Сергей Болотников и Дмитрий Литвинов спорят о том, как относиться к демаршу легионеров «Шахтера» и заслужил ли это донецкий клуб.
Поделом
Сергей Болотников
Ринат Ахметов построил самый крутой в стране, но при этом и самый хрупкий клуб. Он всегда хотел вложить в него душу, но вкладывал деньги. Строение получилось очень эффектное и даже эффективное, но совершенно неустойчивое к катаклизмам.
«Шахтер» всегда играл красиво, но это была команда настроения – если бразильцам не хотелось вкалывать, никакой Луческу помочь не мог. Горняки постоянно ставили перед собой максимальные задачи, но никогда не считались волевой командой. Малейшие проблемы превращали их тренера из разумного, хитрого и опытного специалиста в нытика со звездной болезнью и манией преследования, который не готов признавать собственные ошибки. Клуб блестяще справился с задачей привлечь много болельщиков, но не задумывался об их «качестве», преданности – команда с домашней посещаемостью в 44 тысячи не может заполнить 5-тысячный стадион в семи километрах от «Донбасс Арены», когда играет в гостях у донецкого «Металлурга». Ахметов создал целую империю вокруг «Шахтера» – да такую, что от разговоров о ручных ФФУ, УПЛ, фарм-клубах, судьях и СМИ, было не продохнуть.
Ахметов повторяет в футболе свои же политические ошибки
Да, большинство украинских клубов мало чем отличаются от «Шахтера» в этом плане – расстановка богачей в рейтинге Forbes практически совпадает с положением их команд в турнирной таблице чемпионата страны. Но чем больше масштаб клуба, чем больше он зависим от денег, тем сложнее ему перестроиться. Когда у «Шахтера» возникли проблемы, вдруг оказалось, что это слон в сувенирной лавке. Ахметов был вынужден многим пожертвовать, чтобы выбраться – признать поражение, умерить амбиции и начать перестройку команды, даже всей структуры украинского футбола. Но он решил до последнего делать вид, что ничего страшного не происходит. Затыкал рот ультрас, принудительно оставил Луческу, а теперь вот уверяет, что «беженцы» вернутся. Хотя более вероятным кажется уход и других игроков вслед за ними.
Ахметов повторяет в футболе свои же политические ошибки. Он, едва ли не хозяин города и целого региона, молча наблюдал за трагическими событиями в стране, когда еще мог на них повлиять. Не решился действовать, а лишь призывал людей гудеть, когда ситуация вышла из-под контроля. И просто удрал, когда лично ему стало небезопасно находиться в Донецке. «Шахтер» оставался боевым знаменем Рината Леонидовича – клуб должен был показать, что несмотря ни на что, Ахметов есть, он по-прежнему могуч и влиятелен. Но так не получается. «Шахтер» стал не знаменем, а жертвой обстоятельств, которые возникли на Донбассе – в том числе по вине его президента. К этому можно по-разному относиться – сожалеть или злорадствовать. Но называть несправедливостью точно не получится.
Пожалеть
Дмитрий Литвинов
В ситуации с «шахтерскими» беженцами, решившими не возвращаться в Украину, как кажется, чувство злорадства можно испытать лишь в первый момент. «Кто сеет ветер, пожнет бурю», «хозяин Донбасса» сам виноват, вот это все. А потом задумываешься – и понимаешь, что от ситуации в проигрыше все. И бог с ним с Ахметовым, его финансовые потери в этой ситуации – вопрос десятый. Хотя его, как человека, без сомнения влюбленного в клуб, который стал для него больше чем бизнесом (пока убыточным в историческом плане, но бизнесом), тоже стоит пожалеть. Знаете, у Роулинг есть описание магических предметов-крестражей, куда маги способны вкладывать частички своей души и испытывают невероятную боль при их уничтожении. Вот «Шахтер» – это такой крестраж Рината Леонидовича.
Ситуация «Шахтера» рикошетом бьет по всему украинскому футболу
Проблема в том, что наши лучшие клубы хоть и остаются игрушками олигархов, но эти игрушки в отличие от хаммеров и портретов а-ля Цезарь выставляются на всеобщее обозрение. Их обсуждают, за них переживают, в том же Донецке выступления «Шахтера» много десятилетий влияют на рабочий процесс. И, теряя своих лучших игроков, «Шахтер» лишает радости не только своего владельца, но и сотни тысяч болельщиков. Заодно происходит крушение модели, в существовании которой нас так долго пытались убедить. «В Украине все же можно построить клуб, работающий по европейским стандартам», – казалось еще прошлым летом, когда чемпионы страны, в кои-то веки решили не удерживать своих лидеров, глядя на них, как дракон на свое золото, а отпустили за рубеж на пике формы. «Шахтер» – возможно, искусственный, но все же остров спокойствия в нашем футболе», – была мысль весной. «Ох, ничего себе», – свежее ощущение сейчас.
От частного – к общему, ситуация рикошетом бьет и по всему украинскому футболу. Во-первых, повышается риск цепной реакции в других клубах. У нас и так легионеры нервничали, вне зависимости от того, где играли, в Луганске или Ужгороде, а теперь, когда видят, что даже игроки самого богатого клуба страны, не готовы жить по соседству с пороховой бочкой… В общем, есть серьезные шансы, что демарши могут начаться и вне «Шахтера», собственно уже начались – спросите у харьковчан, что они думают о решении Бланко. Во-вторых, если уж тут не готовы играть легионеры, которые хоть как-то адаптировались к стране, то приезд новых становится возможен только с еще большей переплатой, чем раньше. Репутация чемпионата от всего этого не повысится. Вы хотите отката в лихие 90-е, когда у нас если и играли легионеры, то из солнечной Грузии или не солнечной, но близкой Беларуси? Ок, можете радоваться – ахахаха, Ахметов. Мне как-то смеяться не хочется.
Здесь