Вадим КОЛЕСНИК: "Первая тренировка Езерского в "Карпатах" закончилась дракой"
Статистика Вадима Колесника в играх за "Металлист"
В начале 90-ых он был одним из лидеров "Металлиста". Через несколько лет наш герой уже блистал в "Карпатах". Вадим Колесник был настоящим форвардом – умение выбрать позицию, хороший удар, чувство гола. Ему есть, что вспомнить спустя несколько лет после завершения карьеры. Кроме того, он очень приятный собеседник – искренний и умеющий объяснить. Уверен, что его нынешние подопечные из ахтырского "Нефтяника" очень ценят и уважают своего тренера. Вадим Колесник рассказал корреспонденту "ПРОФУТБОЛа" о годах, проведенных в "Металлисте", "Карпатах" и мариупольском "Металлурге", о тренерских талантах Мирона Маркевича и Николая Павлова, а также о внутренней кухне футбола 90-ых.
"Молодой! Получил мяч – и отдал его сразу мне"
- Вадим Леонидович, расскажите, пожалуйста, как начинался Ваш футбольный путь в родном городе Чуднове на Житомирщине…
- Наша семья жила возле школы, где красовалось футбольное поле. Мне ничего больше не оставалось, как весь день напролет бегать с друзьями в футбол. У меня было очень большое желание стать футболистом. Поэтому я всегда ходил с мячом(смееться – прим.авт).
- Вам удалось поиграть в Чемпионате Советского Союза, когда Вас признали лучшим игроком Второй лиги, но настоящий расцвет произошел уже с обретением Украиной независимости. Вы приняли участие в дебютном матче "Металлиста" в Первом Чемпионате Украины. Помните те времена?
- В памяти с того периода осталось немного. Знаю, что играли против "Динамо", но деталей не припоминаю.
- Более памятным для Вас должен быть первый розыгрыш Кубка Украины. Ваши два гола в полуфинальных матчах в ворота "Шахтера" вывели харьковскую команду в финал…
- Тогда "Шахтер" был не таким грозным, как сейчас. Мы были в равных условиях. В "Металлисте" подобралась неплохая команда еще со времен Союза. Достаточно вспомнить того же Призетко, Кандаурова, Пеца, Аджоева, Колоколова, Помазуна, Панчишина, Хомуху…Нам тогда многое было под силу. Но времена были переходные, тяжелые. Не было денег, зарплату не платили. Поэтому со временем все разъехались кто куда. Что касается игры, то она была ровной. Первый матч в Донецке играли. Против меня персонально действовал Сергей Попов. Так случилось, что я получил мяч перед штрафной и неожиданно пробил. В ответной игре я откликнулся на прострел и снова забил гол. В принципе "Шахтер" прошли без особых проблем.
- О финальном матче с "Черноморцем" не самые хорошие впечатления?
- Это была очень сложная игра. У них была хорошая команда. Они и сами играли, и нам давали это делать. Отмечу Цымбаларя и Никифорова, которые очень хорошо тогда играли. В начале игры у меня был классный момент, но после удара головой мяч разминулся со штангой. В дополнительное время Юрий Никифоров сильно пробил, после серии рикошетов мяч попал к Цымбаларю, и он как-то протолкнул шар в ворота. Времени у нас осталось мало. Всем было очень обидно из-за того, что путь в Европу был почти в наших руках. В Харькове все надеялись, что мы сдвинем сложную финансовую ситуацию с мертвой точки.
- Как мы вспоминали, в "Металлисте" в те времена подобралась хорошая компания… Между собою хорошо ладили?
- Бывало всякое. Например, молодой Сергей Кандауров и опытный Гурам Аджоев занимали на поле позиции в центре. Хоть Сергей и был довольно молодой, но не по годам имел много хороших амбиций. Аджоев имел непоколебимый авторитет. Гурам постоянно ругал Кандаурова: "Молодой! Получил мяч – и отдал его сразу мне. Я знаю, что с ним делать". Серега хорошо пошел потом. Уехал в Израиль, дальше была "Бенфика". Мы также вспоминали о Хомухе. Футболист он прекрасный. Я с ним довольно давно общался. Наверное, несколько лет назад. Он был у себя на Родине в Туркменистане, и привез мне бутылку какого-то национального напитка.
"В "Карпаты" порекомендовал Панчишин"
- После харьковского этапа карьеры Вы уехали заграницу, в Израиль, в "Хапоэль" из Кфар-Сабы. В те времена там пробовали себя Юрий Мороз и Валентин Москвин… Это они Вам посодействовали в переезде?
- Именно, а еще там был Валерий Королянчук из Черновцов, который в "Буковине" вице-президентом, кажется, работает…Но, к сожалению, я получил травму голеностопа и показать себя с лучшей стороны не смог. Провел только 4 или 5 игр, забил 2 гола и уехал домой. Заскучал по дому и родне.
- Бытовые условия в Израиле намного превосходили отечественные?
- Конечно. Все очень нравилось. В нашей стране было как-то скромно. А там совершенно другой уровень жизни. К тому же море, тепло. Но травма меня выбила из колеи. Хотя есть другой позитив – попал в "Карпаты". Львовский период остался у меня в сердце. Навсегда запомнился тот местный дух. Проведенные во Львове два года часто вспоминаю.
- Как так получилось, что из Израиля Вы приехали во Львов?
- В "Металлисте" я играл с львовянином Иваном Панчишином. Он и порекомендовал меня тогдашнему главному тренеру Владимиру Журавчаку. Я как раз приехал зимой к родителям в Житомирскую область. Представители администрации львовского клуба Игорь Цюпа и Александр Кулишевич приехали ко мне, мы пообщались и даже контракт там подписали. Фактически, "Карпаты" взяли меня без просмотра. После Нового года команда поехала на сборы в Швецию, а я остался во Львове из-за отсутствия визы и тренировался сам.
- В зелено-белой футболке Вы адаптировались быстро. Дебютировали с "Днепром", а уже в следующей игре с "Торпедо" забили гол. Когда-то в своих интервью Вы рассказывали, что он был очень красивым…
- Как сейчас его помню. Получил мяч на правом фланге, ближе к угловому флажку. Потом развернулся, немного сместился в центр и сильно пробил "родной" левой. Мяч угодил в дальний левый угол.
"Дома мы играли по-особенному"
- Наверное, Вы хорошо помните прекрасный матч с "Черноморцем". Тогда при счете 1:2 Вам удалось в конце игры забить два гола…
- Очень интересная игра получилась, как для футболистов, так и болельщиков. Хорошо запечатлелась в памяти атмосфера на стадионе. Такие матчи запоминаются навсегда. Какая главная работа нападающего? Он должен забивать голы. А если они еще и решающие, это еще ценнее. Другой раз бывает, что 90 минут пробегал на поле, а только три раза с мячом встретился.
- Противоположный матч с негативными воспоминаниями случился в Кременчуге. Тогда "Карпаты" проиграли 6:1 и тем самим установили антирекорд…
- Может, я ошибаюсь, но в том матче у всех было какое-то чемоданное настроение. Плохо настроились или какая-то другая причина. Проиграли с треском.
- В том чемпионате был еще один приятный момент. Дома "Карпаты" сыграли вничью с "Динамо" и Вам удалось забить гол.
- Играть с "Динамо" всегда тяжело. Может, сейчас возродится дух львовский, но в те времена любая команда, которая приезжала во Львов боялась играть. Мы могли плохо сыграть на выезде, но дома "Карпаты" играли по-особенному. Мы играли только на победу. Так было и с "Динамо". Киевская команда, "Шахтер" и "Днепр" были на особом счету.
"После игры с "Прикарпатьем" Маркевич меня расцеловал"
- Следующий сезон Вы также провели во Львове, но уже под руководством нового тренера – Мирона Маркевича. Какие воспоминания о работе с этим специалистом?
- Отношения у нас были хорошие, вполне рабочие. Я, к сожалению, повел себя не совсем правильно. Когда в 1997 году начался чемпионат, в итоге ставший бронзовым для "Карпат", он начал уговаривать меня остаться. Но я на фоне прошлых заслуг, наверное, очень много о себе думал. Мне хотелось играть в основе. Я себя настроил на то, что должен играть в основном составе, или я буду ставить вопрос об уходе с команды. Потом сильно жалел. Никто не подсказал, а я нарушил правило – от добра добра не ищут
- Ваши отношения с Маркевичем пошли кардинально вверх после одного из матчей…
- Да, после игры с "Прикарпатьем". Тогда я появился на замену при счете 0:1 и за три минуты до конца игры забил два гола. Мирон Богданович после этой игры меня расцеловал. На послематчевом разборе он очень меня хвалил. Оба гола были забиты с расстояния десяти метров к воротам. И тренер называл мои мячи примером профессионализма форварда. Я очень горжусь тем, что Мирон Богданович меня расцеловал тогда(смеется – прим.авт). Он в Харькове сделал сейчас что-то невозможное.
- Однажды Маркевич проявил к Вам воспитательные меры. В середине первого тайма Вы не забили пенальти в ворота "Шахтера", а через десять минут он Вас поменял. В итоге "Карпаты" тогда победили…
- Мирон Богданович, наверное, все правильно сделал. Это я уже говорю, как тренер. Лучше заменить футболиста. Кто знает, что там у игрока в голове. Тогда я был очень недоволен. Сейчас такой поступок понимаю. Хотя не уверен, что я так же поступил бы в идентичном эпизоде.
- Как изнутри тогда выглядели "Карпаты"?
- Команда подобралась хорошая. К примеру, Андрей Покладок - настоящий нападающий. Он видел цель и бежал напролом к воротам. Помню игру с "Днепром", когда он затерроризировал защитников, просто затоптал их. Еще вспоминаю момент, когда Владимир Езерский только в команду пришел вместе с Юрой Беньо. Потенциал у обеих сразу просматривался. Первые зимние сборы провели во Львове и тренировались в зале. Езерский был еще молодой и в зале на жестком покрытии начал грубовато играть(смеется – прим. авт). Эта тренировка закончилась дракой. Володя ходил на бокс, но мы с Юрой Дудником, как старшие ребята решили немного помахать кулаками. Но это нормально, такие тренировки тоже полезные, ведь они всегда с хорошим настроем, полной самоотдачей. Рад, что Езерский и Беньо стали хорошими футболистами. Думаю, Володя помнит эту историю. Мы выделись в прошлом году, об этом не вспоминали, но ассоциируется Езерский у меня именно с той тренировкой.
- В нападении Вы играли в паре с Андреем Покладком. Понимали хорошо друг друга?
- Да, с ним было очень комфортно. Он играл на острие, а я размещался ниже. Помогала нам вся команда. Юра Мокрицкий, Володя Микитин, Юра Беньо, Рома Зуб, Жека Назаров… Эх, хорошая была команда.
"Павлов – настоящий профессионал"
- Следующим этапом карьеры был "Металлург" Мариуполь и работа с Николаем Павловым. Что о нем скажите?
- Нравилось то, что там все было на уровне. Везде был профессионализм. Например, зарплата всегда вовремя, не было проблем с экипировкой, тренировками, дисциплиной, порядком. Все было расписано поминутно. Нас постоянно контролировали, взвешивали, меряли давление. Такая атмосфера передается на поле. Николай Павлов - профессиональный тренер. Немного сложно было в контексте нагрузок, но, может, возраст сказывался. После первого круга команда стояла на вылете из Высшей лиги. Пришлось спасать, с чем мы благополучно справились.
- Одну из первых игр в футболке мариупольской команды Вы провели во Львове. Когда вышли на поле, особые ощущения были?
- Очень трепетный момент. В сердце что-то почувствовалось, волновался. Друзей было много здесь. Во времена выступлений в "Карпатах" даже планировал остаться жить во Львове и квартиру купить.
- В "Металлурге" хватало харизматических личностей. Например, что помните о Шуховцеве, Молокуцко…
- Шуховцев это настоящий вратарь. Игорь прошел все в своей жизни. Он молодец, что выстоял и еще играет. Молокуцко был молодой тогда. О нем могу сказать только хорошее - добрый человек и футболист забивной.
- Еще один приезд мариупольской команды во Львов закончился комичной историей. На календаре был последний день октября, а на стадионе пропал свет во втором тайме. Правда, Вас в перерыве заменили тогда...
- Не припоминаю такого… Наверное, в душе как раз был (смеется – прим.авт).
"Со Львовом связаны теплые воспоминания"
- Переход на тренерскую скамью получился безболезненным?
- Играл я в "Нефтянике". Главным тренером был Сергей Шевченко. Он хороший человек и тренер демократичный. С ним можно поговорить серьезно, посмеяться. Его взгляды на футбол мне нравятся. Команда имела свой почерк. Так получилось, что он предложил мне войти в его тренерский штаб. Я взвесил все "за" и "против", и решил, что настало время заканчивать карьеру. В те времена Охтырка была на подъеме. Ничего, сейчас тоже идем на четвертом месте, все может быть.
- Часто вспоминаете со своими колегами-друзьями Андреем Полуниным и Сергеем Мизиным о минувших годах?
- Да, довольно часто. Вспоминаем львовский период, другие игры. Сергей Мизин это вообще для Львова легенда. Иногда по-доброму травим друг друга о том, сколько кто голов забил. Кстати, Юра Беньо у нас работал, сейчас в "Карпаты" работать уехал. На днях поздравлял меня с праздниками.
- Вам довелось выступать в нескольких командах, играя не в одной сотне матчей. Болельщики, каких команд оставили самые яркие впечатления?
- Особенный в этом плане Львов. Атмосфера местная, любовь к футболу, отношение свеобразное. Город тоже особенный. В Харькове я возмужал как футболист, заработал имя, провел много лет. Меня там болельщики, может, еще помнят. А Львов навевает теплые воспоминания. Когда прошлый раз был, люди узнавали, говорили приятные слова. Мне очень обидно, что я не приехал на Матч поколений, который состоялся пару лет назад(матч в честь 45-летия с даты основания клуба и 10-летия завоевания бронзовых медалей состоялся в 2008 году – прим.авт). Честно говоря, сам не понимаю, почему не поехал. У нас с клуба Мизин и Полунин ехали, а вот почему я остался. Очень жалею… Много друзей, знакомых. Но надеюсь, что будет еще возможность посетить Львов.
- Давно были в городе Льва последний раз?
- Еще когда с ФК "Львов" играли. Тогда с "Нефтяником" приезжал. Но жили мы в отеле, а играли за пределами Львова.
- У меня складывается впечатление, что Вы отзываетесь о людях только с позитивной стороны…
- Такой я человек, что если случается какой-то неприятный эпизод, то в первую очередь ищу причину в себе. Все время нужно искать в себе изъяны, а не вешать свои проблемы на других людей. Пользуясь случаем, хочу передать привет всем своим знакомым, а также поздравить всех Новым годом и Рождественскими праздниками.
Любомир Кузьмяк
Источник:
ПРО ФУТБОЛ