Страшнее смерти
Страшнее смерти только ненависть. Она сжигает изнутри. Говорят, она бывает священной. Подтверждаю – это так.
Ненависть к врагу – священна.
Ненависть к оккупанту – священна.
Но от этого она не перестает разрушать человека.
Основное горе, которая принесла нам война – это привычка к ненависти
Основное горе, которая принесла нам война – это привычка к ненависти. Первична именно она.
Мы уже не пугаемся цифрам потерь, спокойно рассматриваем фотографии трупов террористов, горелую технику, расстрелянные машины, потеки крови и мозгов на асфальте. Мы привычны к тому, что в госпиталях у нас раненые, что все врут и правды не добьешься, сколько не читай, не смотри и не выискивай. И кто его знает, существует ли хоть где-то приближенная к реальности картинка?
В 2004 во время Оранжевой революции не погиб ни один человек. Ни сгорела ни одна машина. Не разбили ни одну витрину. Тогда вмешательство России проявилось исключительно в трех поздравительных телеграммах Януковичу. На этот раз, телеграммами дело не ограничилось. Тысячи погибших. Сгоревшие города, разгромленные села, заминированные поля.
Помощь пришла, да, братский народ?
Я не знаю, чем закончится эта война, но, надеюсь, что все понимают, что она закончится? И разгребать все навороченное придется нам. Брат постарался, наши коллаборанты приложили руку, а убирать дерьмо останется нам. И ненавидеть будем друг друга, и стрелять друг другу в спину, чтобы отомстить за погибших. РФ своего добилась – болеть будет долго. Даже через годы после «развода» переломы и шрамы будут ныть.
Чем это закончится для Донбасса?
Чем это закончится для Донбасса? Полагаю, что созданием резерваций типа Южной Осетии, Приднестровья, то есть, простите, жопой – чем всегда, в принципе, заканчивалось вмешательство России и ее «операции по принуждению к любви». Разрухой, ростом преступности, безработицей и нищетой. Жить можно «нормально» и «как-то». Так вот, будут жить «как-то» и ненавидеть украинцев и Украину. Не тех, кто это все устроил, а тех, с кем они начали войну – мифических бендеровцев, правосеков, «олигархическую жидовскую» мафию.
Что надо сделать нам? Нам надо осознать, что рядом с нами многие годы будет находиться враждебное государство, и до тех пор, пока там не сменится лидер (а кто гарантирует, что Моль не оставит преемника еще похлеще, чем он сам?) никакой надежды на изменения в политике нет и не будет. Минимизировать торговые связи, внимательно следить за связями культурными, чтобы не повторить сегодняшнюю ситуацию. Не ссориться, но и не целоваться в десна. Вопрос Стены – скорее ментальный, чем физический, но его придется решать. А вот от «непризнанных» надо будет отгораживаться вполне реально – там столько оружия, что на ближайшие полсотни лет хватит для бизнеса на смерти.
Мы никак не изменим тех, кто считает, что Украина – недострана, что поумневший украинец – это русский, что соседняя страна – это проект австрийского Генштаба. Можем их жалеть или ненавидеть – это без разницы, но изменить или переубедить их нельзя. Сотрудничать с людьми, которые так думают, неприемлемо. От них надо держаться подальше. Нам еще повезло, что им подобные не смогли зажечь Юг, хотя очень старались. В Одессе погибли полсотни людей, но по Одессе сейчас не работают Грады «освободителей» и никого не калечат в подвалах-пыточных Бэтмены, Ржавые и прочие Сопли. И для одесситов «моторолла» – это радиостанция или телефон, а не мойщик автомобилей с гранатометом. Большая цена заплачена? Несомненно. Трагедия, позор? Да. Провокация? Конечно. Спросите у Фучеджи, если найдете его в Приднестровье, он подтвердит, если прижать.
Хотите ли вы танки на своих улицах?
Тихо в Николаеве (там обошлось несколькими набитыми мордами). Ау, николаевцы? А заодно и херсонцы с запорожцами и харьковчанами! Хотите ли вы выкупаться в крови и ненависти, как Донбасс? Хотите ли вы танки на своих улицах? И так ли жестоко было обсыпать адептов «русского мора» мукой и закидать яйцами? Да, конечно, некомильфо кинуть яйцо в «колорада», но это, наверное, лучше, чем получить от него гранату. Посмотрите на города, где нет операции по принуждению к любви. Конечно, там не дают маршировать с российскими флагами, но там никого не бомбят и не убивают. Мариупольцы, не хотите сказать пару слов своим землякам? Как вам помощь от «мирных недовольных шахтеров»? Мне жаль не только погибших, мне жаль даже тех, кому набили морду – правда абстрактно жаль. Но там, где сумели остановить «защитничков», сегодня никто не умрет. И завтра. Хотелось бы, чтоб обошлось без жертв, но получилось, как получилось. Если бы так получилось в Луганске, Славянске, Донецке, то и там бы сегодня были живы тысячи. С обеих сторон, кстати.
А что, если представить себе другое течение событий? Например, мгновенную реакцию власти на события в Крыму. Вот, среагировали бы, как Кадыров на засевших в правительственном здании противников. Подогнали к парламенту танк, дали бы прямой наводкой, зачистили, а потом покаялись. Или бы пустили газ, как в Норд-Осте, а потом убрали трупы, роняя искренние слезы сожаления. Жертвы? Ужасно. Но 100 стоит десятков тысяч. Допустимое зло, как не цинично это звучит, лучше зла реального.
Ладно, Крым упустили... Но когда события, аналогичные крымским, начались в Донбассе... Ведь ежу было понятно, что сто человек в здании Луганского СБУ – это не горящий Восток. Это допустимое зло. И колонна Гиркина, свободно переместившаяся из Славянска в Донецк, для меня загадка. Кто допустил захват в заложники миллионного города? Неужели было непонятно, что Гиркин не должен дойти до Донецка. Любой ценой. Любой – потому что на этом этапе любая цена была в тысячи раз меньше, чем уплаченная ныне. А сколько еще придется заплатить...
Люди, которые берут на себя ответственность за армию, за страну должны быть не просто решительными, они должны понимать, что у человека и у государственного деятеля грехи разные. Поведи они себя по-другому, и сегодня мы бы не стреляли друг в друга под аплодисменты российских ястребов, и не убивали друг друга для реализации геополитики Путина и компании. Мы поминали бы только наших убитых – погибших на Майдане, а остальные были бы живы и не остались бы калеками. И не было бы ненависти, которой дали расцвести буйным цветом, и не сжигала бы она нашу мирную страну. И РФ подавилась бы своими «фашистами, бендеровцами и ядерными пеплами» или, осознав бесполезность своих потуг, спрятала бы свой шовинизм под дипломатической улыбкой...
Необходимое зло – это ужасно, но нельзя сделать яичницу не разбив яиц. И тот, кто берет в свои руки управление страной, должен это знать и поступать соответственно.
Власть – это вина за все, что случается и может случиться. Власть – это понимание того, что любое твое бездействие, нерешительность, сомнение может привести к катастрофе. Власть = ответственность. Это не бизнес, не путь к обогащению и не памятник при жизни. Мы не соседи, у нас все иначе. Должно быть иначе.
Мне жаль каждого погибшего. Я не знаю, сумел бы я сам следовать принципу необходимого зла. Не знаю, но я и не правлю Украиной. Но уверен, что политика потакания сепаратистам была огромной ошибкой. Все понимали, что беспорядки инспирированы Россией, все понимали, что РФ загребает жар чужими руками, но не сумели предотвратить катастрофу. Теперь приходится пожинать бурю. Нам, конечно, не хватает боевых генералов и военного опыта, но прежде всего у нас недостает людей способных принимать решения и нести за них ответственность. Шансы, что они появятся, сильнее с каждым днем. Жаль, что такие люди рождаются только в горниле настоящих несчастий. Хорошо бы было умнеть без потерь, но снова этот проклятый принцип необходимого зла – настоящих лидеров рождают тяжелые времена! И никуда от него не деться.