Миротворческий план Порошенко в Украине восприняли неоднозначно. Политики и крупный бизнес в целом приняли перемирие как необходимое зло. Армия вздохнула, но привычно взяла под козырек. Но добровольческие батальоны, где концентрируется сегодня мятежный «дух Майдана», отнеслись к инициативе главы государства без особого энтузиазма.
Сначала комбат «Азова» Андрей Билецкий, а затем лидер «Донбасса» Семен Семенченко публично высказали свой скепсис относительно временного прекращения огня. По их мнению, «гидра только расползется», и боевики ДНР-ЛНР используют передышку в своих интересах.
По сути, так и произошло, польза от перемирия видится только в возможности эвакуации гражданских лиц из зоны боевых действий. Но сам факт неудовольствия со стороны «добровольцев» подсветил внутренний дисбаланс, который по-прежнему существует между действующей властью, официальной украинской армией и младоукраинцами, преимущественно националистами.
***
Революционная армия — необходимое условие успешности любой революции. Как демократические, так и авторитарные режимы, националистические или коммунистические, создавали боеспособные структуры, зачастую коренным образом менявшие положение на фронтах и даже в обществе. Армия революционная отличается от армии «старорежимной» принципиально и по многим параметрам. В первом варианте преобладают искренние добровольцы, чрезвычайно мотивированные, готовые идти до конца. «Революционные» подразделения более мобильны, инициативны, решения принимаются полевыми командирами, как правило, по обстановке. Отношения с бойцами носят нередко горизонтальный характер, за счет чего на первые роли выдвигаются харизматы, пассионарии, доказывающие свое право на командирство реальными заслугами. Пробелы в тактике и вооружении восполняются высоким боевым духом, смекалкой, возможностью принимать решения без согласования с вышестоящими структурами. Внешний вид бойцов склоняется в сторону функциональности, но при этом не лишен милитари-лоска, медийности, добровольцы старательно следят за «боевым раскрасом» — им явно импонирует такой род занятий.
Напротив, регулярная армия, особенно без постоянного боевого опыта, представляет собой весь сгусток возможных недостатков, сопутствующих разложению.
Малоинициативность, малодушие, штабные начальники пенсионного возраста, подверженные только номенклатурной ротации. Вертикальная форма взаимоотношений, предполагающая, что солдата нет смысла жалеть — на то он и солдат, чтобы безмолвно умирать. Новобранцы лишены внятной мотивации, их внешний облик одутловат, неопрятен, униформа смотрится неуклюже. В то же время генералы часто разряжены, как павлины.
Впрочем, даже у такой армии могут быть свои достоинства, сосредоточенные в основном в младшем и среднем офицерском корпусе. Находятся офицеры, способные обучить рекрутов необходимому набору выживания «по науке». Часто есть опытные бойцы, «дядьки», готовые остудить горячие молодые головы; понимающие, что война состоит не только из романтики, но и рутины, старательной подготовки, повседневного монотонного ремесла, где стрельба занимает далеко не первое место. Наконец, у «регулярки» другой масштаб — общевойсковые соединения решают иные задачи, в отличие от добровольческих батальонов. Это крупные как оборонительные, так и наступательные операции, связанные с окружением, блокированием, рассеиванием сил противника, занимающего хорошо укрепленные плацдармы.
В симбиозе лучших качеств «революционеров» и «спецов» рождается новая, успешная армия. История изобилует такими примерами. Наполеон и его войско абсолютно нового типа, поначалу вызывавшее насмешки и скепсис, а затем ставшее образцом для кардинального изменения континентальной военной доктрины. Реформированная турецкая армия Ататюрка. «Белые» армии Маннергейма и Пилсудского, где нашлось место профессионалам и молодым офицерам-патриотам. Наиболее близкий пример — израильский Цахал, где служба подразумевает не только высокий уровень боеготовности и мотивации, но и особое мировоззрение, интеллектуальный level-up, вовлечение поколений в многослойный нацбилдинг. Характерно, что во всех перечисленных исторических случаях армия становилась не только «школой жизни», но и карьерным трамплином для наиболее талантливых офицеров, прогрессивным светским институтом, формирующим политические элиты. Не исключено, что и грядущий украинский Ариэль Шарон воюет сейчас в «Азове»-«Донбассе»-«Айдаре»-Нацгвардии.
***
Расстрел Волынской бригады под Волновахой продемонстрировал глубину кризиса украинских ВС. Абсолютно неподготовленные к войне сельские парни, хорошие, веселые, добрые, но не воины. Им бы в речку нырять с тарзанки и гонять футбол во дворах. Фундаментом для нового украинского Сопротивления стал Майдан, небольшие радикальные субкультурные группы и организации, пребывавшие в подполье не только при Януковиче, но даже и при Ющенко. Ведь украинский национализм вовсе не был доминирующим в стране, как уверяют наивных телезрителей российские пропагандисты. В массе украинцы стеснялись своего украинства. Украинизация Украины получила исторический шанс только в текущий момент, и уже практически нет сомнений, что этот тренд будет нарастающим в обновленной государственности. А при настырности и упертости Путина, дальнейшей эскалации конфликта и дестабилизации, «бендеровцы» неизбежно придут во власть в промышленных масштабах — третье место на президентских выборах Олега Ляшко (фактического создателя «Азова») «как бы неиллюзорно намекает» на блестящие перспективы свидомости.
История с попыткой расформирования батальона «Айдар»
обнажила вялотекущий конфликт между официальными генералами и пылкими добровольцами. Этот конфликт между старым и новым неизбежен и даже способен отразиться на общей эффективности АТО и внутриведомственных трениях в украинской власти (батальоны подчиняются в основном МВД). Армейское командование оказывается в проигрыше в любом случае, тем более, что невнятное ведение АТО усугубляется обвинениями в предательстве в адрес «штабных». Нюансы многих операций становятся заранее известны пророссийским боевикам, что говорит не только о продажности армейского руководства, но и о его низкой моральной дисциплине, безответственности, наплевательском отношении к судьбе Украины. В таких условиях чистка армейских рядов неизбежна. И на обломках одряхлевшей постсоветской колымаги «родится племя, которому умирать не страшно».
***
Добровольческие батальоны появляются в Украине, как грибы после дождя. Растет их численность, улучшается оснащение. Батальоны апеллируют к пафосу гражданской самоорганизации — бизнесмены выделяют деньги, волонтеры везут питание, бронежилеты, тепловизоры, каски, спальные мешки и проч. Пресса обеспечивает медийное сопровождение, политики — законодательную и организационную поддержку. Это настоящий нацпроект, не провозглашенный с высоких трибун, а выросший естественно из дремавшего доселе украинства, прорвавшийся, наконец, бурным освежающим потоком.
Модернистский характер добровольческих батальонов вызывающе контрастирует с устаревшей, прям-таки дремучей эстетикой их противников. Украинские бойцы преображаются буквально на глазах, их подразделения внешне все активней приближаются к современным НАТОвским стандартам, а модный камуфляж, балаклавы и татуировки только добавляют мужественности. На противоположном фланге апелляция к прошлому, к сюрреалистическим «традициям ватника и кирзача», Луганды и Донбабве — бородатые казаки в папахах с чебурашками, какой-то гопнический сброд с автоматами и в адибасе, дикая кавказская дивизия, пузатые советские десантники в отставке. Венчает абсурдистскую картину министр обороны с «белогвардейскими» усиками и еврейской фамилией — экзальтированный историк-реконструктор, годами томившийся от безделья в облезлой «хрущевке».
Вообще говоря, отношение национал-патриотических сил в России к украинским событиям, к Майдану, ДНР и т.д. зафиксировало болезненное расщепление русского сознания. Неудивительно, что на стороне украинцев воюет множество этнически русских, (в том числе русских россиян) — младоукраинский проект, правый во многих смыслах, выглядит весьма привлекательно. Такой могла бы быть и русская национальная революция, но российские правые, в отличие от украинцев, так и не смогли разменять вековой, архетипический патернализм на жажду свободы. Имперцы так и не стали националистами.
Присяга «Азова».