Четыре сезона Нагорняка в Поднебесной, аренда экс-динамовца Головко в «Циндао», заработки Коновалова и приключения Колтуна — MаtchDay об украинцах, которые «засветились» в китайском футболе.
Украинские футболисты разбросаны по всему миру. Доказывали свою состоятельность наши полпреды не только в итальянской Серии А (Андрей Шевченко) или в немецкой Бундеслиге (Андрей Воронин), но и также далеко в Азии и даже Австралии (Евгений Левченко).
После продажи в Китай за рекордные 50 млн.евро полузащитника «Шахтера» Алекса Тейшейры, MatchDay вспомнил об украинцах, которые ранее оставили свой след в этой экзотической стране.
Нагорняк: лечение иголками и титул лучшего легионера
Самым успешным украинским футболистом в Китае, хотя и не выигравшим там ни одного титула, оказался нынешний помощник Мирона Маркевича в «Днепре» Сергей Нагорняк. Ныне перспективный дипломированный специалист отыграл в Поднебесной больше всех из наших земляков — четыре года.
Китайские «приключения» украинца начались в 2000 году, когда Нагорняк после истории с бромантаном покинул «Днепр» и перешел в «Шахтер». Новый тренер «горняков» Виктор Прокопенко на почти 30-летнего в тот момент футболиста внимания не обратил и нападающий откликнулся на вариант поиграть в аренде в Китае. В «Шеньяне» Нагорняку повезло. Главный тренер, Валерний Непомнящий, сразу нашел ему место в составе и украинец оправдал свое приглашение сполна, забив в первом же сезоне 12 голов и получил титул лучшего легионера чемпионата Китая, хотя команда заняла пятое место.
Уже через год после того как Непомнящий оставил «Шеньян», Нагорняк тоже уехал в другой клуб, приняв предложение «Шаньдуня», в котором работал российский специалист Борис Игнатьев. В итоге китайская командировка затянулась на четыре года и в 2014 году Нагорняк вернулся в Украину, после этого еще раз успев ненадолго съездить в Китай и поиграть в нынешней команде Тейшейры — «Цзянсу Сайнти» (16 матчей, один гол). «Честно говоря, я немного устал. И для себя решил в любом случае уезжать из Китая, — вспоминал легионерский опыт украинец. — Дефицит общения давал о себе знать. Ведь мы общались с теми, с кем жили в одном доме — Сергеем Кирьяковым, Валерием Непомнящим, врачом команды Андреем Пяткиным, словенским легионером Милинко Галичем, их семьями. Даже с еще одним легионером нашей команды — французом Николя Уэдеком, который, был к нам ближе, чем к китайцам, встречались не очень часто. Хотя звали его с собой постоянно».
Кроме местных красот и гастрономических диковинок, Нагорняку запомнилась китайская медицина. «Получил ушиб, прошу лед, а они на меня, как на космонавта смотрят, — вспоминает Нагорняк. — Дали мне лед, и смотрят, что же я буду делать. У них медицина совсем по другим принципам построена. Они лечат иголками. Я раз попробовал и сказал, что нет уж ребята, лучше я буду своими методами лечиться. Правда, где-то, через два года в Украине мне один хороший доктор посоветовал такой способ, и процедура мне понравилась». Так что пребыванием в Китае Нагорняк в целом остался доволен: «Я ехал туда заработать денег. Кроме того, получил хороший опыт выступления за рубежом, основательно изучил английский. А какие красоты в Китае повидал — словами не передать. Там ведь сплошь да рядом исторические памятники».
Головко: капитанская повязка и трехкомнатные апартаменты
Буквально сразу после Нагорняка в китайском чемпионате оказался эк-защитник киевского «Динамо» Александр Головко. Так и не сумев перейти в «Ливерпуль» после восьми чемпионских титулов в Киеве, Александр поехал в команду «Циндао». Агентом украинца на тот момент был китаец, который тесно сотрудничал с этим клубом и посодействовал переезду Головко в Поднебесную. На берегу Желтого моря защитник играл в аренде полгода и быстро стал в команде своим, в итоге даже получив капитанскую повязку.
Бытовые условия украинца тоже полностью устраивали: поселили в 3-х комнатных апартаментах в высотном отеле на берегу моря. Однако команда выступала неудачно — боролась не за лидирующие места и заняла по итогам сезона предпоследнее, 11-е место, в чемпионате. Не добавляла Александру настроения в Китае проблема отсутствия семьи, особенно для человека, который любит отдохнуть не в шумной компании, а в домашней обстановке с супругой и детьми. В итоге украинец дружил с работающими в Китае россиянами, которые ему варили в русском ресторане борщ без буряка и сметаны и иногда ездил в гости к белорусу Александру Хацкевичу, который играл в команде «Тянцьзинь».
Еще Головко не понравилось, что в Китае иностранцев обманывали в магазинах: «Вещь стоит не больше пятерки, а мне предлагают заплатить $30 только потому, что я европеец, китайского не знаю и ничего доказать не смогу, — вспоминал жизнь в Китае Головко. — Продавец в любой момент сможет отвертеться: мол, пришел какой-то европеец, ни бельмеса не понимает, дал денег и стал кричать. Наверное, точно так же чувствуют себя у нас в Украине иностранцы, которые не понимают, чего от них хотят». В итоге после семи месяцев в аренде и 19 матчей за «Циндао» Головко вернулся в Украину и еще два года на закате карьеры отбегал в «Таврии».
Коновалов: «Я ездил туда зарабатывать»
Почти параллельно с Головко в одной команде с ним оказался другой экс-динамовец — Сергей Коновалов. Имея за плечами опыт игр в Южной Корее и два титула Кубка азиатских чемпионов, в «Циндао» 30-летний Коновалов, тем не менее, как и Головко, тоже надолго не задержался. «Там у меня все замечательно складывалось, все устраивало — и в игровом отношении, и в финансовом, — вспоминал Сергей. — Просто у нас с местным клубом существовала определенная договоренность: как только мне поступит достойное предложение от неплохой команды из Украины, я сразу же уезжаю. И когда появилась возможность вновь помочь киевскому „Арсеналу“, я даже не задумывался ... Не стану скрывать — в Китай я ездил, главным образом, подзаработать. Возраст уже не тот, чтоб своей игрой что-то доказывать или заинтересовывать иностранные клубы. Хочется побольше времени проводить дома». После шести матчей и одного гола в чемпионате Китая Коновалов вернулся в Украину, в «Арсенал», а потом еще съездил вкусить легионерского хлеба в «Интер» из Азербайджана.
Колтун: приглашение от профессора
Китайский чемпионат кадрами из Украины был представлен не только на футбольном поле. Тренерский опыт в Поднебесной, причем в той же команде, куда сейчас перешел Тейшейра, получил заслуженный тренер Украины Леонид Колтун, который успел к тому времени потренировать «Днепр», «Ротор», «Полесье», «Металлург», «Торпедо» (Запорожье) и «Зенит».
В 2000 году в одном из киевских ресторанов Колтун случайно встретился с профессором, который преподавал в институте физической культуры. У него в аспирантуре работал китаец, имевший отношение к клубу «Цзянсу Сайнти» из города Нанкин. Нужен был тренер. Колтуна по телефону переключили на китайца, который предложил Леониду Яковлевичу лететь в Китай и он согласился. В начале двухтысячных, как вспоминал Колтун, китайский футбол только находился в начале своего подъема. В чемпионате процветали договорные матчи и в порядке вещей считались взятки арбитрам. «Но с этим там быстро разобрались, — вспоминал Колтун. — Арбитров заставили вернуть полученные деньги, и они принесли около 30 млн.юаней (около $4 млн.). Предупредили: если брали деньги, принесите, кто откажется — тюрьма. Один — судья международной категории — уперся. Дали ему, если не ошибаюсь, лет десять. Уже сидит».
«Цзянсу» на тот момент выступал во втором китайском дивизионе, поэтому клуб был фактически полупрофессиональным, из-за чего Колтун иногда попал в интересные ситуации. «Я в клубе постоянно предлагал организовать лекции, курсы. Игрокам нужно было развиваться. Они же за ворота базы выйдут — и пропадут. К жизни совсем не были готовы, газет почти не читали, не учились. Возраст — 22 года, а по уровню развития — лет 17».
Колтун уже по приезду в Китай узнал, что некоторые работники клуба видеть его в «Цзянсу» не хотели и банально «выживали»: «На первых порах меня не воспринимали всерьез. Переводчик был слабенький, объяснить мои мысли журналистам и руководству никак не мог. Да и с футболистами были проблемы — все на одно лицо. Но постепенно разобрался, что к чему. Стали играть, выигрывать, попали в тройку лучших. Но не всем я был угоден. На следующий сезон за меня крепко взялись. Чего только не творили, просто издевались! Питался я раз в день, да и то мне подсовывали всякую дрянь, все гнилое. Высох, но держался. А потом как-то не вытерпел, перевернул поднос и ушел из столовой. А китайцы вечером, смотрю, выпивают, радуются — празднуют победу надо мной. Уедет скоро украинский тренер».
И хотя президент клуба хорошо относился к украинскому тренеру, Колтун не выдержал и уехал домой, а генеральный директор «Цзянсу» привез новых тренеров из Югославии, которые в итоге попали в большой скандал, организовав договорной матч.
Другие наши «китайцы»
Кроме Нагорняка, Головко, Коновалова и Колтуна в Китае «засветились» еще пару украинцев. В 2000 году, заканчивая каьеру, 15 матчей в местном чемпионате за команду «Ляонин» отыграл воспитанник «Динамо» Виктор Мороз. В этой же команде один матч в 2007 году провел хорошо известный по выступлениям в винницкой «Ниве» Виктор Бровченко.
В 2003 году из ставропольского «Динамо» в Китай приехал украинец Виталий Левченко, в Украине шесть лет отыгравший в киевском ЦСКА. Во втором дивизионе за команды «Чанчунь Ятай» защитник сыграл 12 матчей и потом вернулся в Россию, где закончил карьеру в «Урале». В 2012 году в команде второго китайского дивизиона «Харбин Итен» числился воспитанник «Шахтера» Александр Круцкевич, но не сыграл там ни одного матча и уехал в Азербайджан.
www.matchday.ua