Автор Олег Барков
Возвращение Александра Ярославского в большой футбол и возрождение «Металлиста» – тема номер один в Харькове на сегодня. Болельщики с воодушевлением восприняли такую новость. Разбираемся, что происходит сейчас в Харькове и причем тут политика.
Заявление Ярославского: что это было
В конце февраля Александр Ярославский объявил о желании вернуться в футбол. Бывший владелец «Металлиста» направил письмо и.о. мэра Харькова Игорю Терехову, а также руководству области с призывом возродить истинный «Металлист».
Ответ Терехова был незамедлительным. Очевидно, что он уже лежал готовым на полке.
«Харьков возвращает себе «Металлист». Договорились с Александром Ярославским вместе возродить легендарную команду, которая в свое время дошла до второй ступени чемпионата», – написал у себя в телеграме Терехов.
Для Харькова эта новость – событие. Ни «Металл», ни «Металлист-1925» никогда не смогут заменить харьковчанам тот легендарный «Металлист», который своими руками кропотливо создавал Ярославский все семь лет своего правления, и который угробил Сергей Курченко. Безусловно, все, кто знают Александра Владленовича, в один голос говорят об искренности его слов. Он действительно хочет вернуть тот «Металлист».
Но есть ли в этих заявлениях политический подтекст? Причем тут Терехов, ушедший из жизни Кернес и выборы?
Почему Ярославский продал «Металлист» и причем тут Кернес
В декабре 2012-го Ярославского вынудили продать «Металлист». Покупателем стал Сергей Курченко, близкий друг сына Виктора Януковича. В сделку вошло все, что связано с футбольным клубом – часть прав на владение ОСК «Металлист», тренировочная база, футбольная академия и контракты футболистов. Forbes оценил сделку в более чем $130 млн.
Ярославский объяснял причины продажи довольно однозначно: «Непонятные претензии городской власти ко мне как к инвестору и, как следствие, беспрецедентное психологическое давление, которое оказывается на команду и коллектив».
Мэром Харькова на протяжении двух лет к тому периоду был Геннадий Кернес. Они дружили с Ярославским, но в 2012-м году обоюдные претензии настолько накопились, что вылились в публичную плоскость.
«Это же харьковская команда. И мэр харьковский. Я не слышу ни мэра Львова, ни Донецка. ни Днепропетровска, ни Киева. Почему-то вся Украина слышит мэра Харькова? Скажите, что это за поп-звезда такая? Может, пора ему уши надрать? Команда играет, выступает в еврокубках, все прекрасно и хорошо. Так нет, какое-то непонятное существо влазит и начинает колотить всю страну. Клуб играет на стадионе. Если завтра клуб уйдет, стадион просто превратится в руины. Перед Евро я не видел ни Кернеса, ни кого-то еще из власти на объектах строительства. А тут все ожили», – говорил Ярославский накануне продажи «Металлиста».
Кернес после продажи Ярославским «Металлиста» говорил о нем следующее: «Продав клуб, Ярославский в очередной раз доказал, что единственное, что у него «навсегда» – это деньги, желание заработать. Они, а не «Металлист», его сердце и душа».
Но не клуб стал причиной их ссоры. Еще в 2010-м, перед выборами городского головы Харькова, Ярославский публично атаковал Кернеса. А спустя два года, на выборах в Верховную раду, Кернес обиделся на друга, что тот поддержал не мажоритарщика от Партии регионов, а своего близкого товарища Василия Салыгина. Кроме того, Кернес конфликтовал с Алексеем Ярославским, братом Александра. И в этом конфликте братья были в одной лодке.
В последствии конфликт перерос в горячую фазу, Ярославскому все труднее было вести бизнес, и он избавлялся от активов. «Янукович создал такую обстановку в стране, что правильнее было избавляться от бизнеса», – говорил потом экс-владелец «Металлиста».
Кто и когда помирил Ярославского с Кернесом
Более семи лет Ярославский и Кернес не разговаривали, а бизнесмен даже не жил в Харькове. Но неожиданно старые друзья зарыли топор войны и вместе отпраздновали начало 2020 года, на вечеринке, организованной в гостинице Ярославского Kharkiv Palace.
«Мы с другом нашли общий язык, и сегодня мы вместе. Мы не виделись семь лет, семь лет не разговаривали. Мы набрались ума, опыта. Это позволило нам сегодня быть вместе», – заявил Ярославский.
Человеком, который помирил двух влиятельных харьковчан, стал бизнесмен Павел Фукс. Еще в начале декабря 2019-го года он, произнося тост на 60-летии Ярославского, передал ему привет от Кернеса и сообщил, что мэр хочет вручить Александру звание почетного харьковчанина.
«Я прилагал максимум усилий к тому, чтобы они помирились, – говорил и.о городского головы Харькова Игорь Терехов. – Я очень много раз разговаривал с Геннадием Адольфовичем о том, что надо с Александром помириться, что нам нечего делить, не нужно враждовать. Но, на самом деле, примирил их Павел Фукс».
Сам Кернес говорил о том, что они с Ярославским могут друг другу помочь. Только не уточнил, какой будет обоюдная помощь.
«У нас не было войны, были расхождения в наших взглядах. Он тоже бойкий человек, мы нашли в себе силы и примирились, как говорится, помирились и уже разговаривали. Думаю, наша многолетняя дружба, которая была еще 40 лет назад, вернулась в новом ключе и новых красках. Мы — состоявшиеся люди и можем друг другу помочь», — сказал Кернес.
Уже тогда, в конце 2019-го, политологи говорили, что перемирие между Ярославским и Кернесом – ситуативное решение. Бизнесмену интересны многие проекты в родном городе, и в первую очередь технопарк «Экополис ХТЗ». Кернесу было важно заручиться поддержкой влиятельного бизнесмена перед местными выборами.
«Возможно, перед выборами Кернес хочет сделать коллекцию имиджевых проектов и с помощью Ярославского возродить «Металлист», поскольку последний не один раз сам подымал этот вопрос», — говорил политолог Антон Авксентьев еще в 2019-м году.
Кто такой Игорь Терехов и зачем он Ярославскому
Но в сентябре прошлого года Геннадий Кернес подхватил коронавирус, и несмотря на лечение в клинике «Шарите», не сумел справиться с болезнью. Временно исполняющим обязанности городского головы стал Игорь Терехов – человек из команды Кернеса и его правая рука.
Терехов политик локального масштаба, всю жизнь работал в Харькове. Но при этом находился в близком кругу Кернеса, сдружился с Павлом Фуксом, а еще у него хорошие отношения с Арсеном Аваковым. Смерть Кернеса застала его в кресле секретаря мэрии, и теперь он – один из главных кандидатов на внеочередных выборах мэра Харькова, которые состоятся осенью 2021 года.
По последнему соцопросу, который проводил Украинский социологический стандарт и который был опубликован 23 февраля (в день заявления Ярославского), Терехов набирает 24,8% (среди тех, кто определился с выбором), а его главный конкурент Михаил Добкин – 34,7%. Цифры по второму туру у кандидатов примерно равные, все решат детали.
Отрыв в десять процентов как-то нужно нивелировать, и время у Терехова пока есть. Заявление Ярославского о желании возродить «Металлист» и предложении городским властям поспособствовать этому выгодно, в первую очередь, Игорю. Возможно, поэтому бизнесмен подчеркивает, что необходимо объединить всю собственность «Металлиста» в руках города и все время повторяет фамилию Терехова.
«Мне бы хотелось, чтобы вся собственность «Металлиста» была в одних руках. Сегодня непонятно: оно в облсовете или обладминистрации. Хочу, чтобы кто-то один руководил этим процессом. Я выбирать не могу, но мне бы хотелось, чтобы этим занялся Игорь Терехов, чтобы это все перешло городу. Земля под полями академии принадлежит городу. Хочу, чтобы все это собралось в одном месте, чтобы я имел отношения с одним человеком, который взялся бы поддержать это», – сказал Ярославский.
Слово Ярославского ценят в Харькове, а его авторитет не поддается сомнению. Только представьте, как вырастет рейтинг Игоря Терехова просто от упоминания его рядом с возрождением «Металлиста». А уж если он приложит руку к реальным шагам по возвращению футбольных активов, то сделает весомый вклад в свою победу на выборах мэра. Ситуация win-win для обоих участников: Терехов получает мэрское кресло, Ярославский сохраняет хорошие отношения с командой Кернеса и получает карт-бланш на развитие собственных проектов в городе.
«Насколько я знаю, то для того, чтобы закрыть долги старого «Металлиста» необходимо 50-60 млн. долларов. Если деньги будут, то все реально. Город может помогать развитию спорта, но не выделять на это деньги», – говорит Tribuna.com член Харьковского антикоррупционного центра Павел Новик.
Кстати, сам Терехов футбол – футбольный человек. В свое время был футбольным арбитром и работал на линии даже в матчах высшей лиги чемпионата Украины.
Какова роль Стороженко
Александр Ярославский не совсем позитивно отзывался о «Металлисте-1925», созданном его давним соратником Михаилом Стороженко. Их дружба началась еще в 1994 году, и роль Стороженко в создании того успешного «Металлиста» тоже была значительной.
Сам Ярославский не раз говорил в уничижительной форме о «Металлисте-1925». Вспомните хотя бы его фразу о «металлистических суррогатах».
«Неуважительное отношение Ярославского к «Металлисту-1925» слышать неприятно. В то время было создано многое, чтобы в Харькове был хотя бы какой-то футбол. Много сил было отдано, многие футбольные люди там работали – Сивуха, Горяинов, Валяев и многие другие. Все они не чужие люди тому «Металлисту», – рассказал Tribuna.com ведущий программы «Мова футболу» Кирилл Лукаш.
Даже в том самом письме Терехову все написано в такой форме, что как будто в Харькове вообще нет никакого футбола. Да и сам Ярославский это подчеркивал.
«То, что «Металлист-1925» вернул харьковчанам футбол, интерес к спорту, интерес к посещению стадиона – только глупец может оспаривать», – говорил Стороженко.
Но Ярославский утверждает – возвращение «Металлиста» будет происходить на основе «Металла», владельцем которого является его давний соратник Евгений Красников. И об объединении с «Металлистом-1925» речь, похоже, не ведется. Смогут ли в таком случае конкурировать в Харькове два клуба?
Активист Павел Новик считает, что людям важно иметь в Харькове один клуб, тогда не будет никаких вопросов: «И Ярославский, и Стороженко люди конъюнктурные. В зависимости от ситуации они могут мириться, их взгляды, наоборот, могут расходиться. Если при возвращении условного старого «Металлиста» произойдет объединение «Металлист-1925» и «Металла», то люди с большей вероятностью поверят, что это старый клуб. Если клубов в Харькове будет минимум два, то сомнения будут всегда».
***
Так все же, если отбросить в сторону юридические аспекты, насколько реальным выглядит возвращение «Металлиста»? Пока нет никаких конкретных шагов, все слова Ярославского так или иначе проецируются на выборы и связываются с поддержкой Терехова в предвыборной кампании.
«Пока «Металл» будет пробиваться в Премьер-лигу, как раз будет время решить все инфраструктурные вопросы и долговые обязательства. И уже красиво «Металл» войдет в УПЛ как «Металлист». Но насколько я знаю, тот «Металлист» вычеркнут из реестра УЕФА, а это означает, что клуб должен начать свой путь с аматорской лиги. Но у нас в Украине может быть что угодно», – справедливо замечает Кирилл Лукаш.
Фото: UA-Football, bykvu.com, city.kharkov.ua, Instagram Геннадия Кернеса; УНИАН/Вячеслав Ратынский