Короткая футбольная жизнь - не трагедия.
Трагедия - это не успевшие реализоваться мечты.
Трагедия - это схождение с дистанции за полшага до победного финиша.
27 апреля 1989-го в городке Новомосковске, под Днепропетровском, родился новый человечек. Рискну предположить, что в этот день в этом же роддоме появился на свет не один Макс, но сегодня - о нем. Родители, наверное, не сразу поняли, что улыбчивый малец со временем станет футболистом. По крайней мере, в футбол Белого за руку папа, как это нередко бывает, не приводил. Милый скромняга уже в пять знал, чем планирует заниматься по жизни: именно в столь юном возрасте он отправился в местную детскую футбольную школу. Попал он в футбол не без помощи обмана: вместе с наставником школы он подделал медицинскую карточку за своих родителей - и стал заниматься. Со временем, разумеется, обман открылся, но было поздно. Маленький Сергей Ребров, так называли Макса сверстники, полюбил мяч раз - и навсегда.
В 10 Макс перебрался из Новомосковска в Днепропетровск, и стал заниматься в местной школе ИСТА. В 2002-м начал выступать в ДЮФЛ, и обратил на себя внимание скаутов донецкого "Шахтера". На достаточно короткий период времени Белый отправился в Донецк, откуда в итоге вернулся обратно. Именно в академии "Шахтера" он впервые встретился со своим лучшим другом - Яриком Ракицким, который был с ним до последнего. За "Шахтер" полузащитник сыграл всего 5 поединков, а вот в составе ИСТА провел 69 матчей (забив при этом аж 54 мяча!). Понятное дело, что с такими результатами он попал в юношескую сборную. После окончания обучения в Днепропетровске, в 2006-м, талантливый забивной парень, который при своих, в общем-то, незавидных для бомбардира, способностях умудрялся выигрывать борьбу на втором этаже и отгружать головой мячи в ворота оппонентов, отправился в "Металлист". Но в Харькове Макс не заиграл, а сидеть на банке ему ох как не хотелось. Вот и стал участник чемпионата Европы-2006 (U-17) себе подыскивать варианты покомфортнее. Подвернулась возможность в Латвии: там его ждали в "Розекне", - клубе, выступавшем в местной первой лиге. Возможно, там у Белого все сложилось бы, но как только поступил звонок с родины о том, что ФК "Харьков" готов забрать Макса себе - он не стал раздумывать. В Украине полузащитника ждали не только родные и друзья, но и любимая девушка Аня, впоследствии ставшая его супругой и подарившая Максу двоих сынишек.
В составе харьковских горожан полузащитник и дебютировал в большом футболе. Случилось это в 2007-м, тогда ему только-только исполнилось 18. Игрок основного состава юниорской сборной добросовестно выступал за свой клуб, стал там лидером. Но вот бомбардирские качества Максима "задремали", - возможно, дело в том, что разница в росте с партнерами по амплуа стала сказываться гораздо ярче. Но юркий и маневренный Белый и не забивая мячи приносил большую пользу команде - противостоять ему фактурным защитникам оппонентов всегда было ох как непросто! Но дела у ФК "Харькова" начались разлаживаться, и пришлось Максиму оттуда уезжать. Недалеко от родного Новомосковска, в Запорожье, отрядила Белого судьба. Но будучи уже взрослым игроком (в 19 лет), заигранным за вторую по важности, молодежную, сборную страны, выступать за дублирующий состав клуба Максу было неинтересно. Редкий Месси выдержит вылазку в запорожский "Металлург" (а именно Лео был футбольным кумиром и примером для подражания Белого)! Поэтому надолго он и в Запорожье не задержался. Оттуда Белый перебрался в "Зарю" из Луганска, где и раскрылся в полной мере, став действительно известным футболистом.
Подписав контракт с луганчанами, Макс, решивший, что карьера налажена, предложил руку и сердце своей девушке, Анне. Создав семью, на зло Йожефу Йожефовичу Сабо, который неустанно твердит о том, что женившийся футболист теряется, Белый начал работать с удвоенной энергией. Талантливый и трудолюбивый полузащитник, веселый, но примерный парень, который за пределами поля - душка, а в пределах - настоящий боец, который может где угодно в полузащите сыграть и с обеих ног здорово пробить, быстро завоевал доверие тренерского штаба луганчан. Да и в молодежной сборной Украины, которая боролась за путевку на Евро-2011 (и ее добыла), чувствовал себя отлично. Карьера Максима действительно шла в гору: постепенно он стал одним из наиболее обсуждаемых прессой и специалистами молодых игроков Украины, наряду с его друзьями Женей Коноплянкой, Яриком Ракицким и Андреем Ярмоленко. Естественно, с разговорами в прессе пришли и предложения из более именитых, нежели "Заря", клубов. Сперва "Днепр" заинтересовался в услугах Максима, затем начали говорить и о других клубах. "Я отдаюсь в "Заре" на 100%, потому как это мой родной клуб, - признался Белый в одном из интервью. - В Луганске мне хорошо". Поэтому Белый совершенно не расстроился, когда "Днепру" не подошел.
"На то, что меня продают-перепродают, внимания не обращаю", - вторил игрок "Зари" на частые вопросы журналистов о возможном переходе в тот или иной клуб Премьер-лиги или зарубежья.
Когда-то поиграв в финале еврофорума, в составе сборной До-17, Макс мечтал вновь сыграть на Евро, уже на молодежном уровне. И в составе молодежки, укомплектованной игроками 1988-89-го года рождения, вместе со своими партнерами эту возможность Беленький (именно в сборной он и получил это прозвище) добыл. В перерывах между тренировками у Павла Александровича Яковенко накануне старта финальной части Евро в Дании, Макс, которого уже активно сватали в национальную сборную Украины, шпилил в футбол на Playstation напару с Коноплянкой и общался с представителями СМИ. Никакой звездной болезни, никакой жеманности, - простой и улыбчивый Макс быстро стал любимцем прессы. Ну а после невыхода из группы на Евро, он был, наверное, одним из немногих, кто возвращался в Украину с хорошим настроением: ведь дома его ждали беременная уже вторым наследником супруга и сынишка. Да, в финале Евро не сыграли. Но не всему же "заказанному" сбываться.
Семья росла, росла популярность Максима, - о чем еще можно мечтать в 22? Разве что о дебюте в национальной сборной. Открытый в общении игрок признавался, что действительно хотел бы дебютировать за команду номер один. Еще бы, кум Ракицкий-то уже на тот момент основным стал. Да и партнер по Playstation Коноплянка феерил там во всю. Чуть-чуть до осуществления этой мечты Максу не хватило... Находясь в расширенных списках тренеров национальной сборной на протяжении достаточно длительного периода времени, в главную команду страны он так и не попал. Головные боли, которые мучили Беленького, не могли не отразиться на уровне его игры, а травма головы в матче за "Зарю" против днепропетровского "Днепра" ситуацию лишь усугубила. Пройдя обследования, которые показали, что игрок здоров, полузащитник продолжил выступать за свою команду, но продлилось это недолго. 11 декабря 2011-го года Максим выходил на поле в последний раз: поединок против донецкого "Металлурга" луганчане проиграли...
После проигранных матчей полузащитник не очень-то любил давать интервью. Но давал, в отличие от многих других исполнителей. ВСЕГДА он находил подходящие слова и убеждал не только собеседника, но и болельщиков, что все будет хорошо. "Мы играли неплохо, просто как-то так получилось, что пропустили больше, чем забили, - с легкой грустью и улыбкой говорил он. - Но ничего, все наладится, все у нас будет нормально". Позитивно настроенный - именно таким был этот человечек.
Сразу разобраться в том, что произошло с Максимом, медикам не удалось. Официально он был травмирован, реально же он был болен. Но, поверьте, не все болезни диагностируются на ранних стадиях и "на раз-два". Посему, пропустив первый зимний сбор "Зари", в Турцию, на второй, Белый отправился вместе со своей командой. Он признался тогда, что до конца курс лечения и восстановления от травмы еще не прошел, но противопоказаний для занятий футболом нет. Это было начало февраля 2012-го. А в марте, как гром среди ясного неба, в СМИ появилась информация: Белому запретили общаться с прессой. Тогда-то пытливые журналистские и болельщицкие умы начали предполагать и говорить. Да и выход футболистов "Зари" на матч в футболках с надписью: "Макс, мы с тобой", только увеличил шумиху вокруг состояния здоровья игрока.
"Я не буду комментировать слухи, - отвечал тогда на нескончаемый поток вопросов президент луганчан Евгений Геллер. - Скоро Максим вернется к тренировкам, и сам расскажет, что с ним было". Но Максим к тренировкам уже не вернулся. На тот момент у полузащитника диагностировали опухоль головного мозга, которая, собственно и приводила к головным болям и невозможности набрать нормальную игровую форму... Вероятно, именно в виду диагноза игроку и запретили общение с прессой, - нервничать в таких случаях никак нельзя: кровь, приливая к голове, только ускоряет рост опухолевых заболеваний.
Сам Максим держался огурцом и был уверен: все наладится. В последнем своем опубликованном интервью, которое, по иронии судьбы, Беленький дал автору этих строк, он признался, что находится в подвешенном состоянии. Но ни словом не обмолвился о том, что переживает. Напротив, Макс как всегда был настроен на лучшее: "То, что я выпал - конечно, давит. Но у каждого бывают такие моменты в жизни, когда нужно немножечко потерпеть, придержать себя... Я думаю, что все будет хорошо в дальнейшем, и, как всегда, с оптимизмом смотрю в будущее".
Мы тогда проговорили минут с сорок, но интервью вышло небольшое. Рабочее. Чуть ли не каждые три минуты Максу приходилось прерываться и просить малышню "пойти пока посидеть с мамой". Все наладится и будет хорошо, - на этом и завершилась наша мартовская беседа. И я более, чем уверена, что в те минуты Максим в это искренне верил. Как и я. Как и все мы.
До какого-то момента Белый со "своими" часто появлялся на домашних матчах "Зари" в Луганске, который уже привык называть родным городом. Затем же, с ухудшением состояния здоровья, он перестал посещать стадион. В определенный момент, после лечения в Германии, казалось, что вот-вот, и он снова станет на ноги. Генеральный директор клуба, Сергей Раффаилов, после окончания осенней части сезона 2012/13 во время общения с болельщиками "Зари" обрадовал футбольную общественность вестью о том, что Макс вот-вот вернется в строй.
Но судьба распорядилась иначе. Врачи, даже лучшие, на которых средств не жалели, увы, не всесильны. И, как ни было больно и тяжело, вердикт был вынесен. Помощи от кого бы ты ни было кроме "своих", которые до последних дней были с ним, Макс не просил и, более того, всячески от нее отказывался. Даже в самые сложные моменты, даже когда все было ясно, он улыбался и, кажется, верил. А это, поверьте мне, очень сложно: верить, когда все ясно...
...В субботу, 14 сентября 2013-го, был отвратительный дождливый день. В этот день жена лишилась любимого мужа, двое ребят-дошкольников - любящего отца, родители - сына, небольшая, но сплаченная группка людей - верного друга, футбольный клуб "Заря" - отличного полузащитника, футбольная Украина - талантливого игрока... Максим Белый, милый, активный и улыбчивый парень, навсегда останется талантливым и перспективным, навечно - молодым.
Юлия Дядечко,
FootBoom.com