"Футбол 24" обсудил с ведущим украинским комментатором причины и последствия полного провала сборной Украины на чемпионате Европы.
С первых слов разговора чувствуется, что Босянку очень болит тема французского фиаско нашей сборной. Комментатор бескомпромиссно и эмоционально реагирует на каждый вопрос и выражается "без купюр". В конце концов, представить себе Дениса Босянка другим – просто нереально.
"Такой мертвой команды у нас еще не было"
– Денис, на Евро мы выступили так, что просто нет слов. Есть ли слова у вас, и какие они?
– Вы сразу провоцируете меня на очень крепкие и глубокие лексические упражнения. Я начну с символа, как меня учили на факультете журналистики. Знаете, что для меня является символом выступления нашей команды на чемпионате Европы? Это мохеровое полотенце. Объясню, почему.
Все три матча для нас были определяющими, но очень показательным, символическим, переломным моментом стал матч в Лионе, на "Жерлане", с Северной Ирландией. Когда град сорвал матч, и арбитр, чех Краловец, завел сборные в раздевалки, наши болельщики, которые находились на стадионе, не видели того, что произошло после. А у телеболельщиков такая уникальная возможность была, потому что делались включения из подтрибунного тоннеля. Футболисты Ольстера стояли, как боксеры, или боксеры-собаки, которых забрали с поля боя, оторвали от куска мяса. У них были такие бешеные глаза, которые искали возможность, чтобы снова побежать и съесть наконец это мясо.
А что делала украинская сборная? Она побежала за мохеровыми полотенцами. Начали выбирать эти мохеровые полотенца, которые им принес наш персонал. А еще два-три вообще побежали переодеваться, снимать мокрые футболки, на что игроки Ольстера только недоуменно хлопали ресницами. У нас на этом турнире была мохеровая сборная. Этот момент меня просто перекинул. Я понял, что никто там рвать, бороться за мясо и умирать на поле не будет. Потому что мохеровые полотенца не позволяют. Мохер – такова суть этой команды была.
– По статистическим показателям сборная Украины – худшая на Евро-2016. Мы и вылетели из турнира быстрее всех. А вот по содержанию игры – был кто-то хуже украинцев?
– Не было. Понимаете, можно разбирать нюансы, аспекты. Но самое страшное, что не было ни сердца, ни мысли. Был пустой футбол. То есть, футболисты не выкладывали свои сердца на поле, несмотря на то, что приехали со всего мира ради них. Это второй выездной чемпионат в истории нашей сборной, но во Франции было гораздо больше украинских болельщиков, чем в 2006-м в Дойчланд. Несмотря на то, что сейчас такой завал и такая экономическая катастрофа у подавляющего большинства народа. Но не у всех сердце бьется от того, когда ты видишь дорогие глаза, ради которых нужно жить и выигрывать. Для людей, которые туда поехали болеть, эта сборная действительно была очень дорога, в отличие от футболистов. Футболистов, которые надевали футболку, которые, казалось бы, пели гимн, но почему-то не заряжались глазами людей, потративших просто сумасшедшую энергию ради них. Они стояли, как, простите, доходяги.
– Эти матчи с трибун посмотрел ваш коллега Дмитрий Джулай. Что рассказывал потом?
– Примерно то же, только джулаевской лексикой. Такой пустой и мертвой команды у нас еще не было. Можно простить технические огрехи. Но пустых сердец ты никогда не простишь. Джул говорил то же самое. Сборная не билась, как много "маленьких" команд на этом Евро. Все эти команды были с большим сердцем.
Достаточно посмотреть на один показательный матч Ирландия – Италия. Понятно, что итальянцы выставили 9 новых футболистов, это была другая Италия. Но Ирландия вышла с мыслью, что без победы не будет завтра. Это читалось в глазах каждого ирландского футболиста. Они знали, что хуже по технике, но даже не задумывались, что это их может остановить. Они хотели выиграть и выиграли бы, даже если бы соперники выставили основную команду.
Ирландия выдала практически тот же футбол, как в 1994-м, когда также обыграла Италию – легендарную Италию, футболистов которой до сих пор знаешь наизусть, даже запасных. Суперкоманду интеллектуала Арриго Сакки ирландцы тогда победили. И с тех пор у них практически ничего не изменилось – безумная страсть и настоящий героизм. Поэтому и завоевывает сердца сборная Ирландии. Когда она играет – стадион, как правило, зеленый.
"Фоменко решил, что лучше – не выделываться"
– Михаил Фоменко ушел в отставку. Но разве только он виноват в этом провале? Какие бы вы выделили факторы?
– Факторы? Система. Эта ужасная советская система, где все решают не искренние и честные отношения, а закулисные, коридорные договоренности. Я это называю "настольный футбол". У нас до сих пор эра, когда есть 3-4 олигарха, которые контролируют все. Опять эра Григория Суркиса в украинском футболе. Потому что кто такой Павелко без Суркиса? Все прекрасно знают, кто выбрал президента ФФУ. Подтверждений было море перед чемпионатом. Эта позорная история, когда вышвырнули Александра Заварова, совершенно не сообщив прямо, почему это было сделано, не объяснив, почему Фоменко не выбирает себе помощников. Его попросили.
Да, это вопрос к Михаилу Фоменко. Я думал, он проявит свою твердость, ведь мы хорошо помним его, как очень твердого и волевого человека. Но, наверное, седьмой десяток у него, и он решил, что лучше – не выделываться. Он не имел права молчать, когда за его спиной в "настольный футбол" продвигали ему помощника. Главный тренер должен быть решительным. Он должен был сказать: "Так не делается".
Как этот президент пришел к власти? Шесть претендентов. После суеты остается два претендента, один из них – львовский ветеран. Другие, которые могли быть конкурентами, – с ними договорились, попросили не выдвигать свои кандидатуры. Так же было и раньше: подвигали Пустовойтенко, когда Суркис приходил.
– Когда у Фоменко расспрашивали о кадровых решениях, он неоднократно отвечал, что этот вопрос – не к нему...
– Это немного удивляет. Мне совершенно непонятен такой ответ, потому что вопрос как раз к нему. Он – главный тренер. Вопрос – "не к нему", и игра такая получилась – "не от него".
– Возможно, Фоменко таким образом сигнализировал, что уже вообще ничего не решает на этом турнире?
- Он сломался. Я понял, что Фоменко просто хотел съездить на Евро и красиво закончить тренерскую карьеру. Но этого нельзя было делать. Это вопреки его тренерскому стержню, его "я". Фоменко был волевым футболистом, таким же волевым и тренером. Всегда – довольно сильный, но здесь его воля куда-то завеялась.
– После Ольстера наш главный тренер сказал, что на поле не было коллектива...
– Это абсолютно к нему вопросы. Ты сам себя расстреливаешь такими словами, выставляешься несостоятельным тренером. У меня, да и у любого болельщика создавалось впечатление, что они вообще не готовились к Северной Ирландии. Хотя это трудно укладывается в голове: как можно не готовиться конкретно к Ольстеру? МакОули, который забил нам первый гол, так играл на протяжении всей квалификации. Он забил три мяча в двух матчах с Фарерами. Это был очень символический гол Северной Ирландии. Но это нужно было поработать, посмотреть, как североирландцы даже против Фарерских островов играли. А этого вообще не делалось. Мы же приехали такие на Евро – с репутацией, с опытом. Что там какая-то маленькая Северная Ирландия? Это она от нас играть будет, а не мы под нее подстраиваться.
Поэтому нельзя говорить, что у сборной были проблемы только из-за психологической войны и позорной атмосферы внутри коллектива. За это в любом случае отвечает тренерский штаб и главный тренер – в частности.
"Ярмоленко слишком высокого мнения о себе"
– Как вы оцените этот период для Андрея Шевченко?
– Он был таким официальным конферансье нового руководства ФФУ. Плакатом. Шевченко продвигал президента федерации, знакомил его с высшим европейским футбольным миром. Такой я вижу его роль.
– На Евро взяли Тимощука, аргументируя это решение тем, что главный ветеран команды положительным образом будет влиять на микроклимат в коллективе. Судя по результату, Анатолий не справился с задачей?
– Ну почему же? Прекрасно помним финал выступления сборной Украины. Судя по тому, что мы видели, все было по плану. И чихать они хотели, что народу это не нравится. Понимаете, они живут в своем маленьком, но очень уютном мире. Значительная часть этих футболистов. Они чихать хотели на то, что народ о них думает. Яркий пример такой трусливой несостоятельности нашего тренерского штаба и всего руководства – это и пресс-конференция перед последним матчем с Польшей, куда они отправили врача команды и футболиста, который не играл в предыдущих двух матчах. Это обычная трусость.
– Ваш коллега Вацко при замене Зозули на Тимощука сразу жестко высказался в прямом эфире, что потом вызвало определенные дискуссии. На ваш взгляд, имел ли Виктор такое право с точки зрения комментаторской этики?
– Он имел право, потому что это было сказано от сердца. Всем людям не угодишь. Что бы он ни сказал, все равно найдется значительная часть болельщиков, которая начнет наезжать на комментатора, если команда проиграла. Комментатор всегда "виноват". Но самое важное, что это говорилось от сердца. Фальшь сразу слышно. Я не думаю, что Вацко фальшивил. Наоборот. Это как раз самая сильная сторона комментаторской работы, когда ты – неравнодушен, и через сердце пропускаешь то, что видишь.
– Почему так провально сыграла наша главная надежда в атаке – Ярмоленко и Коноплянка?
– Да, очень посредственное выступление главных футболистов нашей команды. Просто слабо сыграли, особенно это касается футболиста киевского "Динамо", который в дуэлях один на один только раз обыграл соперника в трех матчах – так, по крайней мере, на моей памяти. Коноплянка хотя бы бегал и, наверное, бегал больше всех. В то же время, в решающие моменты Евгений свои моменты упускал, как и Ярмоленко – вспомним Польшу. В таких моментах и в таких матчах определяется футболист и его цена, а не в матчах посредственного, убогого чемпионата Украины. Если принимать во внимание еврокубки, то футболисты напрягаются в 7-8 матчах в год.
Поэтому когда Коноплянка оставил этот комфортный, но вместе с тем убогий мир украинского чемпионата, поехал в высокий мир, каким есть Примера (самый сильный чемпионат в Европе и мире), встретив тренера совсем другой формации, получил проблемы даже с попаданием в стартовый состав. Он очень хорошо начал, отыграв 2-3 месяца, а потом решил, что за "накатом" доиграет весь сезон, как было в Украине. Этого не произошло, а Эмери начал сажать его в запас – и не зря.
А в украинском чемпионате ты поиграл 15-20 минут против слабой команды – и уже заработал месячную зарплату. Вот они так и играли. Их хватило на 15 минут в матче с Германией – это были самые светлые минуты нашей команды на турнире. А вот во втором тайме, когда немцы даже испугались немного, и по-настоящему побежали в атаку, наши рассыпались. Давайте вспомним еврокубки – мы там пропускаем во вторых таймах, или в конце встречи. Так было и во Франции. Ну не могут они играть, как немцы, или представители других ведущих чемпионатов! В чемпионате Украины не играют в такой футбол.
А Ярмоленко – это вообще. Он на глазах украинских болельщиков превратился в футболиста, который слишком высокого мнения о себе. На международном уровне у него провалов куда больше, чем хороших матчей.
– Коноплянка обижался на критику: "Всех собак на нас спустили". Имеют ли футболисты право обижаться после такого провала? Может, лучше попросить прощения перед болельщиками?
– Послушайте, они не привыкли, что их критикуют. Они привыкли только давать автографы и снимать селфи на память. Когда же им говорят правду в глаза (причем, жесткую правду) – это не нравится. Это такая позиция очень трусливого человека. Здесь и пресс-конференцию можно вспомнить и назначения непонятные перед чемпионатом... А потом начинают обижаться. Если бы это случилось в развитой футбольной стране Европы – Испании, Италии, Франции – их бы вообще... (пауза) очень жестко избили или забросали камнями. А им не понравилось, потому что критикуют за то, что они на поле не бьются и не играют.
Корни опять же идут из украинского чемпионата. У нас нет настоящего, боевого футбола. Поэтому народ не ходит на этот чемпионат. Есть 3-4 "решалы", которые решают результаты матчей – как, кому и где играть. Поэтому – позор за такие обиды! Это при том, что украинскую прессу трудно назвать прессой. Она хрупкая, неразвитая и ненастоящая. Коноплянке это было необычно услышать от своих, как правило, приглаженных и прирученных журналистов, обычно заглядывающих в рот очень далеко, глубоко и улыбающихся.
"Шевченко – футболист, но не тренер"
– Хотя бы кто-то из игроков сборной вам понравился?
– А вам кто-то понравился? Команда была абсолютно бездыханной и неживой. Как кого-то можно хвалить? Вы посмотрите, например, на венгров, которые не играли 30 лет в финалах чемпионатов. У которых, откровенно говоря, посредственный состав. У которых самый известный футболист – это человек в пижаме, и он, стоит признать, действительно классный голкипер. Венгров начали забывать, перелистывая страницы истории о "волшебных мадьярах". Но ребята, которые играют в Польше, в Венгрии, которые доигрывают в Германии, очень ответственно дрались перед армией своих болельщиков. Их тренер работал перед этим с молодежной командой – классная практика, которая совершенно не развита в украинском футболе. Специалист, ведущий юных футболистов, сам закаляется и становится тренером национальной команды. Почему у нас этого нет?! Потому что знаем, как у нас тренера назначают – так, как скажут в коридорах ФФУ.
Возвращаясь к Венгрии. Немецкий тренер Шторк даже на фаворита, Португалию, поменял практически 5 игроков – из тех средних. И они почти выиграли у португальцев. А этот невероятный футболист, которого Шторк знает еще с "молодежки", – Кляйнхайслер! Когда смотришь на Кляйнхайслера – о Сидорчуке уже не вспоминаешь. Или Зинченко с Коваленко. Ну, к ним – меньше всего претензий, так как ребята "зеленые" еще. Они счастливы уже потому, что оказались в этой команде. Героев в нашей сборной нет.
– Кого вам не хватало в сборной Украины? Джулай в Твиттере писал о Гусеве, потом было широкое обсуждение...
– Да Джулай очень красиво написал! Я с удовольствием прочитал этот комментарий. Мне тоже в голове не укладывалось. Знаете, что я начал делать? Начал анализировать и пришел к выводу, что это может быть только личная неприязнь уроженца Сумской области Фоменко к своему земляку Гусеву. Их родные села – на расстоянии 80 километров. Неужели там в прошлом что-то произошло? Потому что логического и нормального объяснения отсутствия Гусева на чемпионате Европы я не вижу.
Я понимаю, почему Олейник не поехал. Он играл нестабильно в прошлом сезоне чемпионата Нидерландов, часто сидел в запасе во второй, решающей части сезона. Словом, практики ему не хватало. Но Гусев, который, к тому же, установил персональное достижение по количеству забитых мячей в сезоне... Который даже без этих мячей остается одним из главных интеллигентов украинского футбола. Это за чертой разумного.
– В июле назовут нового главного тренера сборной Украины. Кого бы вы хотели увидеть?
– Не думаю, что они захотят зарубежного специалиста, потому что нужно платить деньги. А зачем платить, если эти деньги можно "оприходовать", или как там на их сленге. Тем более, если это иностранный специалист, то сумма будет очень значительной. Грубо говоря, четыре миллиона в год. Кто их будет платить? Кто-то из олигархов? Если к ним обратиться – это уже зависимость. Олигарх будет устанавливать свои правила. Поэтому я не верю, что пригласят иностранного специалиста.
Маркевич отказывается. Заходить второй раз в ту же реку он не хочет – его же обидели. Тренера можно понять. Я уважаю эту позицию и буду очень удивлен, если он передумает и бросится в эту борьбу кандидатов. Хотя понятно, что этой борьбы не будет. "Борьба кандидатов" – это для тех, кто уши намылил у теле- и радиоприемников. Это тексты для "лохтората". Когда заходишь на сайт ФФУ – понимаешь, насколько люди живут в другом мире. И им плевать на тот мир, в котором живем мы с вами.
– Остается только Шевченко?
– А он что – тренер? Объясните мне. Это футболист, но он – не тренер. Как может не тренер тренировать главную национальную команду? Это, наверное, только Павелко понимает. Но народ – против. У всех нас – футбольное сердце. Никто не поддерживает. Но плевать они хотели на народ. Это их главный слоган жизни. Они живут, как фарисеи, их это устраивает.
Здесь