Мир меняется даже не по годам, а по дням. То, что когда-то казалось таким отдаленным и недоступным – сейчас есть близким и реальным; то, ради чего когда-то можно было отдать очень многое, сейчас не стоит и ломаного гроша. Безудержный ход времени заставляет пересматривать свое отношение не только к вещам материальным, но и к духовным, таким, которые, казалось бы, всегда должны были оставаться неизменными, высшими. В футболе, понятное дело, тоже были и есть свои идеалы. Кто-то клянется никогда не переходить из своей команды в стан злейшего и принципиальнейшего врага, кто-то навсегда привязан к клубу безграничной болельщицкой любовью, кто-то просто обязан своей команде тем, что выбился в люди. Но жизнь - штука сложная. Когда все хорошо и гладко – легко признаваться в верности и преданности той или иной команде, но вот когда ситуация обостряется, когда будущее уже не кажется таким ярким и простым, все сентиментальные чувства уходят куда-то на второй план. Верх берет сухой, холодный расчет и прагматичность.
Вряд ли в начале этого сезона можно было себе представить, что Марко Девич уйдет куда-то из "Металлиста". Команда добыла такие долгожданные серебряные награды, заявилась в Лигу чемпионов, а в украинской Премьер-лиге по праву считалась одним из главных претендентов на чемпионский титул. В Харькове команда работала как часы, а Марко Девич наравне с Хосе Сосой был чуть ли не главной деталью, которая и приводила в действие механизм. Важные голы в играх против прямых конкурентов, звание лучшего игрока отечественного чемпионата конца лета-начала осени, установление бомбардирского рекорда "Металлиста", первый хет-трик в истории сборной Украины – "первый после Бога" снова вернул себе всеобщее признание и любовь.
Действительно, казалось, что после неудачного вояжа в Донецк и обострения отношений с требовательными харьковскими болельщиками, добытый во второй раз авторитет и любовь навсегда уже "привяжут" Марко к "Металлисту", а "Металлист" – к Марко. Харьковская команда не только в этом сезоне, но и в прошлых напоминала вулкан, роль магмы в котором отыгрывали легионеры. Стоило только случиться каким-нибудь колебаниям или повышению градуса – как тут же раскалённый расплав вырывался на поверхность. У тренеров, таким образом, было задание не только строить игру команды, но еще следить за тем, чтобы все исполнители находились в спокойном, удовлетворенном с футбольной точки зрения состоянии, чтобы у лавы не было "поводов" вырваться наружу. Так вот, Марко во всей этой сложной системе выглядел фундаментом, закаменелой породой, которая при любых колебаниях оставалась на своем месте.
Конечно, в Харькове никто уже не вспоминал о той неприятной истории со ссылкой игрока в дубль "Металлиста", Марко простили и тот переход в донецкий "Шахтер", а то, что форварду не удалось заиграть в лучшей команде страны, восприняли не как слабость самого Девича, а как несоответствие его игрового стиля и его философии стилю "Шахтера". А когда в важных играх за сборную Михаил Иванович предпочтение отдавал Роману Зозуле, Девич опять оставался в центре всеобщей любви, в то время как на главного тренера национальной сборной лилось немало критики из-за как бы неправильного выбора. Простые болельщики отказывались верить в то, что Марко мог не проходить в основу сборной не только из-за футбольных причин, но и из-за человеческих. Марко Девич для всех был классным форвардом, а то, что его отношениями с партнерами по сборной Украины были натянутыми и далекими от идеала, интерпретировалось как попытки "недоброжелателей" насолить одному из лучших украинских нападающих и запятнать его репутацию. Девича любили не только в Харькове, но и в других футбольных городах Украины, его воспринимали в качестве символа нынешнего "Металлиста".
Впрочем, глупо будет пытаться доказывать, что любили и уважали Марко безосновательно. Он действительно хорошо играл, был лидером на поле и за его границами, что доказывал забитыми голами и важными поступками типа сглаживания мини-конфликта с Хосе Сосой. Наверняка, именно Марко Девича считали той основой, фундаментом, на котором и должен был бы держаться "Металлист" в трудные, можно сказать, катастрофические времена. Но именно Девич стал первым игроком, кто объявил о своем уходе из Харькова после появления информации о прекращении финансирования "Металлиста". Мутные дела Курченко харьковские болельщики восприняли как проблему, но проблему, при которой оставалась надежда на то, что все образуется. А вот уходы главного тренера и главного бомбардира команды, действительно, стали для харьковчан признаком бедствия. Того "Металлиста", что был раньше, уже не будет.
Как ни крути, но в футболе (впрочем, как и у многих других областях) очень многое зависит от денег. Идея, принципы или идеалы в единичных случаях оказываются превыше материальных сторон вопросов. То, что Марко Девич говорил после подписания контракта с "Рубином", выглядело просто данью сложившейся ситуации, а не здравомыслящими, выношенными месяцами словами. Желание поиграть в России может быть самоцелью, но вряд ли самоцелью сильнее, нежели желание поиграть в Англии. А ведь именно английские клубы были претендентами на Марко в межсезонье и тогда только умелая работа тренеров помогла руководству клуба удержать в своих рядах забивного нападающего.
Это, наверное, та ситуация, при которой каждый сам для себя решает, как отзываться после этого об Марко: называть его предателем, авантюристом или же рассудительным человеком. Если "Металлист" действительно остался без финансирования, то играть за идею, о чем просили харьковчан преданные болельщики, могут молодые парни или те, на кого спрос на футбольном рынке не такой уже и большой. А вот Марко в свои 30 лет, получив приглашение от команды из солидного чемпионата, почему должен был отказываться от возможности играть и зарабатывать при этом для своей семьи деньги? Другой вопрос, что именно деньги – в центре всего. Когда в "Металлисте" было все хорошо, Девича не манила даже перспектива играть в сильнейшем национальном чемпионате Европы, а теперь, когда харьковский клуб сел на мель, пределом мечтаний стала и сопоставима по уровню с украинской российская Премьер-лига.
"Рубин" – это интересный вариант. То, что казанцы пока что стабильны в финансовом плане – хорошо, но совсем непонятно, что команда будет представлять из себя по игре. Это уже не тот "Рубин", который когда-то дважды подряд выигрывал чемпионат России, успешно играл на международной арене и считался, вообще, одной из сильнейших команд Восточной Европы. Революция в стане "Рубина" началась еще во время Курбана Бердыева, когда клуб проводил, наверное, не такую трансферную политику, какую желал главный тренер, когда были недопонимания между руководителями и тренерским штабом. В итоге, человека, который, собственно, по крупинках выстроил эту команду, уволили, в момент превратив "Рубин" из фаворита соревнований – пускай и переживающего кризис – в середняка с туманными перспективами. Марко Девич свою восточноевропейскую карьеру начинал в "Волыни"; теперь натурализованному украинцу придется повариться в соку середняков уже российской Премьер-лиги. Впрочем, Марко сделал свой выбор и его нужно уважать.
А, возможно, нападающему просто надоел весь той фарс, которым был окружен "Металлист" в последнее время. Это даже не похоже на маразм, это нечто из ряда вон выходящее. Уважаемый и авторитетный тренер заявляет, что игроки его команды три месяца не получают зарплату и уходит в отставку; подтверждают слова наставника и игроки "Металлиста", а местные чиновники, причастные к футболу таким же боком, как, к примеру, шахматист к тяжелой атлетике, и президент клуба, как Феникс, внезапно восставший из пепла, заявляют, что финансовая ситуация в "Металлисте" стабильная и работники клуба получат и будут продолжать получать свои деньги. А слова Курченко о том, что Мирон Богданович ушел в отставку "не выдержав информационной атаки и давления, которое оказывалось на клуб в свете последних событий в стране", выглядит очередным навешиванием лапши на уши наивным, но искренним болельщикам.
Судить людей принято не по словам, а по поступкам. Курченко, по большему, счету, не выполнил ни единого обещания, которые давал, когда приступал к выполнению обязанностей президента "Металлиста". А вот Маркевич с командой прошел огонь и воду, пережил как поражения, так и победы, видел этот "Металлист" на дне, и на пике. Кому есть больше оснований верить – решать каждому лично.
З0 лет – это серьезный возраст для футболиста в Восточной Европе, а вот на Западе игроки в такие годы еще и не думают о пенсии. Кто знает, возможно, для Марко Девича "Рубин" и не последняя команда. Но, как бы там ни было, "первым после Бога" нападающий уже точно никогда не будет.
http://www.ua-football.com/ukrainian/high/5312f253.html