Крым, Россия, Христос воскрес В Москве отметили годовщину присоединения полуострова. Репортаж Ильи Азара
21:59, 18 марта 2015
В Москве в первую годовщину присоединения Крыма и Севастополя к Российской Федерации прошел митинг-концерт на Васильевском спуске. По данным полиции, в разгар рабочего дня к Кремлю пришли 110 тысяч человек. Практически каждый выступавший со сцены подчеркивал значимость нового праздника для России и отмечал заслуги президента Владимира Путина в том, что в Крыму не случилось войны, как в Донбассе. Для собравшихся спели любимые артисты Путина и российского народа — Григорий Лепс и группа «Любэ», а сам президент произнес небольшую духоподъемную речь. Специальный корреспондент «Медузы» Илья Азар послушал пафосные речи политиков и пообщался со счастливыми посетителями митинга.
Кто слушал
За полтора часа до начала митинга у Гостиного двора четыре приятеля тихо и культурно пили водку с лимонадом, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания.
— Что отмечаете? — нарушил я их уединение.
— А вы как думаете? Кусок земли здоровый присоединили! Исконно русский, — весело откликнулись мужики.
— А негативные последствия вы видите? Санкции там… — продолжал я свои попытки испортить людям праздник.
— Санкции? Вот мой ответ! — рассмеялся один из мужиков и распахнул куртку, из-под которой показалась майка с двумя человечками, занимающимися сексом в позе «сзади», и текстом «Я **** ваши санкции».
— Вот и все, что мы можем сказать, — резюмировал другой. — У нас, наоборот, позитив!
— Так ведь в экономике проблемы, цены поднялись, — не сдавался я.
— А нам насрать! У нас как не было денег, так и нет! Мы рабочий класс, — ответил мужик в черной куртке с борсеткой, к которой были привязаны две «георгиевские ленточки».
— Мы в самой крутой стране в мире живем, все только молча завидуют нам, но ничего сделать не могут, — вступил третий приятель.
— А что крутого? — уточнил я.
— Она большая! — ответил один.
— Что всех нах*й посылает! — предложил другую версию его друг.
— И сейчас она поднялась с самых низов, раньше-то ее убивали, топтали. Она сейчас та-а-а-ак развиваться начала, вы же видите. Мы поставщики Европы на 100%.
— Вы про нефть и газ?
— Причем тут? Мы поставщики всей таблицы Менделеева! — с гордостью ответил мужчина.
Мужики признались, что пришли на митинг-концерт по зову души, хотя на работе им дали выходной. Вообще же, на любом массовом провластном мероприятии в России всегда много людей, которых настоятельно попросили прийти на службе или пообещали заплатить за участие в акции несколько сотен рублей. Таких было немало и в этот раз.
Однако, в отличие от обычного мероприятия «Единой России» или, скажем, праздничного шествия в День народного единства, большинство людей на Васильевском спуске были действительно счастливы совместить приятное с полезным — не сидеть в офисе в солнечный весенний день (митинг прошел в середине рабочего дня) и отпраздновать возвращение любимого Крыма в состав России.
Публика несколько отличалась от похожего шествия движения «Антимайдан», состоявшегося в Москве в годовщину победы «Евромайдана» 21 февраля 2015-го — было больше радостных и улыбающихся лиц. Плакаты, которые несли люди 18 марта, оказались в основном позитивными: «Крым и Севастополь — колыбель русского духа», «Крым — это святое», «Счастливы вместе» и так далее.
С подобными шаблонными плакатами, например, шли на митинг шестеро киргизов.
— Мы поддерживаем, конечно. И у нас гражданство России есть, — испуганно ответили они, когда я поинтересовался, почему их волнует судьба Севастополя.
— Вы не боитесь, что Путин и Киргизию когда-нибудь присоединит? — спросил я, но на провокационный вопрос они не ответили.
— А чем именно вы гордитесь? — поинтересовался я у прилично одетого мужчины с табличкой «Горжусь страной».
— У нас великая держава, была есть и останется ею. Никакие трудности нас не сломают, мы будем еще сильнее. Лишь бы не было войны. Мы за мир, чтобы все вопросы решались мирным путем, — ответил мужчина, который оказался учителем.
— Не думаете, что война в Донбассе началась как раз из-за Крыма?
— Нельзя говорить, что именно это однозначно привело. Все идет в комплексе. Россия выбрала из плохого и очень плохого варианта плохой, — ответил мне учитель.
Места для скептицизма или сомнений на Васильевском спуске в этот день не было. О плохом разговаривать никто не хотел.
— Скажите, вы когда сегодня шли — вы шли на обычный митинг, шествие или это все-таки праздник для вас в душе?! — как-то даже нараспев спрашивал юный корреспондент «Первого канала» группу солидных пожилых мужчин в шарфиках «Антимайдана».
— Конечно, праздник! Общенародный! Народ-то ликует! — ответил ему один из мужчин, представившийся полковником Советской армии Юрием Генераловым.
Полковник начал читать по бумажке стихотворение под названием «Ода Путину»:
— Мы были все в недоумении
Исконно русская земля
Как будто в другом измерении
Десятки лет нам не своя
Где справедливость, где предел
Но вдруг решилось все как надо
Вовремя встал ты у дел
Крым снова наш и все мы рады.
* * *
Васильевский спуск не cмог вместить всех пришедших, поэтому они стояли и на всем протяжении Большого Москворецкого моста, где в конце февраля был убит оппозиционный политик Борис Немцов. На парапете моста до сих пор лежат цветы, в день митинга их обнесли оградой, тут же выставили цепь полицейских.
Около места убийства Немцова в небе парил монструозных размеров шар с эмблемой движения «Антимайдан» — того, которое называло Немцова представителем «пятой колонны» и «организатором Майдана».
«Это единственное место, где можно собрать столько народа, хотя моральный аспект тут какой-то есть, согласен», — сказал один из учителей.
О том, что здесь убили Немцова, знали не все — на фоне цветов и плакатов «Борись» фотографировались девушки, а корреспондент «Звезды» выходил в прямой эфир.
— А вы знаете, что здесь произошло, почему тут столько цветов? — обратился я к девушке с большим флагом цветов «георгиевской ленточки» и нашивкой «Новороссии» на плече.
— Да знаю я! Вы уже задрали нас своим Немцовым, — огрызнулась девушка.
Кто — мы? — уточнил я осторожно.
— Либералы, кто ж еще!
— А как вы определили, что я либерал? — насторожился я.
— По лицу. Оно у вас, у либералов, вечно всем недовольное, — отрезала девушка и отвернулась.
Кто выступал
Перед началом митинга-концерта толпу развлекали фрагментами речи Путина годичной давности и записанными заранее видеообращениями. Например, поэт Иван Куприянов (он выступал со сцены на февральском марше «Антимайдана») прочитал стихотворение, заканчивавшееся так: «Без вариантов и сомнений без, противнику нечем крыть — Крым, Россия, Христос воскрес, и иначе не может быть».
Около пяти вечера на сцену вышли ведущие мероприятия — актер Дмитрий Харатьян и сопредседатель Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева.
«Сегодня большой праздник для всех, кто любит Россию. И для тех, кто любит историю и ее творит — для народа. Один Владимир нашу Русь крестил, другой вернул ей колыбель крещения», — заявил Харатьян.
Певцы в уровне пафоса не отставали от ораторов. «Это русский характер помогает нам верить, это русский характер нас ведет напролом. Нас нельзя победить, с нами Бог и Россия», — пел Александр Маршал.
Следом на сцену вышли сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта Александр Бречалов и контр-адмирал Черноморского флота Владимир Богдашин. Бречалов отметил, что «крымская весна стала символом возрождения русского мира». По его словам, президент Владимир Путин дал людям «надежду сохранить самих себя, достоинство и гордость», а «будущее русского мира зависит теперь от них».
Богдашин же не побоялся испортить праздник напоминанием о войне на востоке Украины, напомнив всем, что в Донбассе — «кровь, смерть, гибель детей, разрушенные дома и души», а в Крыму этого не было, благодаря руководителям России.
— Черноморский флот, — сказал Богдашин, — это форпост, который сдерживает натиск американских агрессоров и натовских наймитов, которые стремятся захватить Крым. Это гарант безопасности — такой же, как и президент России. Слава Путину!
Выступили перед собравшимися и все четыре руководителя парламентских фракций.
— В Крыму стояла почти 20-тысячная армия Украины, и ни один автомат, ни одна пушка не выстрелили. Если мы активно поддержим «Новороссию», то и там будет так же, — сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
— Крымчанам 23 года мешали слушать русскую музыку, заставляли изучать чужой язык, но теперь его оккупация закончилась, — сказал председатель ЛДПР Владимир Жириновский и призвал всех отдыхать только в Крыму.
— Кто-то из нас очень вежливый человек, кто-то нет, все мы разные здесь, но все мы любим Россию. Тот, кто санкциями хотел изменить курс России, получил не раскол общества, а единение, которого не было никогда, — отметил глава фракции «Единой России» в Думе Владимир Васильев.
— Прошлый год войдет в историю как год русской весны. Уступки и потери закончились. Наступила эра побед, эпоха собирания земель, — поддержал коллег глава «Справедливой России» Сергей Миронов.
Много говорили со сцены про козни американцев и про то, что санкциями Россию не сломить. «Свободу и достоинство на американскую еду и гаджеты мы не променяем», — кричал представитель «Антимайдана» и Уралвагонзавода Алексей Балыбердин (Обаму костерили и рядовые участники митинга, несшие плакаты: «Обама! О-ба-на! Крым — наш!», «Крым — наш! Не завидуй, Обама!»)
После того, как глава республики Крым Сергей Аксенов в очередной раз похвалил президента Путина, назвав его «мужественным, надежным, честным человеком», на сцене возник сам президент России (назло всем, кто обсуждал его недавнее исчезновение).
«Ур-р-а-а-а-а! Дождались!» — взорвалась радостными криками вся толпа, пожалуй, впервые за весь митинг — остальных ораторов поддерживали в основном только у самой сцены.
Речь Путина была краткой. Кроме дежурных фраз про Крым как источник русской духовности, Путин напомнил, что «украинцы и русские — это один народ» и пообещал сделать все, чтобы восстановить нормальные межгосударственные связи. Не забыв упомянуть и о необходимости избавления Украины от опасного и вредного «крайнего национализма».
«Мы будем укреплять нашу страну. И будем решать трудности, которые так легко создаем сами для себя в течение последнего времени», — сказал Путин и хитро улыбнулся (осталось неясным, имелись ли в виду западные санкции или что-то другое).
После речи Путина прозвучал гимн, к последним словам которого «Славься страна, мы гордимся тобой» президент громко добавил в адрес публики: «А страна гордится вами». «Пу-тин, Пу-тин, Пу-тин!» — начали в ответ скандировать люди.
На Москворецком мосту тем временем прямо рядом с местом убийства Немцова развернули огромный государственный флаг России, а на сцене запела группа «Любэ».
«Ро-ссия! Ро-ссия! — в одиночестве продолжал громко скандировать высокий бородатый мужчина, но быстро замолк, буркнув: — Почему никто не кричит?»
Рядом у кого-то звучно лопнул большой воздушный шар с эмблемой «Единой России».
— Крым наш! — закричал красномордый мужик со старым портфелем в руках, но и его никто не поддержал. Зачем скандировать, если и так ясно.
Медуза