Маяковский любил приезжать в Харьков. Так считает исследователь творчества поэта харьковчанин Олег Петренко. Вместе с ним в заснеженном Харькове корреспонденту «ВХ» удалось отыскать места, где 90 лет (в оригинале 85 лет - совпало )))) назад жил, выступал, гулял и встречался с друзьями поэт революции.
Дуэль на бильярде
Ровно 90 лет назад, 14 января 1924 г., Владимир Маяковский читал в Оперном театре (нынешняя филармония на Рымарской, 21) доклад «Про Леф (левый фронт искусств. — Прим. авт.), белый Париж, серый Берлин, красную Москву». А на следующий день сразился на бильярдной дуэли с харьковскими творцами в Доме писателей на ул. Каплуновской (ныне ул. Краснознаменная, 4).
Олег Петренко рассказывает о «бильярдной истории», произошедшей в Доме писателей на Каплуновской
— В доме писателей в подвале стоял бильярдный стол, — рассказывает Олег Петренко. — Маяковский считался виртуозом этой игры. Но молодой поэт Йогансон дерзнул сыграть с ним в «американку». Проигравший должен был проползти по-пластунски и прокукарекать. И случилось непредвиденное. Маяковский проиграл! Но он не стал лезть под столом на глазах у всех, а предложил взамен рекламу-импровизацию харьковского пива в стихах. Об этом случае упоминает свидетель той истории — харьковский писатель Юрий Смолич.
Репин не смог написать поэта
Это был третий приезд поэта в наш город. Впервые же Маяковский побывал здесь 14 декабря 1913-го вместе с кубофутуристами — Давидом Бурлюком и Василием Каменским. Тогда еще юные поэты выступали в общественной библиотеке, об этом памятном событии теперь у входа в библиотеку им. Короленко напоминает мемориальная доска.
Ниспадающие густые пряди темных волос, скрывающие упрямый и проницательный взгляд — таким Маяковского впервые увидели харьковчане. И таким описал его Корней Чуковский, который вспоминал, как сразу после поездки в Харьков Маяковский явился к Илье Репину. Художник был очарован «вдохновенными волосами» Маяковского и уже к следующей встрече подготовил холст и краски. Каково же было разочарование Репина, когда он встретил Маяковского абсолютно бритым. «Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы… Какая жалость!...», — заявил тогда Репин.
Харьков тоже был очарован тогда еще юным Владимиром Владимировичем. Особенно харьковчанки. В 1913-м его сердце было «полузанято» Элей, женой Луи Арагона (позже она прославится как Эльза Триоле, французская писательница). Вчетвером — с Арагоном, Эльзой и ее сестрой Лилей Брик Маяковский прибудет в Харьков, чтобы увидеть завершение строительства чуда конструктивизма — здания Госпрома. Но это уже в 1928 году, как пишет наш современник Николай Чехунов в книге «Госпром. Время. Судьба».
Поэму «Хорошо» опробовал в Харькове
Лиля Брик бывала в Харькове еще и в 1927 г. Она проездом возвращалась с Кавказа с очередным возлюбленным, хотя между ней и Маяковским уже были отношения. Поэт как раз выступал в Летнем театре Профсада (между ул. Рымарской и Университетским садом (ныне сад им. Шевченко).
— В книге «Маяковский в Харькове» Григорий Гельфандбейн рассказывает, что Маяковский тревожился, будут ли слушатели в разгар лета, в сезон отпусков. Поэтому предложил поэту Семену Кирсанову выступать вместе. Но желающих послушать поэтов оказалось предостаточно, — говорит Олег Петренко.
Тогда же влюбленный Маяковский уговорил Лилю сойти с поезда и остаться на денек в Харькове. В мемуарах Лиля вспоминала, что Маяковский той ночью в гостинице читал ей отрывки из еще незавершенной поэмы «Хорошо!».
Владимир Маяковский и Лиля Брик
Из харьковских адресов Маяковского можно выделить и Героический театр на пересечении ул. Мещанской (ныне Гражданская) с набережной, где в 1921 г. харьковские режиссеры поставили «Мистерию Буфф». Первоначально театр назывался Малым (он же — вилла Жаткина), его сцена помнит и Мейерхольда, и Комиссаржевскую. Здание по Харьковской набережной, 5 превратилось в руины во время Великой Отечественной.
Героический театр тех лет
Маяковского приглашали не только на официальные вечера, но и его харьковские друзья. Известно, что один из таких импровизированных вечеров прошел в доме по ул. Старомосковской (нынешний пр. Московский), где жил эсер Карелин. Правда, поэт совершил этот визит неохотно. Делясь впечатлениями в письме к Лиле Брик, он упомянул лишь о хозяйской кошке: «Она с удовольствием подавала мне лапку, признавая своим».
Выступал даже с больным горлом
Последний раз Маяковский был в Харькове 14-15 января 1929 г. (
забавно, но тут ровно 85 лет)))Тогда поэта встретили заснеженные улицы и стужа. В гостинице «Красная» по адресу пл. Тевелева, 31 (пл. Конституции, 20) его застал один из писателей.
Здесь была гостиница «Красная», где останавливался Маяковский
— Выступая два дня подряд в Драматическом театре (театр им. Шевченко) и Клубе чекистов (сейчас ДК милиции по ул. Совнаркомовской, 13), где он читал отрывки из поэмы «Клоп», Маяковский перетрудил голосовые связки, — рассказывает Олег Петренко. — Гельфандбейн упоминает, что когда один из писателей пришел в гостиничный номер, Маяковский разговаривал по телефону с харьковским врачом, настоятельно рекомендовавшим поэту в ближайшее время не выступать. Поэт часто болел и беспокоился о своих связках, но как человек крайне обязательный не мог отменить выступление перед студентами в Оперном театре.
ДК милиции по ул. Совнаркомовской, 13
Однако Олег Петренко обнаружил еще один харьковский адрес, о котором не упоминал в книге Гельфандбейн.
— В ноябре 1926 года Маяковский приезжал в Центральный партийный клуб, располагавшийся в том же здании, что и Оперный театр, по приглашению заведующего клубом Яна Пуппы. Не исключено, что после выступления завклубом мог пригласить Маяковского к себе домой, ведь он жил рядом — по ул. Сумской, 46, кв. 6, — делится своими исследовательскими находками Олег Петренко. — А вообще, он приезжал в Харьков по меньшей мере тринадцать раз.
Харьковские байки
Одна из расхожих баек повествует: однажды возвращаясь в гостиницу со всеукраинского фото-киноуправления (что на ул. Гоголя), Маяковский зашел в ресторана «Люкс» (в начале ул. Сумской). Хозяйка Мария Ивановна, известная в харьковских кругах, спросила: «Вам што, Владимир Владимирович?» — «Не што, а што пятьдесят», — ответил словосочинитель.
отсюда
П.С. А для меня эта новость началась с этого стишка:
"Где вороны вились,
над падалью каркав,
в полотна железных дорог забинтованный
столицей гудит
украинский Харьков,
живой, трудовой, железобетонный.."
Маяковский