25 лет тому назад «Металлист» стал обладателем Кубка СССР, переиграв в финале в московских «Лужниках» торпедовцев столицы. Одним из первых хрустальный приз над своей головой поднял капитан голкипер харьковчан Игорь КУТЕПОВ, с которым побеседовал на днях корреспондент «КОМАНДЫ».
-Игорь Николаевич, перипетии поединка четвертьвековой давности еще свежи в вашей памяти?
— Признаюсь честно: многое помню уже очень и очень смутно. Наверное, потому, что прошло уже достаточно времени, а человеческая память не в состоянии удерживать долго все подробности тех или иных событий, пусть и очень радостных. К финальному матчу против московского «Торпедо» мы готовились тогда очень серьезно, естественно, сильно переживали, но еще сильнее хотели выиграть. Понятное дело, что фаворитами поединка были торпедовцы. И приятно, что мы в такой ситуации смогли выиграть Кубок Советского Союза.
— В списке ваших достижений есть два золота чемпионата Украины, Кубок Украины, серебро чемпионата России. А какое место среди этих наград занимает трофей 1988 года?
— Кубок СССР в то время очень ценился, и победа в нем котировалась почти наравне с победой в чемпионате страны. Уверен, любому футболисту вершина, которой он достиг, дорога и памятна. Мне тоже очень дороги и победы с киевским «Динамо», и выигрыш Кубка Украины, дорогого стоит и серебро российского первенства, завоеванное в составе московского ЦСКА. Но все же Кубок Союза, наверное, стоит особняком. Хотя бы потому, что уровень советского футбола был очень высоким, и победить в Кубке было неимоверно сложно.
— В победном для «Металлиста» розыгрыше 1987/1988 гг. вы провели только два матча — ответный против «Красной Пресни» в 1/16 финала (1:1) и решающий против «Торпедо» (2:0). В остальных встречах пост номер один занимал Юрий Сивуха. Он тогда считался основным голкипером?
— Наверное, да. Юра был постарше меня, и опыта выступлений у него было, соответственно, побольше. Хотя, помнится, непосредственно перед финальной игрой с торпедовцами именно я чаще выходил на поле в стартовом составе. Но сказать, что я к тому времени уже был основным вратарем команды, ни в коем случае нельзя. У Филипыча (Евгения Лемешко — тогдашнего главного тренера «Металлиста». — Прим.авт.) вообще не было такого понятия, как основной голкипер. Он по одному лишь ему известным причинам нас постоянно тасовал. При этом порой в самые неожиданные моменты. Ты мог провести сразу несколько хороших поединков и быть полностью уверенным в своих силах, а он отправлял тебя в запас и выпускал на поле другого. И происходило это не только с вратарями, но и с полевыми игроками тоже.
— Может, это были такие психологические методы руководства коллективом от Лемешко?
— Возможно. Хотите сказать, что благодаря этому он не позволял нам поймать звездочку? Может, это и так. А психологом Евгений Филиппович был хорошим. Мог поддеть и подстегнуть, как говорится, по полной программе.
— После матчей с «Красной Пресней» у «Металлиста» были две победы над сухумским «Динамо», домашний выигрыш у волгоградского «Ротора» в 1/4-й и полуфинальная выездная победа над вильнюсским «Жальгирисом». Какой из этих поединков на пути в финал была самым сложным?
— Однозначно — против «Жальгириса». На тот период вильнюсская команда была одним из лидеров советского футбола и неизменно боролась за место в призовой тройке. Играть против нее, особенно на ее поле, было очень сложно. Победив со счетом 2:1 в Вильнюсе, мы сделали, казалось бы, невозможное. По крайней мере, до матча в нашу победу верили немногие, если такие оптимисты вообще существовали. Впрочем, впереди нас еще ожидал финал Кубка с его приятной для нас развязкой.
— А что, на ваш взгляд, помогало «Металлисту» успешно преодолевать барьер за барьером на пути к победе в Кубке?
— У нас командное мастерство тогда было, я считаю, на хорошем уровне. В «Металлисте» были собраны отличные мастера своего дела. Тот же Буряк был уже на закате своей игровой карьеры, но мастерства и профессионализма ему было не занимать. Скорости Леониду, возможно, и не хватало, зато он на классе мог сделать все, что только угодно. А рядом с ним играли классные исполнители, всегда готовые отобрать мяч у соперника. Такие, как, к примеру, Игорь Якубовский, который на поле тоже умел делать все. А в нападении у нас был Юра Тарасов — прирожденный голеадор, любивший и умевший забивать из любых положений. Обязательно отмечу своего коллегу Юру Сивуху — вратаря высокого, намой взгляд, уровня, который «Металлисту» служил верой и правдой много лет. Другими словами — у нас была Команда с большой буквы.
— Нынче многие отечественные коллективы жертвуют Кубком ради успешного выступления в первенстве страны. Почему в тогдашнем «Металлисте» не было такого?
— Тогда о приоритетах вообще не думали. Розыгрыш Кубка был столь же важным, как и чемпионат страны. А для команд, которые только мечтали о наградах первенства, кубковое соревнование было вдвойне престижным. Именно в нем они получали шикарный шанс лишний раз показать себя с лучшей стороны и попытаться завоевать путевку на евроарену — тогда это был розыгрыш Кубка кубков. И, следовательно, в кубковых матчах с полной выкладкой играли все без исключения команды, начиная с киевского «Динамо» и московского «Спартака» и заканчивая коллективами из второй лиги.
— Накануне финала фаворитом считалось «Торпедо», игравшее почти дома — пусть и на поле не родного для себя стадиона «Лужники», но в Москве. А на вас, игроков «Металлиста», не было никакого давления, скажем, со стороны партийного руководства области или же руководителей завода имени Малышева, к которому формально была приписана команда?
— «Металлист», как вы правильно заметили, лишь на бумаге относился к заводу, а на деле курировался на уровне области. Так в Советском Союзе, мягко говоря, было принято, чтобы футбольная команда была к кому-то прикреплена. Естественно, в преддверии финала у нас были встречи и на заводе Малышева, и с партийным руководством Харьковской области. На них нас старались поддержать, ультиматумов нам никто не выдвигал — просто выражались просьбы сделать все для победы. Конечно же, речь заходила и о материальных благах в случае успеха, но никакой конкретики на этот счет не было.
— И во сколько, если не секрет, была оценена победа «Металлиста» в Кубке СССР областным начальством?
— Если сравнить с нынешними временами, то сейчас игроки за викторию в отдельно взятом рядовом матче могут получить на порядок больше, чем мы 25 лет назад получили за победу в Кубке. Но что сравнивать, ведь тогда времена были другие, страна была другая. По правде говоря, сколько нам дали денег за победу, я сейчас даже и не вспомню. Помню только, что кому-то тогда помогли без очереди приобрести машину, кому-то — решить квартирный вопрос, если он был. И все.
— Неужели партийное руководство выполнило все, что обещало?
— Нет, не все. Помнится, какие-то обещания выполнены не были. Но лично мне сетовать было не на что, так как мне помогли без очереди купить автомобиль.
— Игорь Николаевич, в непростой атмосфере подготовки к решающему матчу против «Торпедо» как-то особо проявлялись психологические способности Евгения Лемешко?
— Если вы насчет каких-то «горбылей» от Филипыча, то в моей памяти ничего такого не всплывает. Помню лишь, что он старался нас в первую очередь успокоить и заставить поверить в свои силы. А его психологические способности помогали ему чувствовать не только командное настроение, но и настроение каждого из нас в отдельности. Отсюда и его постоянная ротация состава с малопонятными, на первый взгляд, заменами.
— Забив по голу в каждом из таймов, «Металлист» выиграл в финале у «Торпедо» со счетом 2:0. Что стало залогом успеха?
— Конечно же, самоотдача. Это главное. Помогло нам и старание. По мастерству торпедовцы нас тогда превосходили. Ширинбеков, Агашков, Пригода, Валик Ковач — это были футболисты уровня сборной Советского Союза. Московские команды тогда вообще были на особом положении и доминировали в Союзе. Но мы очень хотели победить и вышли на поле предельно мобилизованными. Да, не обошлось и без волнения с нашей стороны, но мы сним удачно справились.
— А поддержка харьковских болельщиков помогла?
— Да. В Москву из Харькова приехало много людей, и их поддержка с трибун чувствовалась и очень нам помогала.
— Выиграв Кубок Союза, «Металлист» получил право выступить в Кубке кубков. Пройдя югославский «Борац», затем харьковчане не справились с «Родой» из Голландии (0:1 в гостях, 0:0 дома). Сказалась нехватка опыта международных игр?
— И опыта тоже. Но главным, наверное, было неверие в собственные силы. Голландцы нам были по зубам, но изза своего советского менталитета мы играли с ними что на выезде, что дома не на максимуме возможностей. Всего, что могли и умели, мы так и не показали.
— Вылет из еврокубков стал для команды большой трагедией?
— Я бы не стал называть это трагедией. Просто было обидно, что не смогли в родных стенах отыграться после минимального поражения на выезде.
— А кубковый успех имел лично для вас или кого-то из ваших партнеров по «Металлисту» какое-то дальнейшее позитивное продолжение?
— Карьеру мы продолжили все (смеется). Я лично затем еще какое-то время отыграл в «Металлисте», а после перешел в киевское «Динамо». Но этот переход никак не был связан с победой «Металлиста» в Кубке Советского Союза. В Киев меня приглашали еще в 1984-м в разгар чемпионата Европы, но тогда я отказался. Почему? В «Металлисте» в 19-летнем возрасте меня все устраивало, я имел возможность расти и прогрессировать рядом с таким классным вратарем, как Юрий Сивуха. А в «Динамо» я бы сразу оказался в «дубле» с непонятными дальнейшими перспективами, ведь в «основе» тогда блистал Виктор Чанов, и хороших дублеров под ним хватало.
— На днях в Харькове в честь 25-летия победы команды в Кубке СССР был сыгран матч ветеранов «Металлиста» и «Торпедо», в котором слобожане снова победили. А если представить себе поединок «Металлиста»-1988 против «Металлиста»-2013, чем бы, по-вашему, могла завершиться эта игра?
— Нынешний состав команды однозначно более классный по сравнению с составом образца 1988 года. Особый шарм нынешнему придают бразильцы и аргентинцы. Рядом с ними совершенно по-иному проявить себя пытаются отечественные исполнители. Как мы говорили, в свое время мы не смогли одолеть «Роду» только из-за неверия в собственные силы, а латиноамериканцам из нынешнего «Металлиста» совершенно все равно кому противостоять. Они просто выходят на поле и играют. Они — футболисты от природы, и никаких авторитетов не признают. Мы же, украинцы, особенно люди моего поколения, постоянно в себе сомневаемся.
— Тем не менее мы имеем парадоксальную ситуацию: вы 25 лет назад сумели выиграть Кубок страны, а нынешнее поколение футболистов «Металлиста» сделать это не может...
— Я не думаю, что на этом стоит заострять внимание. «Металлист» шесть лет подряд был бронзовым призером чемпионата страны, не так давно стал вице-чемпионом Украины и получил шанс пробиться в основную сетку Лиги чемпионов. Это весомые достижения, и они, как и наша победа в Кубке СССР, занимают достойное место в истории клуба. А что до триумфа в Кубке Украины, то я не сомневаюсь в том, что он у «Металлиста» обязательно будет. Тем более если учесть, что в клуб пришел новый амбициозный президент, который ставит перед собой и командой только максимальные задачи.
P.S. В матче ветеранов «Металлиста» и московского «Торпедо», состоявшемся на харьковском стадионе «Металлист» 23 июня, хозяева победили — 3:1. Голы на счету Ралюченко, Аджоева и Чуйченко у металлистов и Ширинбекова у гостей.