Создать ответ 
 
Рейтинг темы:
  • Голосов: 2 - Средняя оценка: 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Как становятся тренерами
Автор Сообщение
mymetall Не на форуме
Ветеран форума
*******

Сообщений: 3066
У нас с: 2012 Jun
Рейтинг: 1315
Сообщение: #1
Как становятся тренерами
С.Морозов: "Уже лет десять продвигаю идею создания рейтинга тренеров"

Football.ua пообщался с лектором Центра лицензирования тренеров при ФФУ о подготовке тренерских кадров и о проблемных моментах сопровождающих этот процесс.

- Сергей Юрьевич, многие проводят параллели между центром лицензирования ФФУ (далее — ЦЛ) и высшей школой тренеров, которая была в Москве. Можете разъяснить людям этот момент: что общего, какие различия?

- Здесь не сопоставимы масштабы. Как нельзя сравнивать советский спорт в целом с украинским, так нельзя сравнивать и ВШТ с нашим ЦЛ. На теоретических основах советской системы подготовки базировался спорт всех республик соцлагеря и даже Германии. В те времена в Советском Союзе для спорта делалось все: работали научные лаборатории, финансировались различные проекты, писались комплексные научные труды. Над подготовкой спортсменов трудилась целая научная отрасль, что в итоге выливалось в победы на Олимпийских играх. Эта система была настолько детализирована, что человек обязан был обладать определенным уровнем интеллекта, чтобы понять ее и внедрить в тренировочный процесс. Сейчас же такая ситуация, что некоторые тренеры, приходящие в центр лицензирования не могут отличить стартовую скорость от дистанционной.

Естественно, что и в ВШТ все было на серьезном уровне — нам преподавали лучшие умы СССР: психолог Медведев, педагог Станкин, теоретик методики физического воспитания и спортивной тренировки Матвее, тренеры – Лобановский, Симонян, Бесков, приезжали специалисты представляющие другие виды спорта: Гомельский, Тарасов, Бобров, Турчин, которые делились своим огромным опытом управления командой. Это я вам рассказываю, чтобы вы поняли масштабность проводимой тогда работы.

- Каким образом функционирует ЦЛ?

- Главной проблемой ЦЛ являются естественно финансы. У нас нет своей базы, своих полей, инвентаря. То есть, Центр существует не в таком виде, как в итальянском Коверчано, немецком Руйте, где все это есть. У нас занятия проводятся то на верхнем поле НСК Олимпийский, то где-то на Оболони, то на базе РВУФК… Экзамены как-то принимали в гостинице Мир…. Надеемся, что когда-нибудь этот вопрос решиться.

Вторая проблема – лекторские кадры. Безусловно, у нас много очень сильных лекторов: руководитель научной группы Днепра Валерий Шамардин, профессор психологии Валентина Воронова, кандидат педагогических наук Валерий Николаенко, Анатолий Попов по судейству интересно читает. В роли лекторов выступают и тренеры-практики: Александр Ищенко, Вячеслав Грозный, Анатолий Бузник, я в том числе, но когда читают одни и те же, то это приедается. Интересно было бы послушать зарубежных тренеров, тем более что некоторые работают в нашей УПЛ. Почему бы не привлечь Мирчу Луческу и Хуанде Рамоса? Думаю, они с удовольствием поделились бы опытом.

- Насколько я знаю, то Хуанде Рамос проводил практические занятия…

- Это был фактически единичный случай. Днепр оказался достаточно коммуникабельной командой и пошел на встречу – одна из групп поехала в Днепропетровск, где Рамос провел занятие. То есть, системности здесь нет. Были, конечно, положительные моменты, когда благодаря тренеру Анатолию Коробочке и литовскому бизнесмену Владимиру Романову, владельцу Хартса удалось свозить группу тренеров в Шотландию. В один из периодов ездили в Германию. Но это всего лишь единичные случаи. Плюс хотелось бы, чтобы приезжали зарубежные тренеры, функционеры, мы, ведь хотим, чтобы наши специалисты выходили на европейский уровень, не так ли? В противном случае мы будем "вариться в собственном соку".

- Как для нашей страны и нашего времени проблем не так уж и много…

- А это еще не все. Есть еще такой момент, который требует вмешательства федерации футбола. У нас за время функционирования ЦЛ 148 специалистов из различных стран защитили PRO-диплом. Около ста из них – украинцы, но лишь человек 15 это те, кого действительно можно назвать тренером – и это проблема не только нашего ЦЛ. Это как срез всей нашей системы образования в целом. Лично мое мнение, что тренеров, которые действительно тренеры, а не просто получившие диплом, нужно как-то выделить. После каждого лицензирования, еще при прошлом руководстве федерации футбола я писал господину Бандурко письмо, в котором указывал на стОящих тренеров, которых неплохо было бы трудоустроить. Но, к сожалению, никакой реакции на эти списки не было. Скорее всего, они приземлялись в мусорной корзине.

- То есть вы за рейтинг тренеров.

- Я за то, чтобы лучшие тренеры имели возможность нормально трудоустроиться. Могу вам назвать ряд специалистов, которые заслуживают работать с командами УПЛ, но не работают с ними по разным причинам.

- Например…

- Ну, вот, к примеру, Сергей Кандауров – хороший тренер, играл в Бенфике, когда работал в Гелиосе, команда показывала хорошую современную игру. Но он – личность, он всегда отстаивает свое мнение, а у нас предпочитают управляемых тренеров. Могу назвать еще Вадима Лазоренко, Владимира Бессонова. Насчет Володи, то его как-то упрекали, что он много использует из системы Лобановского. А что здесь плохого?! Скажу вам, что у нас сейчас даже в первой и второй лиге есть специалисты более способные, чем некоторые представители УПЛ. К примеру, тренер сборной U-17 Александр Головко способен успешно руководить командой Премьер-лиги. Очень хороший уровень у Александра Фундерата работавшего с Шахтером-3 (сейчас возглавляет Академию донецкого Шахтера – прим. Football.ua).

- Тогда прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с предложением Андрею Шевченко возглавить сборную Украины. В контексте того, что вы говорите – это не что иное, как "плевок" в сторону обучения тренеров как такового, ведь Андрей нигде не работал и сразу же получил возможность занять самое "жирное" с точки зрение не денег, но престижа место.

- Исходя из этого, можно сделать вывод, что к обучению тренеров нужно относиться серьезно.

- А если поставить вопрос таким образом. Вы работаете, образно говоря, тренером у тренеров. Учите людей, как тренировать другие команды, но сами при этом не практикуете уже около шести лет…

- Ну, вот я ж и говорю, что в этом нет логики. Должен существовать определенный рейтинг тренеров, который должен влиять на их трудоустройство. Вот вы привели в пример меня. Если я преподаю другим тренерам, учу их, значит, я что-то в этом понимаю, значит, я не хуже их разбираюсь в предмете.… Но, тем не менее, система нынче такова, что уровень знаний практически никак не влияет на занятость тренера. Тут в дело вступают другие моменты — многих устраивают просто "по звонку". Некоторых не берут из личной неприязни или потому что "слишком умный, нам тут такие не нужны".

"Нужна демонстрационная группа, ведь, когда 50-летний человек прессингует, то это, наверное, выглядит неадекватно"

- Давайте поговорим непосредственно о процессе. Начитка лекций в ЦЛ — это работа по какой-то специально утвержденной программе или вы делитесь конкретно своим опытом в рамках заданных тем?

- Есть рекомендации УЕФА по количеству часов и по темам, направленностям – они одни для всех. Ну, а там уже в рамках этих тем мы сами определяем способы подачи, соотношение теории и практики. Я читаю лекции и провожу практические занятия по тактике и стратегии футбола.

- Можете немного конкретизировать темы?

- Ну, к примеру, проводим практические занятия по организации игры при быстрой атаке, позиционной, демонстрируем способы прессинга.

- А кого используете для демонстрации?

- К сожалению – тренеров. Хотя было бы хорошо, если бы это была демонстрационная группа, потому что когда 50-летний человек прессингует, то мягко говоря, это непоказательно, неэффективно, а со стороны, наверное, выглядит неадекватно.

- Рядом же институт физкультуры, думаю, ребята-первокурсники с удовольствием и энтузиазмом подключились бы, чтобы помочь…

- Конечно! Надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос решится.

- А такая штука как обмен опытом практикуется?

- Да, это есть. Вот недавно мы вернулись из Болгарии, куда ездила целая группа тренеров и преподавателей по различным направлениям: психологии, педагогике. Там были кроме нас и болгар, еще англичане и представители Гибралтара, которых недавно приняли в футбольную семью. В основном мы слушали болгарских специалистов, но были также интересные дискуссии. Теперь вот планируется поездка в Италию, куда поедут тренеры национальных сборных по юношам, юниорам. В целом в год два-три раза таких выезда проводится.

- Лекции в ЦЛ они больше похожи на студенческие, когда преподаватель начитывает, а студенты, молча, записывают или в процессе звучат вопросы, идет обсуждение?

- У нас задается определенная тема, а дальше идет дискуссия, высказываются различные точки зрения. Согласитесь, что было бы неправильно просто надиктовывать, когда в зале присутствуют опытные специалисты: Блохин, Буряк, Альтман, Сабо, Демьяненко, Грозный, Семин, Заваров, Бессонов, Яремченко, Костов, Червенков. Безусловно, тут должна быть полемика.

- Практикуете ли вы разбор тактики с помощью таких технологий, которые есть у вас на канале Футбол?

- С этим проблем нет. Такие технологии используются.

- Можно ли увидеть, скажем, такое — вы показываете какой-либо игровой момент, нажимаете на паузу и просите будущего обладателя PRO-диплома разобрать его проанализировать...

- Конечно, мы такое практикуем очень часто. Здесь хотелось бы сказать о том, что сейчас мы отходим потихоньку от устаревших форм работы, когда теория и практика были в отрыве – лекции читал один человек, а практические занятия проводил другой. Теперь же и теория, и практика – дело одного человека, который может показать на практике то, что рассказывал на теории.

- Как происходит оценивание знаний, как выглядят экзамены?

- Если брать европейские центры лицензирования, то там очень правильная с моей точки зрения система оценок. Вот мы были в шотландском ЦЛ, который заканчивали Моуриньо и Фергюссон. Спрашиваем, а как вы им оценки ставите? "Какие оценки?", — отвечают. Конечно, там есть и экзамены, чтобы официально зафиксировать уровень знаний, но основа — это общение с преподавателями, которые выносят свой вердикт и говорят, чей уровень знаний достаточен, а кому желательно еще раз приехать. Причем оценивается не только уровень знаний, а и уровень самого человека. У нас на лицензировании бывает, попадаются люди, которые просто зазубривают что-либо как стихотворение. На экзаменах это может и пройти, но не в общении с опытными преподавателями, когда нужно не просто рассказать правило, а и объяснить его. Бывает, человек говорит, а не понимает о чем. Поэтому оценка пять, четыре или три не всегда отвечает реальным знаниям и такая система оценивания, считаю, устаревшая.

"Многие бывшие футболисты, когда приходят к нам на обучение и имеют гриф, к примеру, "Динамо (Киев)", считают, что они уже априори специалисты"

- Я когда оканчивал инфиз, писал магистерскую работу на тему "Психологическая совместимость, как фактор успешности группового взаимодействия в футболе". Это я к чему – хотелось бы узнать насколько глубоко "копают" в ЦЛ?

- Прекрасная тема! Если бы ее предложить для лекции в центре лицензирования, то возможно задумались бы и некоторые преподаватели. В целом же темы лекций достаточно глубокие – вопрос в том все ли их добросовестно усваивают и применяют на практике. Что там греха таить, у нас сейчас многие бывшие футболисты, когда приходят к нам на обучение и имеют гриф, к примеру, "Динамо (Киев)", считают, что они уже априори специалисты и могут работать, нужно лишь получить "для галочки" лицензию. Но ведь это не так – быть сильным или даже великим игроком – это одно, а тренером – это другое.

- Можно здесь подробнее?

- Смотрите, футболист может быть высокоинтеллектуальным, а может и не быть – на его футбольные качества это не влияет. А вот тренер, для того, чтобы быть успешным должен обладать достаточным уровнем интеллекта, чтобы не только овладеть необходимой для работы информацией, но и донести ее до своих подопечных. Здесь твои достижения, как футболиста не помогут. Есть такая фраза "Только личность может создать личность".

- На ваших лекциях присутствуют не только бывшие профессиональные футболисты, но и люди, работавшие до этого по диплому C с детьми. Кто изначально больше подготовлен?

- Такие параллели проводить не корректно, поскольку это совершенно разные виды футбола. К примеру, если бы мне предложили сейчас поработать с семилетними детьми, то я бы отказался несмотря на то, какая была бы зарплата, ведь я не знаю специфики работы с детьми, поскольку всю жизнь работал со взрослыми.

- Как вы можете оценить начальную теоретическую подготовленность бывших футболистов?

- Уровень многих из них оставляет желать лучшего. Я уже давно, еще десять лет назад пытался внедрить в нашем центре практику предварительного собеседования, чтобы выявить уровень человека, невзирая на его футбольные заслуги, понять – способен ли он усвоить ту информацию, которую он будет получать, есть ли смысл тратить на него время — это должна определять экспертная группа.

- Как считаете поколение молодых тренеров, таких как Сергей Ковалец, Юрий Максимов, Юрий Калитвинцев, Владимир Шаран отличается от тренеров старшего поколения, таких как Михаил Фоменко, например, Николай Павлов, Мирон Маркевич?

- Я не считаю, что есть смысл делить по такому критерию – молодой, возрастной. Это не имеет по сути значения. Главное – стремится ли человек к самосовершенствованию, хочет ли получать новые знания. Почему состоялся Лобановский? Потому что рядом были люди, которые помогали ему получать те знания, которые толкали его вперед. Зеленцов, Базилевич – они обеспечивали его той научной информацией, без которой было бы сложно так организовать тренировочный процесс. Но, и сам Лобановский стремился получать эти знания.

- Интересно, что в Динамо сейчас упразднили научный отдел…

- Это в высшей степени странно, что киевляне по своей инициативе отказались от своих же разработок, от того, что делало их командой европейского уровня. Это при том, что научная группа работает и в Шахтере, и в Днепре, разрабатываются тренировочные программы. В Киеве по видимому решили не забивать себе этим голову и результат, как говориться, налицо. Сейчас у нас много говорят, что весной нашим командам сложно входить в новый футбольный год, есть даже такое словосочетание как "весенний футбол". Но, ведь тот же Лобановский выигрывал как-то европейские кубки и ни на что не жаловался! А все почему? Потому что работала научная группа, которая разрабатывала такие тренировочные программы, которые позволяли безболезненно входить в сезон. Сейчас же этот отдел сокращен.

- Но это ведь проблема, не только Динамо…

- Безусловно. Когда был чемпионат мира в Японии и Корее от Украины ездил только один человек – тренер женской национальной сборной. Не знаю – то ли за свои деньги, то ли федерация отправила.… Это ж надо так – иметь целый центр лицензирования, научно-методический совет при федерации и не отправить хотя бы одного человека, чтобы он поехал, посмотрел и привез отчет с анализом всех новшеств, тенденций в развитии мирового футбола, чтобы сделать какие-то выводы, подумать, как дальше развивать футбол, в каком направлении двигаться. Да, сейчас присылает УЕФА свои директивы, темы по каким проводить лекции, но надо же иметь и свое мнение!

"Нельзя рассчитывать, что будешь работать, потому что здесь живешь. Работает тот, кто лучше"

- Говоря о типажах тренеров, выделяют в основном два – тренер-тактик и тренер-мотиватор. Причем тренер-тактик – это, как правило, человек спокойный и интеллигентный, а тренер-мотиватор – любитель крепкого словца. Каков ваш взгляд на такое деление?

- На самом деле способов управления командой много и чем выше уровень интеллекта тренера, тем больше и разнообразнее он их применяет, и тем выше итоговая эффективность. Возьмем, к примеру, мат. Да, это один из способов, но он не должен звучать регулярно, иначе потеряет свою эффективность – игроки просто привыкнут. Этим средством нужно пользоваться точечно и не применительно ко всем – нужно досконально знать психологию своих игроков.

- В сфере управления командой – за кем будущее?

- Будущее за тренерами, у которых большая емкость, которые являются личностями. Которые не только могут громко материться или сидеть с блокнотом, рисуя тактические схемы, а которые ко всему прочему сильны как психологи, владеют различными методиками и умело применяют их в различных ситуациях. Приведу пример. Как-то во время игры сборной СССР первым в раздевалку вошел Симонян, а Лобановский немного задержался. Никита Павлович принялся распекать одного из игроков, который плохо сыграл, а Лобановский увидел ситуацию, взял Симоняна под руку и говорит: "Никита Павлович, давайте отойдем надо кое-что обсудить". Отвел его в сторону и объяснил, что этот игрок, если ему по горячим следам объяснять что да как при других, будет все 15 минут перерыв спорить и пререкаться, поэтому лучше разбор его игры оставить на потом, а перерыв потратить с большей пользой. Вот такие моменты являются очень тонкими с психологической точки зрения и для того, чтобы тренер способен был их применять, нужен достаточно высокий уровень интеллекта.

- Вопрос интересующий, наверное, всех. Как считаете, почему тренеры с республик бывшей Югославии, Чехословакии работают за границей, а наши тренеры нет?

- Потому что мы варимся в своем соку и практически не развиваемся, мало получаем знаний извне. Возьмите яркий пример – донецкий Шахтер. Ринат Ахметов пробовал и Яремченко, и Бышовца, и Прокопенко, но ни один из них не дал того результат, которого хотел Ахметов при тех вложенных деньгах и он сделал ставку на иностранного специалиста. Пришел Невио Скала и сделал Шахтер чемпионом. Потом пришел Луческу и теперь Шахтер постоянный чемпион, а команда выиграла еврокубок. Показательно? Показательно! Или возьмите бывшего директора Академии Шахтера Патрика фон Лиувена – человек проделал колоссальную работу, выстроил четкую систему в детско-юношеском футболе горняков. Когда наши специалисты говорят: "Нас не ставят, а ставят иностранцев!" Я отвечаю: "Надо быть конкурентоспособными!" Как думаете – многие из той сотни тренеров с PRO-дипломами знают, например английский язык? Мир живет по принципам здоровой конкуренции – нельзя рассчитывать, что будешь работать, потому что здесь живешь. Работает тот, кто лучше.

Беседовал Александр Озирный, Football.ua

[Изображение: 77577.gif] Регистрация на форуме по ссылке. Пока
(Последний раз сообщение было отредактировано 2013-05-01 в 20:15, отредактировал пользователь mymetall.)
2013-05-01 20:13
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
mymetall Не на форуме
Ветеран форума
*******

Сообщений: 3066
У нас с: 2012 Jun
Рейтинг: 1315
Сообщение: #2
 
Как становятся тренерами

Football.ua посетил Центр лицензирования Федерации футбола Украины, чтобы рассказать читателям, как же становятся тренерами.

Все по-настоящему: недавние звезды футбола сели за парты и штудируют спортивные науки, опытные наставники открывают им премудрости современной тактики и тренировочного процесса. А после теории – и практика: на газон выходят те, кому рукоплескали стадионы, и все вместе проводят занятия – так, как скоро будут проводить уже с собственными подопечными…

С апреля в Киеве кипит работа: новый курс приступил к своей первой сессии. Обывателям он особо интересный тем, что среди соискателей заветной тренерской лицензии есть и сам заслуженный мастер спорта Андрей Николаевич Шевченко. А специалисты уверяют: это удивительный и очень интересный курс, который, возможно, принесет Украине новую тренерскую славу.

Как же становятся тренерами? Об этом мы спросили директора Центра лицензирования ФФУ Анатолия Бузника – заслуженного тренера Украины, кандидата наук, доцента.

– Анатолий Иванович, предлагаю начать с вопроса, который часто нам задают читатели на конференции: может ли простой человек, "с улицы", прийти на обучение в Центр лицензирования? Какие для этого необходимы образование, стаж работы?

– Образование – высшее, желательно специальное (квалификация – тренер-преподаватель). Но, если у человека другое высшее образование – это не значит, что он не может стать тренером. Он может либо получить второе высшее образование, либо, работая тренером подтверждать уровень своих притязаний, понимая, что для того, чтобы стать квалифицированным тренером – нужно пройти все ступени обучения.

– Какие основные этапы подготовки и становления тренеров?

– Тренерское образование сегодня начинается с Лицензии С – это Национальная лицензия, которую обязаны со следующего года иметь все, кто желает обучаться на Лицензии УЕФА – В, А или Pro.

Уровень лицензии С предполагает около 80 часов теоретических и практических занятий, которые проводятся во всех региональных федерациях. Руководство ФФУ обозначило задачу развивать это направление, и технический комитет курирует этот вопрос. Был проведен семинар в Доме футбола для тех, кто занимается организацией обучения и преподавания по Лицензии С на местах. Выработали определенные нормы и принципы обучения – в течении года можно будет получить Лицензию С (у каждой региональной федерации свои сроки, но обычно это три сессии для соискателей). Обладатели этой лицензии могут работать с командами чемпионатов области, аматорского чемпионата Украины. Очень важно в Лицензии С то, что она дает первые, самые необходимые, знания тем, кто приходит к детям, чтобы обучать их футболу. Самое главное: чтобы они знали, как и что нужно делать, и не загубили свои команды заданиями, которые ребенок не в состоянии выполнить. умели обучать, а не тренировать, Процесс перехода с детского футбола в юношеский должен проходить поэтапно, и от того, насколько тренер правильно работает, зависит, насколько будет востребован.

Второй уровень, после национальной Лицензии С, это Лицензия В – она уже имеет статус УЕФА. Предполагает 4 сессии, одна из которых – практическая. Слушатели заполняют журнал отчета по практике и проходят защиту. Обучение – порядка 130 часов. После ее получения нужно отработать минимум год (желательно 2-3 года) тренером. И только после этого можно сдавать документы на Лицензию А. Кстати, в этом году мы ввели обязательное собеседование для соискателей лицензий УЕФА, чтобы определить хотя бы те минимальные знания, которые есть у слушателя. Для того, чтобы предполагать, что мы получим на выходе – мы должны знать, что мы имеем на входе.

Лицензия А – это порядка всего 160 часов обучения (мы постараемся со временем увеличить это количество, чтобы дать возможность получить более качественные знания). Одна из четырех сессий – практическая. В конце обучения соискатели сдают контрольную работу, курсовую, защищают практику, сдают практический тест-экзамен. Слушатели могут овладеть знаниями, которыми с ними делятся квалифицированные преподаватели, но есть незыблемый постулат: научить нельзя, можно только научиться. Поэтому мы, стараемся, дать тренерам знания, но все зависит от них – от их желания расти и развиваться. Мы можем способствовать развитию тренера, уменьшить количество его ошибок и направить его в нужное русло. После выполнения всех зачетных требований и получения Лицензии А должно пройти не менее одного года работы в профессиональной команде или с юниорами, а после этого уже можно подавать документы для обучения на Pro-диплом.

Сегодня мы пытаемся систематизировать и совершенствовать обучение с использованием всех новейших технологий, компьютерных программ: учет и контроль, анимация упражнений, видео анализ и многое другое. Тренер должен уметь создавать презентации посредством Power Point, для улучшения восприятия информации его подопечными. Как обязательный критерий для отбора, будет знание иностранного языка, желательно, английского, ведь наши специалисты должны общаться со своими коллегами по всему миру и быть в курсе всех мировых достижений в футбольной жизни. Около 3 лет назад УЕФА ввело интересный курс (5 дней) проходящий в Неоне. Слушатели из 4 стран под руководством ведущих тренеров Европы знакомятся с современными подходами и тенденциями в европейском футболе. Мы надеемся в этом году внедрить такую практику и для украинских тренеров. На обучении по программе “Pro-диплом” мы предусматриваем 260 часов и хотелось бы увеличить это время, чтобы улучшить системность и качество знаний, хотя это и тянет за собой ряд изменений, в том числе – и финансовых.

Каждые три года проходит переаттестация (подтверждение лицензии) всех категорий тренеров, это регламентировано конвенцией УЕФА. Понятно, что за это время проходят изменения в современном футболе, это и является основной темой обсуждения на переаттестации.

– Хорошо, давайте подытожим, чтобы нашим читателям было понятно: сколько времени пройдет от того времени, когда молодой специалист поступил обучаться по программе Лицензии "С", до того, как он получит Pro-диплом?

– Приблизительно, чтобы стать тренером "Про", нужно как минимум, 7 лет качественной теоретической и практической работы. Но, опять-таки, лицензию можно иметь, а тренером можно не стать.

– Кто преподает будущим обладателям тренерских лицензий футбольную науку?

– У нас достаточно опытный профессорско-преподавательский состав. Лекции по теории читают профессоры: Шамардин, Попов, Юшко, Ткачук, Воронова, Вихров, Костюкевич, Кулыба, раньше активнее преподавал Базилевич, но сейчас здоровье не так часто ему это позволяет. Свои знания по методике обучения передают такие специалисты, как Лысенко, Кащей, Шпаков, Ищенко, тренеры юношеских сборных. Методику подготовки вратарей передают Михайлов и Цыткин. Делятся своим опытом тренеры-практики Сабо, Грозный, Морозов, Догадайло, Кучук. Мы договорились с комитетом арбитров о том, что Коллина или Дердо смогут рассказать тренерам об аспектах современного судейства. Для тренеров вводим семинары по умению общаться с масс-медиа. Своими знаниями делятся опытные журналисты Монзолевский, Глывинский, Жураховский. Курирует нашу работу первый вице-президент ФФУ А.В.Попов и технический директор В.Н.Шамардин.

Тренеры узнают многое из сопряженных с футболом наук: физиологии, медицины и психологии, коммуникации с прессой и в сфере арбитража, но основное, что дается тренеру – это методика обучения технике и тактике, умение правильно планировать учебно-тренировочную работу, годовой цикл подготовки, применять и варьировать различные нагрузки, совершенствовать анализ и разбор игры. Мы хотим сместить акценты из теоретической в практическую сторону, чтобы тренер большую часть времени уделял на наших занятиях тому, что ему понадобится в работе.

Все совершенствуется. И мы хотим на более качественном уровне преподносить информацию, используя современные технологии. Наше руководство поставило задачу привлекать для преподавания специалистов самого высокого уровня. Сейчас работаем над тем, чтобы к нашим слушателям приезжали иностранные специалисты – они могут поделиться своим опытом и в детском футболе, и на топ уровне. Мы пригласили преподавателя из Бельгии, нашего бывшего соотечественника Вадима Пищало. Он является координатором одной из бельгийских футбольных школ, новейшие подходы и технологии обучения очень необходимы нашим слушателям по программе А и В дипломов. Сейчас налаживаем контакты с Жераром Улье, Энди Роксбургом, Бертом ван Марвейком – это тренеры, работавшие с ведущими клубами и национальными сборными Франции, Шотландии, Голландии. Мы очень заинтересованы в том, чтобы ведущие преподаватели и тренеры приезжали к нам и делились своим опытом.

Помимо этого, УЕФА регулярно проводят семинары – Study Group – для разных категорий, тренеров: юношеских и профессиональных, тренеров вратарей и тренеров по физподготовке. Украина активно в этом принимает участие, благодаря чему наши специалисты могут идти в ногу со временем.

– Слышал, для тренеров Центр организовывает мастер-классы и практические занятия в разных клубах…

– На “Pro” существует и практика и стажировка – раньше ее проводили в зарубежных клубах Бавария, Штутгарт, а теперь нам навстречу идут и отечественные клубы. Наши слушатели проходили стажировку в ФК Динамо и ФК Днепр. Это очень важно и интересно, а мастер-класс от Хуанде Рамоса прошел очень эффективно.

Кроме стажировок в клубах, мы лелеем надежду сделать так, чтобы каждый наш выпускник имел возможность пройти реальную практику в профессиональной команде под руководством высококвалифицированного наставника в роли его ассистента. В СССР была такая практика. Мне в 1990 году во время обучения в Высшей школе тренеров выпала возможность поехать на стажировку в одесский Черноморец, к Виктору Евгеньевичу Прокопенко. Это прекраснейший Человек и Тренер. Он открыл мне многие секреты тренерской работы, я имел возможность проводить практические занятия команды на сборах в Варне с такими игроками, как Гришко, Пучков, Щербаков, Цымбаларь, Гецко, Кондратьев, Никифоров. Это было непросто, но дало огромную пользу. Я понимаю, что на сегодняшний день такое невозможно, но в каких-то приемлемых формах мы это попытаемся возвратить.

– Лично вы прошли советскую Высшую школу тренеров в Москве, а позже получили лицензию и в Центре лицензирования ФФУ. Сравнивать есть смысл?

– Думаю, сравнивать будет некорректно. Раньше это были двухгодичные курсы с отрывом от производства, государство гарантировало полное финансовое обеспечение. Можно было с утра до ночи слушать таких выдающихся специалистов, как Тарасов, Тихонов, Бесков, Лобановский, Колосков, Симонян, Сагасти, Выжгин, Верхошанский, Коц, Матвеев. Если ты успевал это переварить – это была феноменальная информация. Плюс – стажировки в реальных, "боевых", условиях. Плюс – возможность дневать и ночевать в библиотеке. В 1990 году, например, я раскопал в зарубежной литературе перевод работы моего кумира, голландского тренера Ринуса Михельса, которую только сейчас начали издавать. Зато наши слушатели получают ее и могут много полезного для себя открыть.

Нынче вернуться к этому будет тяжело, но те ключевые позиции, которые нужны тренерам для образования и роста, мы попытаемся вытаскивать из того прошлого. Но уже с учетом современных методик, достижений науки, чтобы за тех несколько сотен часов, которые у нас есть, рассказать тренерам все то, что необходимо знать современному специалисту.

– Я так понимаю, что одна из целей лицензирования, которую преследовала УЕФА – это защита клубов и футболистов от профанов. Ведь бывали случаи, когда бизнесмены, различные "делки" без элементарного образования пытались возглавить в качестве главных тренеров даже профессиональные клубы высших лиг. Скажите, на сегодняшний день, есть возможность "человеку с улицы" стать у руля серьезной команды?

– Аттестационный отдел Центра лицензирования мониторит эту ситуацию. В командах Премьер-лиги согласно регламенту запрещено работать главным тренером, не имея Pro-диплома. В командах первой лиги пока еще может работать главный тренер с Лицензией А. Ассистенты тренеров могут работать с лицензиями на категорию ниже.
Что важно, Украина одной из первых в СНГ, еще в 2004 году, получила право на выдачу всех видов лицензий. И с того времени 148 слушателей, прошедших обучение в Центре лицензирования, имеют Pro-диплом. Но из них 20-25% – иностранцы, а остальные – наши. То есть, около 100 – это украинские специалисты. В Испании, по моей информации, около 1200 тренеров имеют Pro-дипломы. Сказать, что такая уж большая разница в населении или территории, нельзя. А разница в другом, в том, что у них тренеры охотнее идут работать с детьми, а чем выше уровень тренера, который работает с футбольной сменой – тем качественнее получается игрок. Если проводить параллели, то у хорошего врача больше пациентов, у хорошего писателя – больше читателей. А у хорошего тренера, соответственно, – больше хороших воспитанников. Вот в этом мы и уступаем передовым футбольным странам – у нас специалистов экстра-класса и Pro-образования, занимающихся детским футболом, практически нет. И потом мы жалуемся, что не хватает квалифицированных игроков – но откуда им взяться? Чтобы устранить следствие, нужно устранить причину. Вот мы сейчас этим и занимаемся: тренер, имеющий высокую квалификацию, может ведь больше дать молодым футболистам.

– Не могу не задать этот вопрос. Да, у нас есть свой большой футбольный опыт. Да, некоторые наши тренеры становились чемпионами и медалистами зарубежных чемпионатов. Но почему при всем при этом наших тренеров в Европе даже меньше, чем наших футболистов-легионеров?

– Понимаете, чтобы получить возможность конкурировать на европейском рынке с тренерами, имеющими такие же лицензии, нужно не просто получить лицензию, а знать иностранные языки, быть в курсе всех современных тенденций, выиграть что-то существенное. Я надеюсь, что качество нашего обучения позволит, со временем, выпускать именно таких специалистов – современных, разносторонне образованных, знающих иностранные языки. Наша цель – чтобы наш тренер выиграл Лигу чемпионов, Лигу Европы, а на чемпионатах мира и Европы наши тренеры приводили сборную Украины к высоким результатам.

– На сегодняшний день среди выпускников Центра лицензирования ФФУ – ряд зарубежных специалистов. Можем вспомнить такие имена, как Шота Арвеладзе, Томас Брдарич, Виктор Гончаренко, Николай Костов, Реваз Дзодзуашвили, Леонид Кучук, Патрик фон Лиувен, Сергей Силкин… Что привлекло их к тому, чтобы получить тренерское образование именно в Украине?

– Есть несколько причин. Во-первых, не все страны УЕФА имели возможность обучать на уровень "Pro", а кто имел, не мог ежегодно набрать группу на обучение. У нас была договоренность с Беларусью, Грузией, Прибалтикой, Во-вторых, это языковой барьер – нужно владеть языком, на котором ведется преподавание. Русскоязычные специалисты из стран бывшего СССР без проблем могли получить образование в Украине. В-третьих, у нас очень хороший преподавательский состав и есть хорошие возможности для самосовершенствования, и наконец, плата за обучения в Украине ниже, чем в Европе. По конвенции УЕФА, мы можем принимать на обучение не более 20% иностранных граждан, а основное внимание уделять своим. Либо это должен быть человек, который работает в нашем клубе – как например, Николай Костов, Патрик фон Лиувен, Павел Кучеров, Валентин Белькевич, Александр Спиридон, Сергей Овчинников и многие другие иностранные специалисты.

– Чтобы мы могли себе представить, расскажите, как происходит обучение тренеров? Сидят за партами, конспектируют в блокнотики, или же работают и в "полевых условиях"?

– Знаете, есть хорошая восточная мудрость: "Если корову поставить в стойло, и она там постоит, она все равно лошадью не станет". Формы и методы мы используем разные, но главное, чтобы тренер не только получал необходимую ему в работе информацию, а смог ее "переварить", и умел применять ее на практике. Например, мы показываем видеозапись матча – здесь не важно, кто играет и в каком турнире. А наши слушатели должны провести ее анализ, просчитать ТТД, оценить качество групповых взаимодействий игроков, выполнение командой тактических заданий. Оценивать управленческую деятельность тренера во время игры, правильность и своевременность замен или перестановок во время матча. То есть, целый комплекс проблем, который нужно уметь решать тренеру оперативно и качественно.

Также тренеры проводят практические тест — занятия. На заключительной сессии слушатели готовят занятие по заданной тематике и проводят его, используя демонстрационную группу или на своих коллегах.

– С 1 апреля начал обучение новый курс, и среди слушателей – Андрей Шевченко. Чего ждете от этого курса? И, возможно, мой вопрос прозвучит наивно, но что можно рассказать человеку с таким опытом?

– Да, Андрей – самый авторитетный футболист в истории отечественного футбола. Это человек, который прошел великолепную школу выдающихся тренеров и достиг максимально возможных результатов – как игрок. От Лобановского до Анчелотти и Моуриньо, вряд ли найдешь еще такого футболиста на постсоветском пространстве. С его футбольным опытом – главное выбрать, как в сказке, правильную дорогу. Мы беседовали с ним и убедились, что у него есть огромное желание стать тренером. Шевченко владеет несколькими языками, может поехать на стажировку в любой клуб. И единственное, что мы можем – это попробовать подсказать ему то направление, двигаясь по которому, он может быстрее освоить уже новую специальность. Потому что одно дело – быть игроком, а другое – тренером. Ведь если сравнивать аллегорически: Андрей знает пищу кухни разных стран, но одно дело – ее кушать, а другое – ее готовить. Он, как игрок, через себя пропустил множество подготовительных сборов, игровых моментов, периодов реабилитации после травм и стрессовых ситуаций — это бесценный опыт. Но, чтобы стать тренером – нужно зачеркнуть в себе игрока и начать другую жизнь. Его заслуги игрока могут помочь ему возглавить любую команду, и каждый президент будет считать за честь пригласить человека с таким именем. Но чтобы удержаться на вершине и дать результат, нужны тренерские знания и умения, а главное никто не будет ждать! Если Андрей идет на обучение – значит, он хочет и в этой, новой для себя сфере, добиться большого успеха. У него есть возможность стать топ — тренером, способным добиться результата с клубом или сборной и вывести их на новый уровень. Но – все будет зависеть от него, его целеустремленности, восприятия информации, самосовершенствования, и конечно, полученных им тренерских навыков и умений. Наша задача — помочь ему стать одним из лучших тренеров.

– На примере этой группы, расскажите эскизно, как будет проходить их обучение.

– Первый этап – собеседование. Каждый слушатель курса его прошел и с 1 апреля приступил к обучению. Программа обучения предполагает все направления от анатомо-физиологических особенностей организма, психологии, медицины до футбольной теории. Первая сессия (1.04 по 5.04) для группы бывших профессиональных футболистов включала в себя вопросы техники футбола, методики обучения, организации и периодизации учебно-тренировочного процесса, нагрузок в годичном цикле подготовки, отбора футболистов, их психологической подготовки, а также, управление командой во время игры, установка и разбор. Всего 5 сессий включая практику в клубе. Заканчивается обучение 8 ноября.

– Хорошо, тренер получил лицензию и вышел в "большое плавание". Как оценивать его работу в наше циничное время? По уровню зарплаты? По титулам? По затребованности?

– Лицензия – это "кусочек картонки", если плавать не умеешь, она тебя не спасет. По-моему, практическую работу тренера можно оценить тремя критериями: 1) результат команды; 2) рост игроков; 3) качество игры. Если футболистов вызывают в сборные, или покупают клубы более высокого уровня, если вчера еще никому не известный становится звездой, если его команда добивается титулов при зрелищной игре – тогда, вне сомнения, это хороший специалист. Знаете, когда-то спрашивали: Почему нет заслуженного тренера Америки? Наверное, там несколько иначе оценивают работу человека, и никакие звания и должности не могут заменить тех знаний и умений, которые есть у человека. Или ты ТРЕНЕР, или…. " Аллах всемогущ, но корова зайца не догонит". Мы, со своей стороны, можем судить об уровне знаний, обучаемости человека, о его стрессоустойчивости, о способности познавать новое и соответствовать современным требованиям. Но оценку тренеру даст только реальная работа, и в этом плане лучший экзаменатор любого специалиста – сам футбол.

Итак, чтобы стать тренером, нужно получить тренерскую лицензию – для работы в детском и аматорском футболе это Лицензия С, которую может выдать ваша региональная федерация футбола, для перехода на профессиональный уровень – это лицензии УЕФА – В, А и Pro. Между получением каждого вида лицензий нужно работать с командами по несколько лет, через три года после получения любой лицензии полагается пройти переаттестацию. Но главное – это желание самого "кандидата в тренеры" расти и развиваться. В Центре лицензирования ФФУ стараются не просто подготовить специалиста с лицензией, но обучить человека, который в дальнейшем не останавливался бы на достигнутом и совершенствовал свои знания и результаты. Среди тех, кто прошел обучение в Центре – нынешний президент ФФУ Анатолий Коньков, главные тренеры национальной и молодежной сборных Украины Михаил Фоменко и Сергей Ковалец, специалисты из Украины, Голландии, Болгарии, Грузии, Беларуси, России и ряда других стран. В Центре лицензирования мечтают о том, чтобы однажды их выпускник поднял над головой Кубок Лиги чемпионов. А сейчас у них проходит обучение человек, который выигрывал этот трофей в качестве футболиста – заслуженный мастер спорта и обладатель Золотого мяча Андрей Шевченко.

Артур Валерко, Football.ua.

[Изображение: 77577.gif] Регистрация на форуме по ссылке. Пока
2013-05-01 20:20
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
mymetall Не на форуме
Ветеран форума
*******

Сообщений: 3066
У нас с: 2012 Jun
Рейтинг: 1315
Сообщение: #3
 
Без тренерского образования - никуда


Высококвалифицированные тренеры способствуют появлению хороших футболистов - в этом кроется суть повышения стандартов тренерского образования, продвигаемого УЕФА по всей Европе.

УЕФА заботится о благосостоянии всего европейского футбола, а обучение тренеров остается одним из приоритетных направлений деятельности европейского футбольного союза. Ведущие специалисты всего континента дают положительную оценку образовательной программе, которая олицетворяет современный подход к повсеместной борьбе за благополучие игры.

УЕФА активно поощряет обмен передовым опытом на территории всего континента и помогает ответственным за подготовку нового поколения тренеров. Задумка в том, что высококвалифицированные тренеры будут способствовать появлению хороших футболистов, а это в свою очередь даст толчок к развитию игры в Европе.

Для более плодотворного обмена идеями и передовым опытом в ключевых областях развития футбола УЕФА устраивает различные конференции и семинары с участием ведущих специалистов в сфере тренерского образования и признанных технических экспертов. Например, каждые два года проводятся специальные курсы для инструкторов по обучению тренеров, последние из которых состоялись в 2012-м в Брюсселе. Современные тенденции в тренерском ремесле обсуждаются на самом высоком уровне. Так, в начале каждого сезона штаб-квартира УЕФА принимает Форум элитных тренеров, а раз в два года - после каждого чемпионата мира и Европы - на конференции встречаются тренеры национальных сборных.

Рулевой "Челси" Рафаэль Бенитес не сомневается в необходимости воспитания тренеров высокого класса, чем плотно занимаются УЕФА и национальные ассоциации. "Думаю, что образование необходимо для развития всего общества. Обучение также имеет крайне важное значение для роста профессионализма тренеров, - утверждает испанец. - Люди хотят учиться, они стремятся познавать новое, и очень важно, что существует возможность дать им необходимые знания".

Под руководством Мурата Якина "Базель" дошел до полуфинала Лиги Европы УЕФА, и швейцарец уверен, что своим успехом он во многом обязан образованию, которое получил, будучи еще начинающим тренером. "Образование в Швейцарии очень требовательное, но в то же время по-настоящему информативное. Оно открывает дорогу к большим знаниям", - поясняет он.

"Существует множество интересных моментов, которыми я шаг за шагом хочу наполнить свой тренерский багаж. Мне требовалось время, и оно у меня было, - добавляет Якин. - Рад, что прошел обучение. Я начал буквально с нуля и с каждым годом продвигался вперед. Это принесло большую пользу. Здорово, что я прошел это обучение".

В 2011 году УЕФА запустил передовую программу по обмену опытом среди начинающих тренерскую карьеру. В ее рамках молодые специалисты, претендующие на получение тренерской лицензии категории Pro, получили возможность обмениваться идеями и наработками. В этом проекте участвуют многие бывшие футболисты национальных команд и высших европейских дивизионов, решившие продолжить футбольную деятельность в новом качестве. Суть программы в том, что она позволяет соискателям тренерской лицензии категории Pro учиться сообща на международном уровне и иметь доступ к учебным материалам УЕФА и его экспертам.

В числе прочих в этих курсах в Ньоне принял участие бывший вратарь сборной Германии Йенс Леманн, который подчеркнул пользу программы для развития новых тренерских кадров.

"Здесь много говорится о тренерской философии. Полагаю, собравшихся хотят подготовить к тому, с чем они столкнутся в будущем и что им придется решать, - сказал немец. - Все получат хорошую подготовку, узнают, с чем им надо будет считаться и как меняется твоя жизнь, когда ты становишься тренером. Думаю, это хорошая школа для тех, кто еще не решил, станет он тренером или нет".

Тренерское образование является важной составляющей Сети исследовательских групп - программы, в рамках которой специалисты национальных ассоциаций навещают друг друга для обмена передовым опытом в целях повышения общеевропейских стандартов качества.

Важную роль в этом процессе играет рабочая группа Jira, составленная из видных экспертов со всей Европы. Они делятся своими знаниями, опытом, руководствуясь желанием помочь футболу на его пути к процветанию. Группа Jira поддерживает работу Комитета УЕФА по развитию и технической помощи, в частности, предоставляя УЕФА и его 53 национальным ассоциациям, клубам и третьим лицам помощь по вопросам тренерского образования.

Она также помогает воплощать в жизнь цели Тренерской конвенции УЕФА, задачей которой является защита тренерской деятельности и возможность свободного перемещения специалистов по Европе в соответствии с европейскими законами.

Обучение тренеров, способных в большей мере раскрыть талант футболистов, - одна из важных составляющих в общей палитре деятельности УЕФА, которая продолжает приносить плоды и закладывает фундамент всеобщего благополучия европейского футбола.

uefa.com

[Изображение: 77577.gif] Регистрация на форуме по ссылке. Пока
2013-05-02 18:23
Найти все сообщения Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)