Харьковский «Металлист» - один из самых пессимистичных ньюсмейкеров зимы в украинском футболе. Спецкор XSPORT.ua продолжает рассказ о ситуации с клубом и о том, как ее воспринимают в одном из самых футбольных городов Украины.
Ситуация в «Металлисте» резко ухудшилась летом 2014 года. Слухи о задержках зарплаты превратились в подтвержденную информацию, на этой почве участились конфликты между игроками и топ-менеджментом клуба. Из «Металлиста» ушли Марлос, Гомес, Диего Соуза, Бланко. Ранее отданные в аренду Кристальдо, Соса и Виллиан подписали полноценные контракты с новыми клубами. Основной состав «Металлиста» изменился до неузнаваемости – число легионеров сократилось вдвое. Вряд ли именно так болельщики представляли себе «украинизацию», о необходимости которой много говорили еще при Ярославском.
Даже рядовым харьковчанам, не посвященным в финансовые отчеты клуба, стало понятно: без хорошего усиления «Металлист» не продержится на плаву. А усиления так и не последовало. Были подписаны контракты с Кулаковым, Болбатом и Кобиным, но в то, что они смогут адекватно заменить аргентинцев, не верили ни вышеупомянутые оптимисты, ни пессимисты.
Пессимисты уже в это время начали активно пользоваться фразой «такую команду развалили», которая за последние полгода стала чуть ли не девизом Харькова. Да, футбол во всей стране отошел на второй план, но людям все равно было больно смотреть на то, что всего за год «Металлист» превратился в середняка УПЛ и показывал такую игру, которую обычно видели в Харькове в исполнении гостей, а никак не хозяев.
С каждым туром осенней части сезона 2014/2015 в лагере пессимистов прибывало и прибывало, а посещаемость на ОСК «Металлист», соответственно, падала и падала. В Лиге Европы «Металлисту» не разрешили играть в Харькове, но вряд ли на матчи желто-синих на ОСК пришло намного больше людей, чем на «Арене-Львов».
Футбольный город постепенно стал забывать о футболе, причем делалось это умышленно, с приложением огромных усилий. Сложно перестать смотреть матчи каждый четверг и воскресенье, сложно не открывать любимые сайты в закладках, но некоторые - самые отчаявшиеся - харьковчане пошли именно таким путем, чтобы не тратить время и нервы на созерцание «нового «Металлиста». Основная масса болельщиков все же следила за выступлениями желто-синих в Интернете или по ТВ, пусть и перестав ходить на матчи. Правда, высказывание «такую команду развалили» они тоже использовали практически каждую неделю.
А что же с «оптимистами»? Их число за год сократилось в десятки раз, но все же они остались. И основой этого лагеря остаются ультрас харьковского клуба. Посещаемость на ОСК уменьшилась в три-четыре раза, но два сектора на Северной и Южной трибунах за последние годы почти не изменили свой облик. Причина предельно проста: здесь болеют не за игроков, тренера или президента – здесь болеют за клуб и город, за цвета и форму. Пока «Металлист» называется «Металлистом» и представляет город Харьков – он остается той же гордостью для этих ребят, которой он был семь или пять лет назад.
Интересный парадокс: фанаты (или ультрас) всегда поддерживают клуб, приходя на матчи вне зависимости от результатов. Но если они никак не реагируют на поражения, то подвержены ли они эффекту от побед? Ответ – практически нет, и в этом вся суть фанатского движения, которая отлично видна именно на примере «Металлиста».
Да, конечно, три домашние победы над «Днепром» и «Динамо» в 2013 году – это лучшие дни в жизни для каждого, кто побывал тогда на стадионе, в том числе и для ультрас. Но в целом фанаты Северной и Южной трибун ОСК наименее подвержены «глорихантерству». Достаточно вспомнить лучшие годы «Металлиста». Значительная часть обычных болельщиков, так называемых «кузьмичей», ходила на стадион и смотрела на игру команды как на шоу - походы на стадион по выходным стали в городе модными.
Однако ультрас в те времена никакой эйфории не испытывали: с помощью баннеров они постоянно показывали недовольство засильем легионеров в команде и требовали от Маркевича украинизации. Периодически проводили воспитательные беседы с игроками после поражений, а если кто-то из латиноамериканцев после невыразительной игры бросал фанатам в подарок свою футболку – сувенир улетал назад на беговые дорожки вместе с требованием биться за команду или уезжать домой в Аргентину. Так случилось, к примеру, в Луцке с Кристальдо, когда «Металлист» в июле 2012 года уступил «Волыни»
Самые требовательные и самые верные. Харьковские ультрас болеют "за идею"
Поэтому девиз «такую команду развалили» на фанатские сектора ОСК вряд ли когда-нибудь распространится. Здесь точно так же ненавидят Курченко и руководство клуба, но здесь не любят ныть и жаловаться. Ультрас болеют не за игроков или красивую игру в исполнении своей команды, а за клуб в целом – его имя, честь и историю, которая по-прежнему пишется. В матче с «Динамо», к примеру, в составе «Металлиста» из числа уже заигранных в чемпионате были только Осман, Ткачук и Барилко, но перестал ли «Металлист» быть «Металлистом»? Для ранее обозначенных «пессимистов» – да, для этих ребят – нет. В этом и заключается разница.
Так или иначе, хоронить «Металлист» еще рано. Понятно, что с таким составом Харьков в ближайший год-два вряд ли снова увидит еврокубки, но история на этом не заканчивается. В городе по-прежнему верят, что на смену Курченко придет новый владелец, который приведет с собой новый топ-менеджмент и восстановит славную команду, а воссоединение оптимистов и пессимистов в таком случае станет лишь вопросом времени.
http://xsport.ua/football_s/news/takuyu-...ii_136569/