «Металлиста» появление этого исполнителя носило какой-то будничный характер. СМИ одного за другим красочно представляли бразильцев и аргентинцев, а его транс-фер долго оставался в тени. Но спустя два месяца с уверенностью можно сказать, что Павел КСЕНЗ стал игроком основного состава в команде, которая абсолютно по делу занимает первое место в чемпионате!
- Павел, ты уже полностью привык к харьковскому интернационалу?
— На бытовом уровне проблем вообще нет, да и на поле особого дискомфорта не ощущаю. Язык футбола — один, а когда ты играешь рядом с такими классными исполнителями, адаптация всегда проходит намного проще. Немаловажно, что внутри коллектива создана благоприятная обстановка, и своим ты себя здесь можешь почувствовать с первого дня. Тут все друг друга поддерживают.
Да, раньше мне не доводилось играть в команде с таким количеством легионеров, но в «Металлисте» нет абсолютно никакого разделения по паспортным данным. Здесь собраны профессионалы, которые понимают, какие задачи перед ними стоят, и умеют подчинить свои личные интересы командным целям.
— Но что-то тебя удивило? Неужели иностранцы такие же, как и вы?
— Понятно, что есть некоторые особенности в поведении, в культуре, в быту, но на интересы нашего общего дела они никак не влияют. Да и музыкой в раздевалке перед игрой сейчас, как мне кажется, уже никого не удивишь.
— Два года назад, выступая в первенстве среди ко-манд первой лиги, ты мог представить такой поворот в своей карьере?
— Не могу сказать, что я сильно задумывался над будущим. Просто усердно работал, старался повышать свой уровень. Понимал, что мой труд не останется незамеченным.
— Какой была твоя первая реакция, когда узнал об интересе «Металлиста»?
— Безусловно, приятно удивился, но с дивана не упал (улыбается). Мы с «Карпатами» готовились к игре с «Арсеналом», и мне сказали, что есть такой интерес.
— От предложений таких клубов не отказываются?
— Думаю, что «Металлист» давно входит в когорту подобных команд. В общем, собрал вещи — и в Харьков.
— Слобожане приглашали тебя на позицию правого защитника. Помнишь, кто первым перевел тебя в оборону?
— Конечно. «Карпаты» играли на Кубок, как раз против «Металлиста», и после удаления Игоря Озаркива наш главный тренер Николай Костов дал мне установку опуститься на фланге чуть ниже. Видимо, наставнику понравились мои действия, и он сказал, что теперь видит меня только в обороне. Вот так я и стал защитником.
— Тебе нравится там играть?
— Мне уже не раз приходилось говорить о том, что мнение тренера для меня закон. Коль решил, значит, так нужно. Главное — все время играть, приносить пользу команде.
— В последние годы твоя нынешняя позиция достаточно дефицитная. Как думаешь, почему?
— Мне кажется, что сейчас, наоборот, у той же сборной Украины нет особых проблем на правом фланге. Раньше, может, и были, поскольку в ведущих клубах страны на этом месте, как правило, действовали иностранцы.
— Украинскому защитнику проще попасть в «Металлист», нежели полузащитнику. Согласен?
— В такой клуб всегда непросто попасть. В нем собраны очень квалифицированные исполнители, а конкуренция присутствует на всех позициях. Не только в средней линии. Дело не в амплуа.
— В команде, которая все время атакует, выступать на фланге обороны намного проще?
— Не нужно делать такие выводы на основании игрового стиля нашего коллектива. Поверьте, защитнику всегда непросто. Нужно думать о том, чтобы сыграть сзади на ноль, но при этом успевать подключаться к наступлению. Таковы требования современного футбола.
— В поединке против «Динамо» тебе удалось выполнить обе задачи: вы не пропустили, а ты отдал голевой пас. Это пока лучший твой матч за «Металлист»?
— Возможно, это прозвучит банально, но я искренне верю в то, что мой лучший матч еще впереди.
— Чем запомнился первый разговор с Мироном Маркевичем?
— Спокойствием и лаконичностью. Тренер спросил, как себя чувствую и готов ли выйти на поле в Луганске. Я ответил, что готов. «Не волнуйся, все будет хорошо, играть ты умеешь», — сказал Мирон Богданович и выпустил меня потом в «основе» в матче с «Зарей».
— Не самый удачный получился дебют…
— Да, мы не выиграли, но в тот момент луганчане находились в отличной форме, победив перед этим «Днепр». В об-щем, никакой паники в команде не было.
— А ты не переживал? Первый матч — и сразу осечка…
— Мне кажется, что если футболист начинает забивать себе голову подобными вещами, ему тяжело будет выступать на высоком уровне. Я запомнил слова нашего тренера, который сразу посоветовал не волноваться.
— Павел, теперь тебе до своей родины рукой подать…
— Да уж, за пару часов до Миргорода можно добраться. У меня в этом городе живут родители, осталось много друзей. Как только выпадает хотя бы два дня выходных, я сразу туда приезжаю.
— Помнишь, как мальчишкой попал в «Динамо»?
— Такое не забывается! Мне было 12 лет, я приехал в Киев и еле сдерживал эмоции. Тренировался на зеленых полях — только одно это обстоятельство могло шокировать после условий, которые были в Миргороде.
— Тебя в нападение сразу поставили?
— Да, в детской школе играл исключительно на этой позиции, а уже потом, в третьей и во второй командах «Динамо» стал действовать на флангах полузащиты. С годами меня передвигают все дальше от чужих ворот (улыбается).
— Забивая в детско-юношеской лиге по пять мячей в одном матче и делая по четыре хет-трика за сезон, ты и думать не мог, что придется играть в обороне! Не так ли?
— В детстве, наверное, все хотят выступать в нападении, но если честно, я уже и не помню, что по пять голов забивал. Давно это было.
— Но приз лучшего бомбардира ДЮФЛ в сезоне-2003/2004 году не потерял?
— Нет, все награды хранятся в родительском доме, в Миргороде. Медали я пока завоевывал на детских турнирах. Надеюсь, что скоро появится что-то существенное.
— Почему в Киеве ты так и не добрался до первой команды?
— Все просто — не выдержал конкуренции. Тогда в «Динамо» играло много легионеров, и даже опытному украинцу тяжело было пробиться в основную обойму, а что уж о нас, 18-летних ребятах говорить…
— Но на вас хоть обращали внимание тренеры первой команды?
— Думаю, да. Ставили ведь Сашу Рыбку в основной состав, брали Дениса Дедечко на сборы. Жаловаться ни на кого я не буду.
— В аренду тебя отправляли или это был осознанный выбор?
— Моя инициатива. Я понимал: хочешь прогрессировать — езжай и играй, набирайся опыта. Другого выхода не было. В «Динамо» можно было просто пересидеть.
— ЦСКА, два раза «Закарпатье», ФК «Харьков», «Ильичевец». Все эти переезды наверняка напрягали?
— Хорошего было мало.
Хотел играть, не все получалось — вот и ездил по командам. Ради прогресса готов был чем-то пожертвовать.
— Свой дебют в Премьер-лиге запомнил?
— С трудом. Хотя постой… Мы с «Металлистом» играли! Кажется, «Закарпатье» тогда потерпело поражение — 0:1.
— Чуть позже судьба занесла тебя в Харьков уже в другом качестве…
— Да, полгода я выступал за ФК «Харьков». Получается, что город этот для меня давно стал особенным.
— Успел принять участие в харьковском дерби?
— Самое активное (улыбается): отметился голом… в свои ворота. Как видишь, счет забитым мячам за «Металлист» я уже открыл, хотя если серьезно, то надеюсь, что первый гол в моей новой команде не за горами.
— Можно сказать, что черту юниорского футбола ты окончательно переступил уже в Александрии?
— Скорее всего, да. Там, видимо, и состоялось мое профессиональное становление. С александрийским клубом я подписал первый после «Динамо» полноценный контракт. У нас была хорошая команда, мы вышли в Премьер-лигу, а потом Владимир Шаран, перебравшись в «Карпаты», пригласил во Львов и меня.
— Аренда, впрочем, тебя будто преследует! В Харькове ты опять выступаешь без полноценного контракта…
— Не вижу в этом никакой проблемы. Мое арендное соглашение рассчитано на год, существует пункт, согласно которому «Металлист» может выкупить мой контракт. Нужно работать, играть, приносить пользу команде. Если все это будет в норме, то остальное приобретет формальный характер.
— Из «Металлиста» проще попасть в сборную Украины?
— Возможно. Сейчас, правда, в национальную команду вызывают отовсюду — из «Ворсклы» и «Зари», из «Ильичевца» и «Севастополя». Главное — соответствовать всем требованиям, а клубная принадлежность — фактор второстепенный.
— Мысли о сборной тебя посещают?
— Как я уже говорил, фантазировать никогда не любил. На данный момент все мои мысли связаны с матчем против «Днепра». Потом следующий поединок и так далее. Будет игровая практика, появится стабильность, тогда и поговорим о сборной. Всему свое время…
Источник: Евгений Гресь, газета "Команда"
Footboom.com