Операторы мобильной связи МТС Украина и Vodafone договорились о работе в стране под одним именем и с единым продутковым рядом
Мобильный оператор МТС приобрел право на бренд британской компании сотовой связи Vodafone Sales and Services Ltd, соглашение было подписано поздно вечером 15 октября 2015 года. "Мы, компания МТС Украина, подписали стратегическое соглашение с компанией Vodafone о сотрудничестве и использовании бренда Vodafone", - заявил Олег Проживальский, генеральный директор компании
МТС Украина.
Франшиза предусматривает, что на комиссионных условиях группа МТС сможет использовать бренд Vodafone для работы в Украине. Уже на текущей неделе компания МТС начала ребрендиг своего главного отделения на ул. Крещатик, и приостановила рекламные кампании по продвижению бренда МТС.
"Это соглашение предусматривает не просто изменение названия компании, вывески. Мы в корне меняем все процедуры в компании, все стандарты, которые использовали в свое время, и будем начинать работать по стандартам компании Vodafone, - рассказывает Проживальский. - Речь идет не только о предоставлении услуг, и качестве этих услуг, которые будут такими же как в компании Vodafone, которая работает во многих странах мира. Это будут и стандарты, касающиеся сети, безопасности сети и персональных данных абонентов". Он отметил, что отныне МТС Украина будет работать по британскому законодательству в области защиты данных.
При этом, один из крупнейших мировых мобильных операторов потребовал от группы МТС гарантий надлежащего использования бренда Vodafone в Украине. Как сообщили в МТС (Россия), группа выписала Vodafone гарантию на 11,2 млрд рус. руб. (около 4 млрд грн, или $170 млн).
"Подобные договоры я готовила сама лично в других странах. Могу сказать, что такое соглашение обязывает оператора соответствовать качеству сети Vodafone. Как правило, прописываются очень жесткие требования, в т.ч. к безопасности", - комментирует ситуацию Елена Минич, директор департамента инноваций и интеллектуальной собственности Министерства экономического развития и торговли Украины.
Напомним, после того, как Российская Федерация начала активно вмешиваться во внутренние государственные дела Украины зимой 2014, и посягнула на суверенитет государства весной того же года, СБУ и Нацкомиссия по регулированию связи выдвинули небезосновательные обвинения в адрес российских спецслужб относительно вмешательства в работу украинских телеком-сетей. А компанию МТС обвинили в нарушении лицензионных условий.
Чтобы мобильный оператор не ассоциировался с государством-агрессором у украинев, а также чтобы иметь возможность привлекать к сотрудничеству европейских инвесторов, минуя санкции ЕС, МТС в начале 2015 года изменила структуру собственности. Основным акционером МТС Украина стала компания Preludium (Нидерланды). Последняя принадлежит компании Allegretto Holding (Люксембург), но конечным бенефециаром все же остается российская финансовая корпорация Система российского миллиардера Владимира Евтушенкова.
В день подписания соглашения между МТС и Vodafone. Слева направо: Энди Гундер, Елена Минич, Рон Зоммер, Айварас Абрамовичус, Стефано Гастаут, Андрей Терещук, Олег Проживальский, Василий Лацанич. Фото: facebook.com
В день подписания соглашения между МТС и Vodafone. Слева направо: Энди Гундер, Елена Минич, Рон Зоммер, Айварас Абрамовичус, Стефано Гастаут, Александр Животовский, Олег Проживальский, Василий Лацанич. Фото: facebook.com
Прежде чем зайти в Украину, компания Vodafone длительное время изучала экономический и политический климат в государстве. Как рассказали НВ на правах анонимности источники из британской бизнес-среды, руководство Vodafone в течение нескольких последних месяцев советовалось с международными бизнес-ассоциациями входить ли в Украину. "Приезжали в Украину, посещали так называемый "украинский треугольник" [Киев, Одесса, Львов], изучали потенциал рынка, инфраструктуру, смотрели магазины МТС. Они интересовались и ситуацией на Востоке, но они присутствуют в т.ч. и в странах Африки и Азии, где тоже есть риски военной нестабильности ", - рассказал НВ свидетель подготовительного процесса. В конечном итоге, компания Vodafone приняла положительное решение, и Украина присоединилась к сотовой Европе.
Как заверил НВ Проживальский, сейчас речь идет исключительно о ребрендинге и запуске линейки продуктов, и пока возможность вхождения британцев в капитал МТС, или инвестирования в инфраструктуру не предусмотрено.
"На начальном этапе вариант вхождения в капитал не рассматривается, и партнерский договор составлен без распределения капитала. Но в Vodafone за собой такую возможность оставляют, прописывают ее в договоре. И есть такие примеры, когда Vodafone через некоторое время мог приобрести до 25% акций компании", - рассказывает Минич.
Произойдет ли так, будет зависеть от того, насколько эффективным будет сотрудничество в последующие 3-4 года, говорят опрошенные НВ эксперты. "Это один из крупнейших мировых брендов, и появление его в Украине - это хорошее начало, а дальше посмотрим, как будут развиваться события. Чтобы инвестировать нужно смотреть, какое будет возвращение ", - говорит Энди Гундер, президент Американской торговой палаты в Украине.
Карта присутствия Vodafone в Европе. Фото: vodafone.ua
Карта присутствия Vodafone в Европе. Фото: vodafone.ua
С внедрением бренда, оператор МТС получает доступ ко всем продуктам и ноу-хау, которые нарабатывал Vodafone в течение многих лет. Некоторое время в магазинах украинского оператора клиенты еще будут видеть продукты МТС, но очень быстро они будут заменены на Vodafone.
При этом, клиенты не будут автоматически переводиться на тарифные пакеты Vodafone, сим-картки нужно будет покупать отдельно. Желающим пользоваться международным брендом, станут доступны "роуминговые тарифы в 14 странах Европы, сопоставимые по цене с расценками на роуминг для абонентов внутри ЕС, а также будут предложены специальные международные тарифы для 62 стран". В Vodafone, как говорят эксперты, очень хорошие тарифы по роумингу. Действуют и специальные договоренности между операционными компаниями в разных странах - как правило, это бесплатные входящие звонки. Плюс, вся Европа с 2017 года выходит на нулевой тариф в роуминге, чем также смогут пользоваться украинцы.
Переход на новые внутренние тарифы будет происходить постепенно, и пока их условия составляют коммерческую тайну. "Мы только в четверг подписали договор, сейчас у нас начнет работать рабочая группа, которая будет заниматься внедрением ноу-хау Vodafone. И мы в ближайшее время будем их внедрять, и абоненты это почувствуют. Тарифы пока еще являются коммерческой тайной, мы их объявим позже ", - заверил Проживальский.
"Мы еще только поженились, и не можем пока сказать какой у нас будет совместная жизнь, и сколько у нас будет детей, но мы хотим чтобы они были, - подхватывает Стефано Гастаут, директор Vodafone по развитию партнерских рынков. - В качестве примера продукта по роумингу, у нас есть тариф Паспорт - вы платите небольшую сумму за день использования, и можете использовать тот тариф, на который вы подписались, по всей Европе. Это то, что мы называем "роумин, как дома". Это продукт, который может очень сильно здесь на рынке сыграть. В Италии, например, используют 50% клиентов".
Изменения ждут украинских клиентов и с точки зрения сети 3G - запуск Интернета третьего поколения в Украине также будет осуществляться под брендом Vodafone. Именно в связи с ожидаемым приходом Vodafone, компания МТС оттягивала построение инфраструктуры, из-за чего существенно отстала от своих конкурентов. На сегодня 3G от МТС Украина работает только в Одессе. Покрыть все областные центры они планируют уже к концу года.
Соответственно, в МТС-Vodafone в короткой перспективе рассчитывают на перераспределение рынка сотовой связи. "Сценарий, при котором МТС, как Vodafone, возвращает себе лидерство на рынке, очень реалистичен. Последние несколько лет динамика наших показателей была лучше, чем у конкурентов. К сожалению, мы имели сильные рынки на территориях, которые сейчас находятся в оккупации. Несмотря на потери нескольких миллионов абонентов, мы наращиваем количество клиентов. Рано или поздно мы опередим нашего основного конкурента", - уверен Проживальский.
"Мы еще не знаем, какие тарифы, условия будут. Соответственно, мы еще ничего не планируем. Vodafone вышел на рынок - конкуренция усилится, это будет нас мотивировать", - отвечает Петр Чернышов, президент Київстар.
То, что конкуренция возрастет между операторами - это однозначно, а выигрывают от этого клиенты, говорят собеседники НВ. Другие операторы сейчас будут внимательно смотреть, что международный Vodafone предлагает на тех рынках, где он уже присутствует, потому что те продукты он будет предлагать и на украинском рынке.
"Одним из положительных моментов, который принесет сотрудничество Vodafone и МТС Украина - это ассоциативный ряд с Европой, с теми стремлениями, которые сейчас в социуме очень высоки. Этот шаг дает возможность людям присоединиться к чему-то европейского уже сейчас", - уверен Василий Лацанич, вице-президент группы МТС (Россия) по маркетингу.