Судя по всему, ситуация на севере Донецкой области развивается сегодня по наихудшему сценарию. Атака на блокпост возле Славянска, случившаяся в ночь с субботы на воскресенье (то есть в пасхальную ночь), унесла несколько жизней.
В МВД Украины утверждают, что в результате нападения погибли трое местных жителей. Сепаратисты говорят о шести погибших. Спустя несколько часов самопровозглашенный глава города Вячеслав Пономарев обратился к Владимиру Путину. В обращении, в том числе, говорится: «Владимир Владимирович, у нас маленький провинциальный город, и нас пытаются завоевать фашисты, империалисты всех мастей... Убивают наших братьев, наносят травмы гражданскому населению...
Поэтому в ближайшее время, просьба, рассмотрите вопрос о введении миротворческого контингента на территорию Донецкой, Харьковской и Луганской областей для защиты мирного населения от нападений „Правого сектора“ и национальной гвардии Украины, которые несут с собой только смерть. Они хотят нас сделать рабами. Они с нами не разговаривают, а просто убивают».
Ни «Правый сектор», ни силовые структуры Украины не подтверждают проведения каких бы то ни было военных операций в пасхальную ночь на территории Донецкой области. Официальные лица в Киеве говорят о заранее спланированной провокации.
Провокация, несомненно, имела место. Вопрос лишь в том, кто явился ее вдохновителем и инициатором. Тот же Пономарев утверждает, что у людей в Славянске нет никаких сомнений по поводу причастности к убийству людей, «мирно отмечавших Пасху на блокпосту», представителей радикальных националистов. Дескать, в одной из сгоревших дотла машин нападавших были найдены визитные карточки руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша. Странно, что в той же машине не обнаружили подробную инструкции об атаке на Славянск, подписанную все тем же Ярошем...
Между тем, формальное основание для введения «ограниченного контингента миротворческих сил» получено — погибли люди, борцы за федерализацию Украины. В Крыму, заметим, до подобных эксцессов дело не дошло.
Даже если предположить, что российские силовые ведомства не имели к вооруженному столкновению в Славянске никакого отношения, что это, так сказать, инициатива снизу, призванная подтолкнуть Москву к более решительным действиям, все равно реагировать Владимиру Путину придется. Причем в самое ближайшее время. Развилка простая: либо предоставить Украине возможность самой решать свои внутренние проблемы, либо в ближайшие дни (а возможно, и часы) начать войсковую сухопутную операцию. Издержки обоих этих сценариев очевидны.
В первом случае Владимир Путин сам становится жертвой массированной пропаганды собственных СМИ. Придется объяснять гражданам, почему в одном случае «мы своих не бросаем», а в другом — отдаем их на съедение «фашистам и империалистам». Чем русскоязычные горняки Донбасса хуже русскоязычных крымчан? Кроме того, под ударом оказывается репутация Путина как освободителя русских людей от бандеровского ига и собирателя русских земель. Его слава победителя померкнет, а имидж успешного и популярного лидера великой страны окажется под угрозой.
Так что же — остается война? Но на принятие этого решения у Владимира Путина уже очень мало времени. Пройдет день-другой, конфликт в Славянске перестанет быть столь актуальным (или, хуже того, прояснится), украинские войска постепенно возьмут контроль над регионом и время окажется упущенным. Словом, есть все основания полагать, что развязка драматичных событий на юго-востоке Украины наступит очень скоро. Сегодня надежда лишь на то, что Владимир Путин все же не решится начать полномасштабную войну, о последствиях которой даже думать страшно.
АЛЕКСАНДР РЫКЛИН, опубликовано в издании Ежедневный журнал