Издание Bleacher Report вспомнило главные эпизоды в карьере великого бразильца.
1. Первые тесты в «Формуле-1»
Успех Сенны в британской «Формуле-3», в которой талантливый гонщик одержал 12 побед, не прошел незамеченным. Бразилец получил сразу несколько предложений от команд «Ф-1».
Первые тесты Айртон провел в июле 1983-го в составе «Уильямса» на трассе «Донингтон-парк», и не разочаровал, проехав быстрее официального тест-пилота команды Джонатана Палмера. Однако места в команде на следующий год ему не нашлось, так же как в «Макларене» и «Брэбэме». Поэтому в дебютном сезоне Сенна оказался в скромном «Тоулмене».
2. Гран-при Бразилии 1984 года
Сенна дебютировал в «Формуле-1» на домашнем этапе в Бразилии, который прошел на трассе в Рио. В квалификации будущий трехкратный чемпион мира занял 17 место и опередил более опытного напарника по команде Джонни Чекотто. В гонке ему удалось проехать всего 8 кругов, после чего отказала турбина.
3. «Гонка чемпионов» 1984 года на «Нюрбугринге»
Впервые Сенна заявил о себе в «Гонке чемпионов», посвященной открытию обновленного «Нюрбургринга». Тогда еще малоизвестный бразилец за рулем седана «Мерседес-Бенц» 190 E 2.3-16 в сложнейших погодных условиях одолел таких чемпионов «Формулы-1» как Ники Лауда, Кеке Росберг, Денни Халм, Джоди Шектер, Джек Брэбэм, Джон Сертис, Эмерсон Фиттипальди, Филл Хилл и своего будущего визави Алена Проста.
4. Гран-при Монако 1984 года
Дебютную гонку на узких улочках Монте-Карло Сенна начинал с 13 позиции на стартовой решетке. В сложных дождевых условиях бразилец с первых кругов стремительно прорывался. Впечатляет, что это была всего лишь его пятая гонка в «Формуле-1» и первая на шинах «Мишлен».
К 19 кругу пилот «Тоулмена» вышел на вторую позицию и устремился в погоню за лидером Аленом Простом, у которого отыгрывал по три секунды.
«Думаю, мы видим выдающийся талант», – заявил в трансляции чемпион мира «Формулы-1» 1976 года Джеймс Хант, комментировавший гонку на BBC.
Но выиграть в тот день Сенне было не суждено. В течение нескольких кругов Ален Прост активно жестикулировал, призывая остановить гонку из-за дождя. Призыв француза был услышан и стюарды вывесили красный флаг. Заезд не был продолжен. Прост выиграл, Сенна стал вторым. Впрочем, не имело значения, кто на какой позиции финишировал. Как сказал Хант, в тот день Сенна продемонстрировал выдающийся талант и заявил о себе на весь мир.
5. Гран-при Португалии 1985 года
Гонка в Эшториле была для Сенны второй в составе «Лотуса». В квалификации на сухой трассе бразилец завоевал первый в карьере поул. Сам Гран-при прошел под дождем, но это только сыграло на руку бразильцу. После первого круга Айртон на три секунды оторвался от партнера по команде Элио де Анджелиса, а на финише привез минуту гонщику «Феррари» Микеле Альборето и круг всем остальным.
Это была первая победа в карьере Сенны и первый из четырех «Больших шлемов».
6. Гран-при Испании 1986 года
Гонка в Хересе, ставшая второй в календаре чемпионата 1986 года, вошла в историю благодаря одному из самых плотных финишей в истории «Формулы-1». Сенна стартовал с поула и лидировал в первой половине дистанции, однако на 39 круге вперед вышел Найджел Мэнселл. Но англичанин слишком агрессивно атаковал, поэтому в конце гонки шины на его болиде пришли в негодность. За 10 кругов до финиша Айртон вновь вышел вперед. Мэнселл, также оказавшийся под огнем атак со стороны Алена Проста, решил попытать счастья на новых шинах и заехал на пит-стоп. За девять оставшихся кругов стремительный англичанин отыграл отставание в 20 секунд и за два поворота до финиша пошел в атаку на лидера. Сенне удалось отбиться, на финишную прямую два болида вышли бок о бок и пересекли черту с разницей всего в 0,014 секунды.
Одержав победу, Сенна впервые в карьере возглавил чемпионат мира.
7. Гран-при США 1986 года
Гонка на городской трассе в Детройте получилась неоднозначной. Бразилец стартовал с поула, но уже на третьем круге потерял лидерство, пропустив вперед Найджела Мэнселла. Спустя пять кругов Айртон вновь оказался во главе пелотона, но ненадолго – прокол шины и внеплановый пит-стоп отбросили его на восьмое место. Тем менее, Сенна смог прорваться вперед и на финише опередил ближайшего преследователя на 30 секунд.
8. Гран-при Монако 1988 года
Выступление Сенны на этапе в Монако в 1988 году получилось одним из самых впечатляющих и необычных в карьере. В квалификации на сухой трассе бразилец сотворил нечто невероятное: ему удалось опередить партнера по «Макларену» Алена Проста на 1,427 секунды. Причем Сенна проехал целую серию кругов в таком феноменальном темпе.
«Мы использовали гоночные шины, чтобы проезжать больше одного быстрого круга подряд. Я дошел до стадии, когда был на две секунды быстрее всех остальных, включая моего напарника по команде, у которого была такая же машина, такие же шины и все остальное. Дело не в том, что Ален проехал медленно, просто я был быстрее.
В какой-то я почувствовал, что нахожусь не на трассе, а в тоннеле. Чувствовал, что уже превзошел предел возможного, но на каждом круге старался ехать еще быстрее. Я очнулся и понял, что нахожусь в другой атмосфере. Я медленно доехал до боксов и больше не выезжал на трассу в тот день, сказав себе: «Ты уязвим».
В гонке бразилец также был бесподобен и концу дистанции оторвался от Алена Проста на 50 секунд. Но за 11 кругов до финиша он врезался в ограждение. После этого поражения Сенна больше никогда не проигрывал в Монако.
9. Гран-при Японии 1988 года
Сезон-1988 стал ареной сражения Сенны и Проста. Пилоты «Макларена» выиграли 13 и 14 гонок, и на Гран-при Японии один из них мог досрочно выиграть титул.
Сенна квалифицировался на поуле, но на старте машина заглохла. Каким-то чудом ему удалось сдвинуться с места и уйти в бой с 14 позиции. К концу первого круга он поднялся на восьмое место, а к 27-му догнал и опередил лидировавшего Проста. В финальной части дистанции пошел дождь, Айртон призывал дирекцию остановить гонку по примеру Гран-при Монако четырьмя годами ранее. Заезд не был остановлен, но Сенна выиграл и впервые стал чемпионом мира в «Формуле-1».
10. Гран-при Сан-Марино 1989 года
Гонка в Имоле стала поворотной в отношениях между Сенной и Простом. После старта с поула Сенна уступил лидерство напарнику, атаковал во втором повороте и вернулся на первую позицию в третьем вираже.
После окончания гонки Прост обвинил Сенну в нарушении договора, согласно которому, тот, кто первым вошел в поворот, должен был остаться впереди.
Этим маневром он перечеркнул все то хорошее, что было между нами», – заявил француз.
Сенна в долгу не остался:
«Неужели он хотел, чтобы ради этого договора я снял ногу с педали газа и дал кому-нибудь возможность обогнать нас обоих?»
С того времени и до их последнего совместного выступления в Аделаиде в 1993-м отношения оставались напряженными.
11. Гран-при Монако 1989 года
Год спустя после обидного схода Сенна взял реванш в Монте-Карло. В квалификации бразилец вновь опередил Проста на 1,148 секунды, а в гонке, несмотря на проблемы с коробкой передач, привез главному конкуренту 52 секунды, а всем остальным соперникам – круг.
12. Гран-при Японии 1989 года
Перед предпоследним этапом сезона-1989 Айртон Сенна уступал 16 очков Алену Просту, но в зачет чемпионата шли только 11 лучших результатов в сезоне. У Проста было четыре победы, шесть вторых мест и одно третье. Если бы Сенна выиграл две оставшиеся гонки, то набрал бы 18 очков, а Прост – всего 2. Таким образом они закончили бы чемпионат с равным количеством очков, но Айртон за счет большего количества побед взял бы титул.
В квалификации бразилец завоевал поул, но Прост лучше стартовал и вышел в лидеры. На протяжении всей гонки пилоты «Макларена» ехали рядом, пока, наконец, на 46 круге Сенна не попробовал совершить обгон. Перед последней шиканой он сместился на внутреннюю траекторию, но Прост отказался уступать, в результате произошло столкновение.
Француз сошел, бразилец продолжил гонку и одержал победу, но был дисквалифицирован после финиша, потому что срезал шикану при возвращении на трассу. Казалось бы, это было более безопасно и разумно, чем ехать в обратную сторону, но дирекция гонки посчитала иначе. Через год перед брифингом на «Сузуке» ФИА проинформировала гонщиков о том, что срезка шиканы не приведет к дисквалификации, негодующий Сенна после этого просто покинул заседание.
13. Гран-при США 1990 года
Гонка на городской трассе в Финиксе, открывавшая сезон, ознаменовалась неожиданной, но красивой дуэлью между Сенной и гонщиком «Тиррелла» Жаном Алези. Молодой француз, проводивший девятую гонку в «Формуле-1», захватил лидерство после старта с четвертого места и возглавлял пелотон на протяжении первой половины дистанции. К 34 кругу Сенна догнал лидера, но не смог пройти с первой попытки. Лишь спустя круг пилот «Макларена» смог перехватить инициативу и в итоге одержал победу. В последствии Алези назвал борьбу с бразильцем самым большим гоночным впечатлением в карьере.
14. Гран-при Японии 1990 года
Ален Прост покинул «Макларен» по окончанию 1989 года и перешел в «Феррари», но сражение Сенны с французом продолжилось. Судьбу чемпионского титула вновь была должна решить гонка в Японии. Бразилец лидировал в личном зачете с преимуществом в девять очков и шестью победами против пяти у Проста. Поэтому при условии того, что француз не наберет очков, Сенна был должен стать чемпионом. Именно так все и произошло.
В квалификации Сенна оказался впереди, но по непонятым причинам стюарды решили перенести поул с чистой стороны трассы на грязную, что фактически нивелировало все преимущество. Прост достаточно предсказуемо возглавил пелотон, и в первом повороте Сенна откровенно вытолкнул конкурента с трассы. Сход обоих означал, что борьба за титул закончена – Айртон второй раз в карьере стал чемпионом мира.
Спустя год Сенна признался, что действовал преднамеренно:
«Я сказал сам себе: «Хорошо, ты пытаешься справиться с работой, все сделать как надо, а затем все рушится из-за чьих-то глупых действий. Если Прост опередит меня на старте, то в первом повороте я выбью его». Так и вышло.
15. Гран-при Бразилии 1991 года
Как и для многих гонщиков, домашний Гран-при всегда складывался для Сенны непросто. До 1991 года он всего дважды поднимался на подиум, трижды сходил с дистанции, один раз был дисквалифицирован и раз финишировал 11-м. Долгожданная победа на родной земле пришла лишь с восьмой попытки.
Сенна стартовал с поула и уверенно лидировал, но проклятье домашней гонки вновь напомнило о себе. Возникли проблемы с коробкой передач – сначала пропала четвертая передача, затем – третья и пятая. К тому же на последних кругах пошел дождь. Лишь благодаря каким-то невероятным усилиям Айртон не просто остался на трассе, но и сохранил лидерство, одержав в результате одну из самых ярких побед в карьере. После финиша бразилец оказался настолько изможден физически, что не смог самостоятельно покинуть кокпит и с большим трудом поднял победный кубок на подиуме.
16. Гран-при Испании 1991 года
В инаугурационной гонке на новой трассе «Каталунья-Монтмело» Сенна финишировал только пятым, но этот Гран-при навсегда вошел в историю благодаря короткому, но яркому эпизоду между бразильцем и Найджелом Мэнселлом. В борьбе за второе место на длинной прямой испанской трассы гонщики поравнялись на скорости за 300 км/ч и проехали бок о бок до первого поворота. Никто не отступил, но и не перешел грань допустимого. Этот эпизод стал культовым и продемонстрировал бесстрашие обоих гонщиков.
17. Гран-при Японии 1991 года
Все три чемпионских титула Айртон Сенна завоевал на одной трассе – «Сузуке». В 1991-м его главным соперником оказался Найджел Мэнселл. Преимущество бразильца составляло 16 очков за две гонки до конца сезона и единственным шансом англичанина была победа.
Все решилось уже на 10 круге, когда Мэнселл ошибся и вылетел с трассы. Сенна спокойно доехал до финиша, пропустив вперед напарника по «Макларену» Герхарда Бергера, и в третий раз стал чемпионом.
18. Гран-при Монако 1992 года
Преимущество «Уильямса» по ходу сезона было настолько велико, что шансов у Сенны не было даже в Монако. Лидер чемпионата Найджел Мэнселл стартовал с поула и уверенно лидировал по ходу всей гонки, но за 11 кругов до финиша на болиде FW14B произошел прокол колеса. После вынужденного пит-стопа англичанин вернулся на трассу вторым, Сенна вышел на первую позицию, но это было лишь половиной дела. На последних кругах стремительный Мэнселл сократил отставание и принялся яростно атаковать. Разница в скорости была колоссальной, но Сенне удалось остаться впереди и одержать победу, которая стала одной из трех в том сезоне наряду с Венгрией и Италией.
«Ни одна другая победа Айртона не была стольк расивой. Нет в этом мире другого пилота, который мог бы побеждать в гонках на машине, абсолютно для этого не приспособленной», – заявил Ален Прост, комментировавший гонки в сезоне-1992.
19. Гран-при Европы 1993 года
Легендарная трасса «Донингтон-парк» за всю свою 84-летнюю историю всего один раз приняла этап «Формулы-1», но эта единственная гонка навсегда вошла в летопись чемпионата мира.
В квалификации Айртон Сенна занял только четвертое место, но в дождевой гонке ему не было равных. За четыре поворота после старта он методично опередил новичка Карла Вендлингера, Дэймона Хилла и вернувшегося в строй Алена Проста и устремился вперед. В тот день Сенна был в другом классе по сравнению с соперниками. На финише в одном круге с ним остался только Хилл, но все равно уступил 1 минуту и 23 секунды.
20. Гран-при Австралии 1993 года
Гонка в Аделаиде закрывала сезон-1993 и ознаменовала конец эры сотрудничества Сенны с «Маклареном». Также это был последний Гран-при в карьере Алена Проста, место которого бразилец должен был занять в «Уильямсе» в 1994-м.
В квалификации Сенна завоевал поул, прервав череду 24 поулов «Уильямса». В гонке трехкратный чемпион на секунду опередил Проста. На подиуме непримиримые соперники обнялись – давняя вражда отошла на второй план. Никто тогда и предположить, что это последний подиум и последняя победы Сенны.
Бонус. Быстрый круг Айртона Сенны в квалификации к Гран-при Монако в 1990 году
Бортовая запись с машины Сенны в квалификации к Гран-при Монако в 1990 году является одним из самых популярных видео «Ф-1» всех времен. Ни один документальный фильм о бразильце не обходится без этого видео, демонстрирующего невероятный стиль пилотирования Великого бразильского волшебника.
Источник: bleacherreport.com
Автор
Иван Беликов
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/f1fea...74227.html