Михаил СПИВАКОВСКИЙ
Накануне важнейшего отборочного матча ЕВРО-2016 в Борисове с одним из представителей украинской прессы пообщался главный тренер сборной Беларуси, в прошлом – отличный нападающий минского «Динамо», «Черноморца» и сборной СССР.
Мало кто на его месте стал бы отвечать на вопросы журналиста, представляющего страну-соперницу по отборочному циклу. Более того, в сложной турнирной ситуации, накануне важнейшего матча, от которого, вполне возможно, зависит его дальнейшая карьера.
ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ У НАС СОВСЕМ НЕБОЛЬШОЙ
– В ноябре прошлого года вы сказали, что перед вашей командой официально поставлена задача пробиться в финальный раунд ЕВРО-2016. Но после стартовой ничьей с Люксембургом заметили, что сборной Беларуси нужно выйти в стыковые матчи с третьего места в группе, а уже там решить вопрос глобально…
– Детальных формулировок при постановке задачи никто не озвучивал. Нужно пробиться в финальную часть чемпионата Европы – и точка. Как именно мы это сделаем – неважно. Как-нибудь… Напрямую – отлично. Выйдем в стыки – ладно. Там уже, как говорят в не чужой для меня Одессе, «будем посмотреть».
– Для вас, как я понимаю, ребром стоит вопрос комплектации. Однако вы возглавляли прекрасную молодежную сборную, которая в отличие от Украины, блеснула на чемпионате Европы-2011. Не возникало мысли сформировать костяк первой сборной на основе той самой молодежки?
– Увы, это невозможно. Многие из тех ребят сейчас выступают за довольно средние команды, некоторые не смогли полностью адаптироваться во взрослом футболе. Ну а тех, кто пробился, конечно, привлекаем. Выбор исполнителей, я вам честно скажу, у нас, вообще, небольшой…
– А воспеваемая белорусскими болельщиками идея базового клуба для сборной, а именно БАТЭ, реальна для воплощения в жизнь?
– Нереальна и неадекватна. В составе нашего лучшего клуба не так уж много игроков уровня национальной команды, да и в самом чемпионате страны БАТЭ сейчас играет не так уверенно, как хотелось бы (перед тем, как обыграть на выезде «Гомель» 2:1, три последних матча борисовский клуб завершил вничью. – Прим. М.С.). Моя позиция на этот счет остается неизменной: в сборной должны играть сильнейшие, вне зависимости от того, какой клуб они представляют.
– В свое время вы пересмотрели немало матчей с участием сборных Белоруссии 1993-го, 94-го и 95-го годов рождения, и констатировали, что они, к сожалению, крупно проигрывают почти всем своим сверстникам. Ситуация в этих возрастах до сих пор плачевна?
– Она у нас не особо хороша во всех возрастах. Правда, сейчас начнут свои выступления юношеские сборные 17-19-летних, вот и посмотрим, что у них получится. Но пока что особых талантов среди молодежи я не вижу.
– А как, вообще, можно оценить на сегодня уровень клубного футбола в Беларуси?
– Неоднозначно. С одной стороны, два клуба пробились в основную сетку еврокубков. С другой – и БАТЭ в Лиге чемпионов, и «Динамо» в Лиге Европы начали свой путь с сокрушительных поражений (в первом туре борисовцы проиграли «Порту» – 0:6, а минчане – греческому ПАОКу со счетом 1:6. – Прим. М.С.). Ну и самое печальное, что зрителей на наших стадионах становится все меньше и меньше. В общем, футбол в Беларуси особой популярностью не пользуется. Денег у клубов нет, инфраструктура также не блещет…
– Вы наверняка знаете, что в Украине, пусть и не от хорошей жизни, элитный дивизион сократился до 14-ти команд. А вот в вашей стране долгое время ратовали за расширение высшей лиги…
– Его уже можно считать свершившимся фактом. Со следующего сезона в белорусской премьер-лиге будет выступать не 12, а 14 клубов. Хорошо это или плохо – покажет только время. Я, уже будучи тренером сборной, когда-то предлагал сократить чемпионат до восьми участников, но понимания эта идея не нашла.
ГЛЕБА НЕ ВЫЗВАЛИ, НО КРЕСТ НА НЕМ НЕ СТАВИМ
– В предыдущем отборочном цикле вы, по своим же словам, «пытались поймать атакующий, а местами даже отчаянный футбол», но тогда перед вами не стояло конкретной задачи...
– Дело в том, что у нас все юношеские, а также молодежная сборные всегда играли от обороны, но я понимал, что действуя в таком ключе, ничего серьезного нам не добиться. Вот и пытался убедить своих подопечных в том, что иногда нужно нестись в атаку, где-то даже рисковать… Но сегодня, само собой, мы настроены на то, чтобы играть более сбалансировано. То есть, не только навести порядок сзади, но и разумно атаковать.
– Накануне матча с Люксембургом у вас были объективные проблемы, связанные с отсутствием левоногих игроков…
– Да. Максим Бордачев приехал в сборную с травмой, а Виталий Трубило в «Гомеле» попросту пропал.
– То есть?
– Он был переведен в дубль. В итоге на левом фланге нам пришлось использовать правоногого футболиста (Олега Веретило из минского «Динамо». – Прим. М.С.). Но теперь эта проблема, видимо, решена. Бордачев выздоровел и уже провел за свой «Ростов» две игры кряду – в чемпионате и на Кубок России.
– Вопрос, который, думается, вам неоднократно задавали белорусские коллеги. Чем вы руководствовались, принимая решение не вызывать на матчи с Украиной и Словакией опытных Александра Глеба и экс-игрока запорожского «Металлурга» Яна Тигорева?
– Тигорев травмирован, и это очень расстроило меня, так как Ян является нашим ключевым опорным полузащитником. Причины отсутствия Глеба – несколько иного характера, и мне не хотелось бы выносить детали в прессу.
– Решение на его счет носит окончательный характер?
– Отчего же?.. В этой жизни все меняется, и крест на Глебе мы ни в коем случае не ставим.
– Зато вернулся в сборную единственный представитель украинской премьер-лиги Михаил Сиваков. Вы знаете о том, что в «Черноморце» его переквалифицировали в центрбеки?
– Да, и более того, я видел его в новом качестве. Специально ездил просматривать два матча «Черноморца» с участием нашего игрока…
– И как впечатления?
– Это были не самые качественные матчи, как для Михаила, так и для всего одесского клуба. «Ильичевец» все три мяча забивал из центральной зоны, а один из них Сиваков отправил в собственные ворота. Матч Лиги Европы против «Сплита» одесситам также не удался. Они не смогли отыграть два мяча, пропущенных на выезде, и вылетели из еврокубка.
– Что не повлияло на ваше мнение о Сивакове.
– Нет, так как мы планируем использовать его в опорной зоне, где у нас отсутствует Тигорев, и не в лучшей форме пребывает Эдгар Олехнович.
В ЖИЗНИ БРЕССАН – ПАРЕНЬ ДОБРЫЙ И СПОКОЙНЫЙ
– В прошлом году на страницах нашего издания вы поделились информацией по поводу соперника украинцев в стыковых матчах отбора ЧМ-2014 – сборной Франции. Какие мысли и чувства вызвало у вас то, что случилось в плей-офф?
– Я почти уверен, что если бы не дисквалификации ваших ведущих защитников (по всей видимости, Кондратьев имеет в виду Александра Кучера и Артема Федецкого. – Прим. М.С.), вместо французов в Бразилию поехала бы команда Михаила Фоменко.
– А игру Украина – Словакия вы уже просмотрели?
– Да и не однажды. Обе команды очень понравились. В первую очередь, дисциплиной, самоотдачей и высочайшим исполнительским мастерством.
– Накануне матча с французами вы подчеркивали, что переиграть соперника Украина сможет на флангах, где сильны Андрей Ярмоленко и Евгений Коноплянка. Ваше мнение относительно козырей нашей сборной не изменилось?
– Нет. Переиграть вас на краях очень сложно. Причем, это касается не только Ярмоленко и Коноплянки, но и фланговых защитников – Федецкого и Шевчука. Обе связки работают очень прилично и отличаются высоким взаимопониманием. К тому же не будем забывать о таком высококлассном игроке, как Олег Гусев, способном подменить любого из выше перечисленных футболистов. Мне, вообще, нравится подбор игроков у Фоменко. Очень неплох Эдмар, а под ним отличное сочетание опорников – Ротань, Степаненко, не сказавший последнего слова Тимощук... А какой у вас нападающий! Злой, настырный, лезет в каждую свободную зону… Чем-то меня в молодости напоминает.
– Если вы о Зозуле, то головой Роман играет все же послабее Кондратьева…
– Ну и что! В том же матче с Францией он, вообще, в одиночку результат сделал: и сам забил, и пенальти заработал.
– Кажется, Сергей Баланович хорошо зарекомендовал себя в персональной опеке, выключив в одном из таймов самого Рибери. Планируете использовать его в этом же качестве против кого-то из лидеров сборной Украины?
– Нет, персональную систему включать не будем. Но Баланович в составе обязательно появится. Он у нас сейчас один из лидеров: по крайней мере, за «Амкар» играет от звонка до звонка.
– Видели в интернете ролик, в котором Ренан Брессан продемонстрировал фантастическое знание русского сленга в беседе с Андреем Ярмоленко?
– Матч «Риу Аве» против «Динамо» я смотрел вживую по каналу «НТВ+». Честно говоря, все случившееся стало для меня большой неожиданностью, так как в жизни Ренан – парень очень спокойный и доброжелательный. Я от него ничего подобного никогда не слышал. (Смеется). Почти уверен, что их диалог с Ярмоленко состоялся на эмоциях, и они о нем уже забыли. По крайней мере, Брессан – так точно.
ГОЛ ЧАНОВУ НА «РЕСПУБЛИКАНСКОМ» ПОМНЮ ДО СИХ ПОР
– В прошлом отборочном цикле премиальные сборной Беларуси за победы колебались от двух до пяти тысяч долларов за игру в зависимости от соперника. В этом – расценки сохранились прежними?
– Существует конкретная цифра за выполнение глобальной задачи – попадания на чемпионат Европы, и она составляет пятьдесят процентов от общей суммы, которую наша федерация получит от УЕФА.
– После матча с Испанией в прошлом году вы сами почувствовали, что в прессе началась травля, сравнимая с той, что укоротила жизнь вашему товарищу и коллеге Юрию Курненину. Какова обстановка вокруг вашей должности сегодня?
– Ничего не изменилось. Те же самые люди, которые писали обо мне гадости, продолжают делать это и сейчас. Адаптироваться к такому давлению непросто, но что интересно, началось это, еще когда я выигрывал с молодежной сборной. Люди терпеливо ждали любого повода, чтобы снова взяться за свое.
– С кем-то из украинских коллег поддерживаете отношения?
– В большей степени с ребятами, с которыми играл в «Черноморце» и шепетовском «Темпе». А еще у меня в Одессе живет близкий друг – футбольный тренер Валерий Мельник. Ну и, конечно, не забываю о киевских товарищах.
– Какой ваш самый памятный матч против украинской команды?
– Наверное, тот, в котором я забил победный мяч киевскому «Динамо» в 1982-м. Играли на Республиканском стадионе. И вот при счете 2:2 я разыграл «стеночку» с Сергеем Алейниковым и метров с 14-ти пробил верхом вправо от Виктора Чанова. Неплохо получилось.
– В свое время вы выучили наизусть 14 правил Эдуарда Малофеева, висевших в раздевалке минского «Динамо» и касающихся поведения в быту и правил ведения игры…
– Да, первое из них звучало так: «Игра – это бой, а в бою температуру не меряют». Но как тренер я ими не пользуюсь. Или, скажем так, пытаюсь перефразировать.
Перед тем как попрощаться, я задал Кондратьеву вопрос, которого не было в моем списке, но который напрашивался, как итог нашего разговора: «
Георгий Петрович, а можно ли сказать, что на данный момент матчи с Украиной и Словакией – самые важные в вашей тренерской карьере?»
Главный тренер сборной Беларуси ответил, практически не раздумывая: «Безусловно. Так оно и есть».
Здесь