«Свои дни рождения и юбилеи он любил отмечать на киностудии. Да и будни свои Леонид проводил на Довженко. Часто сидел у нас в редакторской комнате, пил вместе с нами чай с пончиками и рассказывал смешные истории, а мы хохотали», — рассказала нам редактор картины «В бой идут одни «старики» Эмилия Косинчук.
«Было время, когда Быков не мог позволить себе купить даже пачку сигарет, и никто даже не пытался ему помочь», — сказал нам актер Леонид Марченко (роль Пети Савчука из «Стариков»). — Все изменилось после того, как на экраны вышла картина про «поющую эскадрилью». Разве можно забыть нашу поездку с Леонидом Федоровичем и его дочкой Марьяной на птичий рынок на Лукьяновке? Хотели купить канарейку. Быков очень любил этих птиц. Что тут началось... Народ узнал его, бросил свои прилавки и ринулся к нему навстречу. Кто с газетой, кто с бумагой — наперебой пытались получить автограф. Он всем написал: «Будем жить!» Потом Быкову всем базаром помогали выбрать канарейку. Это показывает, что он был действительно народным человеком. Отнюдь не по регалиям».
Попасть в съемочную группу к Быкову мечтал даже техперсонал: «Он приходил на работу в 8 утра, у него все было спланировано, так что никаких недоразумений просто быть не могло. Он никогда ни на кого не кричал и вообще очень любил тишину. А еще не экономил, особенно на зарплатах сотрудникам. Быков не допускал панибратства и кокетства, но тех, с кем сдруживался, мог взять на рыбалку».
«На просмотр к Быкову привозили много молодых актеров из Щукинского училища, но он все кандидатуры отклонил, — вспоминает его ассистент Вера Комиссаренко. — Якобы на съемках первой картины Быкова «Как веревочка ни вьется» (1961 г.) задействовали московских актеров, и на площадке была нездоровая обстановка. Была и забавная история. Я предлагала Быкову пригласить на пробы актрису Галину Логинову — маму знаменитой Милы Йовович. На тот момент она числилась в штате киностудии им. Довженко. Но Быков отказался».
«Летные сцены мы снимали на аэродромах — на киевской «Чайке» и под Черниговом, — говорит Александр Шеремет, ассистент художника. — Спортивные самолеты ЯК-18 ПМ выкрасили в белый цвет и нанесли тональный камуфляж. После съемок они какое-то время стояли на натурной площадке киностудии — в районе бывших Оболонских конюшен. Теперь там частная территория. И села под Черниговом, где снимали фильм в июне, уже нет. Там построили мост, а в фильме там были заливные луга. Декораций тоже нет – в советское время их разбирали, а реквизит – кружки, чайники, форму – брали со склада киностудии и возвращали.
Атмосфера на площадке была очень дружественной. Быков никогда не повышал голоса, никого не выгонял, и на съемку мы все буквально бежали. Увы, многих уже нет... О трагической жизни Сергея Подгорного я не знал до его смерти. Иногда слава портит людей... После выхода фильма стали частыми творческие встречи, где многие хотели не только пожать руку любимому актеру, но и выпить с ним. У Рустама Сагдуллаева («Ромео») тоже была «звездная» роль, но он смог устоять. Сейчас живет и работает в Узбекистане. Вместе с Алимом Федоринским (Алябьев) хотел снять продолжение под названием «И снова в бой идут одни старики». Но из-за финансирования дело остановилось. Да и ненужная это затея!
Кстати, сперва фильм собирались зачислить в третью категорию (для показа только в УССР). Но когда картина начала шествовать с триумфом по стране, ей присвоили «высшую». А еще финал фильма состоит из двух частей. Когда пробы проходил Подгорный, Леонид Федорович захотел, чтобы он сыграл в эпизоде с Алексеем Смирновым (роль Макарыча), когда они сидят на могиле летчиц. И если обратить внимание, по памятникам видно, что они отличаются друг от друга. И часть этой сцены состоит из проб фильма. На худсовете киностудии, когда утверждали эту сцену, многие прослезились».
Регистрация на форуме по ссылке.
|