"Футбольная биография Виктора Сусло"
Книга "100 лет Харьковскому футболу". Юрий Иванович Грот
Витя Сусло пришел на стадион ХТЗ «записываться на футбол», потому что среди его сверстников это было модно. Тренер, которым оказался Аркадий Панов, выстроил новобранцев на запасном поле, дал несколько тестовых упражнений и перед некоторыми сразу развел руки: «нам вы, ребята, не подойдете».
А Витю, хотя он и был одним из самых низкорослых, Аркадий оставил. Надо было быть Пановым, чтобы в этом неприметном мальчугане с горящими глазами и неплохой скоростью распознать будущее дарование. И тот, обрадованный, с первого же дня настолько старательно относился к каждой тренировке, игре, что не заметить его, не выделить, уже через пару-другую месяцев было невозможно. «Вербовщики» из школы - интерната спортивного профиля, приехавшие в ДЮСШ-7, долго не раздумывали: назначили день и время на стадионе «Динамо» для более детального просмотра. А поскольку и там у паренька все получалось лучше, чем у других, закрыли глаза на его рост: приноси документы, будем работать.
Евгений Киселев, в класс которого он попал, «светилом» в футболе не был. И громкие имена выпускников за ним еще не стояли. Но он был педагогом «от Бога», дело свое и мальчишек из класса безумно любил. Заразить, увлечь учеников по-настоящему способны как раз такие наставники. Витя под его началом пробыл. правда, недолго, потому что в интернате решили открыть хоккейное отделение и Киселева, знакомого и с ледовыми баталиями, перебросили туда. Сусло, вместе с Юрой Махиней и другими ребятами 1961 года рождения, теперь вел Юрий Несмиян, который в отличие от Киселева имел за плечами солидный игровой опыт. Объективно лучше знал он и технику, тактику футбола, те прикладные нюансы игры, которые для зрителей остаются обычно за кадром. Мальчишки его класса очень скоро оценили высокую специальную эрудицию своего учителя, его увлеченность. Несмиян, разумеется, отлично видел потенциальные возможности каждого, но даже лучшим не пел дифирамбы ни на тренировках, пи на играх. Зато после одного из юношеских турниров Витю вдруг по рекомендации тренера пригласили на тренировочный выезд на юг сборной УССР его возраста. Наверное, именно там, в кругу почти равных по силам сверстников, где «выкладываться» уже приходилось по-настоящему, сделал он первый шаг в серьезный футбол.
Всех ребят, выходивших на орбиту сборных, селекционеры киевского «Динамо» держали на карандаше и на всякий случай, даже когда в этом не было особой нужды, выдергивали к себе в дубль, где действовали суровые законы волчьей стаи — пробивались только сильнейшие. Витя богатырем не был. Но со временем пробился, не растворился в динамовской «кухне», как многие, сохранил свою индивидуальность. На ту пору он, 18-летний, успел, правда, закончить учебу в спортинтернате, стал студентом института физкультуры и в дубле «Металлиста» был далеко не последней фигурой. «Смотрел» ли его в «Динамо» Лобановский? Может быть. Но Сусло и не думали подпускать к основному составу, сделав чуть ли не штатным резервистом. Только после настойчивых просьб и требований из Харькова Витю, когда сезон 1981-го уже начался, «со скрипом» отпустили домой. В игру пришлось вступать, что называется, «с колес», сыграв 24 апреля в Душанбе за «Металлист» свой первый матч против «Памира». С тех нор если и брал он себе «выходные», то вызвано это было либо травмами, либо «желтыми карточками». В первой лиге Сусло успел сыграть в том сезоне 32 игры, забив в них 4 мяча, хотя и значился защитником. Был у него, правда, и еще один затяжной перерыв в стаже, когда в 1985 году находить ему замену в «основе» Евгению Филипповичу приходилось с головной болью. Таких же надежных, отдававшихся игре целиком, у тренера было попальцам пересчитать. Но что делать, если по каким-то армейским законам Сусло, имевший за плечами как игрок «Динамо» двухлетнюю службу во Внутренних войсках, вынужден был отслужить еще и год в армии. Ускоренный «курс молодого бойца», чтобы соблюсти все формальности, он прошел, но потом надел форму киевского СКА и добросовестно — по-иному Витя просто не умеет — отыграл в его составе целый сезон. Домой попал только в марте 1986 года прямо к матчу со «Спартаком». Да так рвался в бой, что сразу же был «награжден» «желтой карточкой». Тут-то для него и началось главное. Победный гол в игре с «Зенитом», сотая встреча в лиге, серия из 19 игр подряд без замен в сезоне 1987 года, которую прервала только досадная травма. В «кубковом» 1988-м он все бы, кажется, отдал, чтобы выйти в составе на финальный матч с «Торпедо». Но разве он мог знать, что буквально накануне захромает в матче с «Локомотивом» и врачи решат, что рисковать ногой не стоит.
В 1989 году, когда вместо Лемешко во главе команды стал тот самый Леня Ткаченко, с которым Витя когда-то рядом играл в полузащите, Сусло как «старослужащего» команда избрала своим капитаном. Он и на самом деле был уже умней, рассудительней, дипломатичней, но в то же время и требовательней своих партнеров. И, скажем, подсказать что-то ценное в игре «индивидуалисту» Тарасову умел только он. Но Юра в следующем сезоне решил «завязывать», а за ним такие же заботы навалились и на Сусло. Тем более, что свою программу-максимум — 200 матчей — он выполнил тютелька в тютельку.
Тренерскую практику в «Металлисте» с увольнением Л.Ткаченко пришлось прекратить. Не столько в погоне за модой, сколько в поисках хоть какого-то заработка друзья помогли Вите в том же 1991 году подписать контракт с польским клубом ЛКС «Иглопуль» из Дембицы из высшей лиги. Отыграл 3 игры, но зрителей на матчи аутсайдеров собиралось совсем мало, зарплату «контрактникам» не платили. Уехал в хорошо выступавшую в первой лиге полтавскую «Ворсклу», где «отпахал» за сезон 1992-1993 годов 27 матчей, а завершил в 1994-м карьеру 33-летним, но все же в высшей лиге — в «Темпе» из Шепетовки.
Время, конечно, было не самое подходящее для перемен в биографии — в стране безвластие, о том, как продолжить карьеру, надо было беспокоиться самому, но о том, чтобы уйти в судейский корпус, Витя задумывался давно. Когда он вспоминал о множестве незаслуженных наказаний от арбитров, невольно хотелось внести в непростой процесс управления футбольным поединком свежую струю справедливости. Начинал, естественно, в скромной роли судьи на линии в областном чемпионате, мужал, набирался опыта. Заслужил авторитет не только в границах области. В высшей лиге нареканий к его судейству практически не было.