15 января свой 55-й день рождения отметил легендарный полузащитник харьковского «Металлиста» 80-х годов, мастер спорта СССР и арбитр ФИФА, а сегодня – тренер футбольной академии харьковского клуба Виктор Сусло.
С ветераном «Металлиста» "Вечерний Харьков" вспомнил яркие моменты его игровой карьеры и порассуждали о настоящем харьковского футбола.
– Виктор Владимирович, начну с острого и актуального вопроса. Как вы думаете, сколько ещё осталось «Металлисту»?
– Я, как оптимист, скажу, что «Металлист» - это команда, которая не умрёт никогда. Я очень на это надеюсь. Тем более, что сейчас большая ставка делается на молодёжь, на будущее команды. Поэтому думаю, что «Металлист» ещё будет держаться.
– Что, на ваш взгляд, должно поменяться, чтобы клуб не прекратил своё существование?
– Нужно хорошее и стабильное финансирование, прежде всего.
– Смена руководства тоже не помешает?
– Не всё зависит от руководства. Если даже при этом начальстве «Металлист» будет нормально финансироваться, как это было раньше, то и футбол будет на должном уровне.
«МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?»
– На футбол ходите?
– Да, бываю. Не скажу, что часто, но на грандов прихожу посмотреть — на «Шахтер», «Динамо», «Днепр». «Ворскла» с «Волынью» тоже интересные команды.
– Во времена вашего выступления на «Металлист» больше людей приходило?
– Это правда, сейчас на стадионе болельщиков очень мало. Когда играло моё поколение, арена всегда была забита под завязку.
– Но начинали вы свою карьеру в 1978 году в киевском «Динамо». За три года вы провели всего с десяток матчей за «дубль». Почему не сумели закрепиться в «основе»? Место было наглухо закреплено за более опытными игроками?
– На самом деле, за динамовских дублёров я провёл больше игр, один раз мы даже становились чемпионами СССР среди вторых команд. Ну, а что касается основы, то на тот момент практически всю её составляли «сборники» Советского Союза. Конкуренцию у них выиграть было не то что сложно — нереально.
– Какие у вас были отношения с Валерием Васильевичем Лобановским?
– С Лобановским прекрасные отношения были. Не только у меня, разумеется, он отлично ладил со всеми — начиная с Блохина и заканчивая рядовыми футболистами из дублирующего состава. Он мог в любой момент подойти, спросить, как я себя чувствую, как у меня дела. Постоянно говорил так: «Молодой человек, есть ли у вас какие-нибудь проблемы?»
– Лобановский видел в вас перспективного игрока?
– Он вообще, по сути, работал с перспективными футболистами. В те годы в «Динамо» приглашали очень талантливую молодёжь, будущее киевского клуба.
«ПРОБЛЕМ С МАЛЕНЬКИМ РОСТОМ НЕ БЫЛО»
– Что чувствовали, когда уходили из «Динамо», лучшей на тот момент команды СССР, в «Металлист», который никак не мог пробиться в высшую лигу?
– Я хорошо понимал, что попасть в старт «Динамо» будет очень трудно. Мне было уже 20, и я почувствовал, что могу где-то заиграть в «основе». Возможно, не ведущей команды, в клубе уровнем пониже. У «Металлиста» тогда стояла задача выйти в высшую лигу, с которой он справился уже в первом сезоне после моего прихода.
– В 1981-м тогдашний главный тренер «Металлиста» Евгений Лемешко был одним из тех, кто привел вас к себе в команду. Что можете вспомнить об этом специалисте?
– Вы знаете, это великий человек и Тренер с большой буквы. Он был отличным психологом, всегда мог подобрать нужные слова. Для нас Евгений Филиппович был и отцом, и старшим братом, и другом. Он объединял в себе все самые положительные качества.
– За что Вас ценил Лемешко?
– Наверное, в первую очередь, за то, что я был очень трудолюбивым на футбольном поле, был психологически устойчивым, не боялся борьбы и столкновений.
– Правда ли, что из вашего маленького роста, грубо говоря, делали проблему?
– Знаете, я тоже читаю о том, что из-за моей низкорослости (172 см. – авт.) возникали сомнения, брать ли меня в команду. Неправда, такого не было. Не в росте ведь дело. Ценили, прежде всего, за то, какими качествами ты был наделён — и спортивными, и человеческими.
– Стабильно играя в «основе», вы помогли «Металлисту» дойти до финала Кубка страны в 83-м. Помните тот матч?
– Да, мы тогда минимально уступили донецкому «Шахтёру» в Москве.
– Чего не хватило до победы?
– Мне кажется, нам ещё не хватало опыта противостояний с такими клубами и опыта кубковых игр. хотя выкладывались абсолютно по полной.
«ТОРПЕДО» НАС НЕДООЦЕНИЛО»
– После четырёх полноценных сезонов в Харькове в 1985 году вам пришлось на год покинуть «Металлист» и дослужить в армии.
– В то время я уже был женат, у меня был ребёнок, и клуб пообещал, что в случае чего, меня «отмажут» от армии. Но так случилось, что на этот раз я попал в 62-ю Киевскую спортроту, и мне довелось отыграть там даже не год, а полтора. Ближе к окончанию службы произошёл интересный случай. Я, будучи ещё военным, приехал в Харьков и отыграл за «Металлист» домашний матч против «Спартака». Даже успел жёлтую карточку получить. Моё руководство, узнав об этом, сразу меня вызвало, и я дослуживал в Киеве ещё два месяца. После этого я, наконец, полноценно вернулся в «Металлист».
– Закономерно ли, что «Металлист» выиграл Кубок СССР в 1988-м, при том, что в чемпионате вы занимали места в середине таблицы?
– Ну, во-первых, чемпионат страны и Кубок страны — совсем разные соревнования. По накалу, по градусу игры. Не даром говорят, что в Кубке возможно всё. Немало примеров можно вспомнить и в Кубке Советского Союза, сейчас в Кубке Украины — та же «Ворскла» в 2009-м. Поэтому я считаю, что в 88-м у нас была собрана очень достойная команда, и мы вполне заслуженно взяли этот трофей.
– Вы, к сожалению, этот матч пропустили из-за травмы ноги. Когда узнали, что пропустите финальную игру в Москве?
– Узнал буквально за неделю до финала. Мы принимали дома «Локомотив», и во втором тайме почувствовал боль в задней поверхности бедра. Когда меняли, ещё оставалась надежда, что сыграю через неделю. Но после более детального осмотра врач заключил, что рисковать ногой не стоит.
– «Торпедо» проиграло вчистую или можно говорить о доле везения?
– Игра была равная, но психологически торпедовцы были настроены, что без особых проблем обыграют нас. Мне кажется, на недооценке они и попались. Мы, в свою очередь, играли по своим возможностям, раскованно, на нас ничего не давило. Никто даже не ожидал, что «Металлист» дойдёт до финала и забьёт два безответных мяча!
«ТРАВМА ПЕРЕД ФИНАЛОМ КУБКА — САМОЕ БОЛЬШОЕ ОГОРЧЕНИЕ»
– С приходом в «Металлист» нового тренера вы стали капитаном команды. Так решил Леонид Ткаченко, или выбирали все игроки?
– Дело в том, что в те времена существовала такая «процедура»: перед началом чемпионата собирается вся команда, и в результате тайного голосования избирается капитан на весь сезон. Такого не было, чтобы Лемешко или Ткаченко назначали капитана. Выбирал весь коллектив.
– Тогда же вы начинали свою тренерскую деятельность в харьковском клубе. Вы были играющим помощником Ткаченко?
– Нет, я тренировал дублирующий состав «Металлиста», являлся играющим тренером.
– Что вызвало у вас наибольшее разочарование за то время, когда вы играли? И какие моменты были самыми приятными?
– Самым большим разочарованием была, естественно, та травма, которую я получил перед финальной игрой за Кубок. Обидно было пропускать такой матч. Ну, а в остальном, всё складывалось позитивно. Меня всё устраивало в родном Харькове, в «Металлисте», и на данный момент тоже всё устраивает.
«В «ЮПИТЕРЕ» УЖЕ ПРОСТО ПОДДЕРЖИВАЛ КОНДИЦИИ»
– Как возник вариант с переездом в Польшу, где вы сезон выступали за «Пегротур» из Дембицы? На это повлияла нестабильность в стране?
– И нестабильность тоже. А вообще случилось это достаточно спонтанно. Тогда у нас начала несколько омолаживаться команда. Я, Юра Тарасов и Руслан Колоколов получили предложения от клуба «Пегротур». Согласились, быстро собрались и втроём поехали в Польшу.
– Наверное, понимали, что в Дембице больше, чем на сезон, не задержитесь - вас из матча в матч держали на скамье?
– Поначалу играли в нескольких матчах чемпионата. А потом из-за того, что польские футболисты начали возмущаться, мол украинцы играют больше, чем они, нас посадили на лавку, и всё. Примерно такая же ситуация сейчас происходит вокруг Евгения Коноплянки в «Севилье».
– Зато вы стабильно заиграли в полтавской «Ворскле» после возвращения в Украину. О бутсах на гвозде ещё не подумывали?
– Нет, были ещё и силы, и желание. Я отыграл почти весь сезон. Затем, в 1993 году, меня к себе пригласил тренер «Темпа» из Шепетовки, который боролся в низах элитного дивизиона. Чтоб немного поднять уровень футбола, там строилась новая команда из молодых ребят и более опытных, в частности, семь игроков были приглашены из «Металлиста».
В конце своего первого и последнего сезона за «Темп» я получил травму, после которой не мог до конца восстановиться. Последним моим пристанищем стал харьковский «Юпитер». За него я сыграл 4 матча, уже чисто для поддержания физической формы.
«ХОТЕЛОСЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ»
– В 1995 году вы начали карьеру арбитра. Такое желание возникло ещё будучи игроком?
– Оно возникло тоже спонтанно. Уже заканчивая в «Юпитере», в одном из матчей мы почувствовали, что судья нас, говоря по-футбольному, просто «убивает» на поле, решая итог матча не в нашу пользу. Тогда мне захотелось добавить справедливости в футбол.
– Какие моменты в судейской профессии для вас самые сложные?
– Трудно было перестроиться психологически с игрока в судью. Арбитр момент оценивает по-другому, нежели футболист.
– Вам довелось поработать только боковым судьёй, причём дослужились вы до звания арбитра ФИФА. Почему не сложилось с ролью главного рефери?
– У меня было немало игр на область, где я судил в поле. Ну, а в УПЛ я работал только ассистентом. Почему? Так решил наш руководитель Константин Вихров, не посоветовавшись ни с кем. В принципе, я не скажу, что был недоволен, ведь, став арбитром ФИФА, я объездил почти всю Европу, обслуживал матчи еврокубков, квалификационные матчи к чемпионатам Европы и мира.
«В АКАДЕМИИ ГОТОВЯТ КАЧЕСТВЕННУЮ ЗАМЕНУ «ОСНОВЕ» «МЕТАЛЛИСТА»»
– Сейчас вы – тренер детской футбольной академии «Металлиста». Для вас лично что в приоритете - победа юношеской команды на каком-то турнире или воспитание талантов?
– Однозначно, воспитание новых талантов. У нас нету задачи выигрывать каждый молодёжный турнир, в котором мы участвуем. Ребята уже сами себя настраивают на победу. Главное для Академии — это вырастить из молодых игроков качественных футболистов для основы «Металлиста».
– Недавно в Харькове был создан благотворительный фонд для спасения харьковского футбола. Правда, это касается лишь Академии и футбольной инфраструктуры. Как вы считаете, правильно это?
– Я считаю, что этот фонд создан вовремя. Потому что тренеры, у которых дома семьи, не будут работать без зарплаты. Молодые футболисты, опора первой команды «Металлиста», также должны заниматься в надлежащих условиях.
– Есть ли у Академии «Металлиста» надежный резерв, способный восполнить возможную потерю основной команды?
– Сейчас, к примеру, в категории выпускного 1999 года рождения есть три-четыре достойных кандидата в первую команду. Для полноценного созревания молодого игрока до уровня «основы» требуется два-три года. На протяжении всего времени мы готовим новичков для первой команды. Я искренне надеюсь, что не дойдёт до того, что харьковский «Металлист» будет вынужден перерождаться. Для меня это нонсенс, ведь я пришёл в клуб, когда он был еще в первой лиге. Затем мы успешно выступали в высшем дивизионе, и до сих пор «Металлист» там играет. Команда может прекратить свое существование не из-за плохих результатов, а по чьей-то вине. Я в это просто не верю.
vecherniy.kharkov.ua