Граница Ленина
Виталий Портников
20.04.2015
Когда популярный и в России, и в Украине певец Андрей Данилко, выступающий в образе Верки Сердючки, выбрал для выступления на фестивале Евровидения песню с припевом то ли “Раша, гудбай!”, то ли “Лаша, тумбай”, в Москве на него сильно обиделись и исключили из списка приглашаемых на торжественные телевизионные мероприятия. “Раша, гудбай” – это именно то, что способно взбесить всю официально-кондовую Россию - от политиков и дипломатов до трудящихся в социальных сетях. И к запрещению коммунистической пропаганды в Украине эта официальная Россия отнеслась с таким же остервенением, как и к песне Сердючки
Своя логика
Российские демократы и просто порядочные люди, а вместе с ними и украинцы, только плечами пожимают: а на что вы обижаетесь-то? Ну, запретили люди коммунистическую символику – не они первые, не они последние. Вы-то тут при чем? Разве вы – коммунисты?
Но в раздражении официальной России есть своя логика. Более того, рискну заметить, что официальная Россия права. Для украинцев коммунистическая идеология – это теперь Россия и есть.
Тот, кто знаком с историей украинского освободительного движения ХХ века, знает, что никакого “своего” коммунизма в Украине отродясь не было. Среди населения крупных русскоязычных городов были популярны традиционные партии Российской империи. Среди украинского крестьянства, ставшего опорой Украинской Народной Республики – свои, “автономисты”, после Октябрьского переворота перешедшие на позиции самостоятельной государственности. Название “Центральная Рада” не переводилось на русский язык с украинского, чтобы трудящиеся, не дай Бог, не заметили, что это – Совет. То есть такая же советская власть, как в Петрограде.
И ненавидимые вначале большевиками, а затем и их “русскомирскими” наследниками Грушевский, Винниченко и, конечно, Петлюра – советские политики, избранные в Раду рабочими, крестьянами и солдатами. Просто в Украине – в отличие от России – большевики были в Советах в меньшинстве. Во многом, кстати, еще и потому, что никогда не понимали чаяний украинцев, продолжая считать малороссийские губернии “естественной частью” разваливающейся империи. А когда поняли, было уже поздно: Центральная Рада провозгласила независимость УНР, Советская Россия этот факт признала. Но сразу же занялась любимым делом – мимикрированием. В Москве провели первый съезд новой партии – большевиков Украины. Эти самые новые украинские большевики, составлявшие меньшинство в украинских Советах, переместились в Харьков, поближе к российской границе, объявили себя новым правительством УНР и позвали на помощь братьев по разуму. Так почти сто лет назад Лениным, Троцким и Сталиным был разыгран сценарий, повторяемый сейчас Владимиром Путиным.
Поэтому коммунизм для украинцев – совсем не то же самое, что для россиян.
Коммунистическая партия товарища Зюганова – как бы мы ни относились к ее идеологии и приспособленчеству – это все же плоть от плоти своей собственной страны. Представим себе на мгновение, что в России была бы настоящая политическая жизнь. Вполне возможно, что компартия – уже без всякого Зюганова – изменила бы название, отказалась от радикальных лозунгов в идеологии и стала бы классической левой партией. Так, собственно, происходило со многими компартиями в странах восточной и западной Европы.
“Маленький Зюганов”
Но только не с компартией Украины! Потому что компартия Украины – это еще одна партия товарища Зюганова, даром что ею руководит “маленький Зюганов” – товарищ Симоненко. И главная идея этой компартии – это не то, чтобы Украина стала коммунистической, а то, чтобы никакой Украины не было. А если бы была – то такая, как до 1991 года – послушная и реакционная “вторая республика”.
Когда в конце существования коммунистической фракции в украинском парламенте ее покинуло несколько депутатов, рассорившихся с Симоненко, я посоветовал одному из них возродить настоящую Украинскую компартию – не пророссийскую, а именно украинскую. Напомнил, что такой опыт предпринимался почти столетие назад, когда украинские левые эсеры (не российские, действовавшие в малороссийских губерниях, а именно что украинские, это была другая партия) назвали себя Украинской компартией (боротьбистов). Ленин, почуявший опасность, посоветовал им обратиться за признанием в Коминтерн. Ну а Коминтерн, в котором верховодил ленинский подельник Зиновьев, потребовал от них распуститься и присоединиться к большевикам. Что они, кстати, и сделали, и многие добились важных постов в руководстве Советской Украины – пока их всех не перебили в 30-е как националистов. Мой собеседник все это выслушал в эфире, но как-то замялся и идею не воспринял. И я знаю почему. Потому что он, как и все деятели КПУ, может перестать быть коммунистом, но не может стать украинским политиком любых взглядов.
Карта свободы
Декоммунизация в Украине – это окончательное признание того неоспоримого факта, что сам коммунизм здесь был не идеологией, а обманкой, под которой скрывалось восстановление Российской империи под новым названием и уничтожение украинской государственности. Да, большевики действовали изобретательно, и не только в Украине. Они не стали присоединять захваченные земли “областями”, как когда-то предлагал Владимир Путин Александру Лукашенко, а создали на них псевдогосударство, которому после второй мировой войны даже открыли представительство в ООН. Так ведь и Путин стал настоящим государственным деятелем: он же не присоединяет Донецкую область к России, а лишь наблюдает за “государственным строительством” ДНР. И Крым, перед тем как попасть в состав Российской Федерации, на несколько дней объявил себя независимым государством – ну почти как советская Украина или Дальневосточная республика в 20-е!
Именно поэтому в дни Майдана украинцы бросились свергать памятники Ленину. Заметим, не каким-то там деятелям Российской империи, а именно Ленину – потому что он окончательно превратился для них в символ порабощения и обмана. И карта “Ленинопада” постепенно совпадает с картой свободы.
Казалось бы, ну кому нужен Ленин в Севастополе или Донецке? А ведь нужен. Потому что он – больше не коммунизм. Он – символ того, что империю можно возродить даже после ее, казалось бы, бесповоротной гибели. И поэтому – самый актуальный российский политик нашего времени.
Этот простой вывод и есть ответ на вопрос – возможна ли декоммунизация в современной России. Скорее, будет ускоренными темпами происходит не декоммунизация, а реставрация коммунизма без коммунистов. Нынешнюю российскую власть в большевистских правителях будет интересовать не столько идеология, сколько инструментарий расширения границ “русского мира”, при Ленине и Сталине носившего псевдоним “советского”. Или это сейчас “русский мир” – псевдоним “советского мира”, уже и не разберешь.
Пройдет совсем немного времени – и те советские вожди, которые имеют заслуги в этом восстановлении и не замараны “неправильным” происхождением – вернутся на свои пьедесталы под бурные аплодисменты трудящихся – как ответ украинским “фашистам” и их западным покровителям.
И это тоже будет логично. Потому что если сегодня Россия осудит коммунистическую идеологию и весь кошмар своей послереволюционной истории – это значит, что она откажется от идеи реставрации империи; что она, по сути, вернется к февралю 1917 года, к свободе, равенству и братству, не предполагавшему угнетения, к Учредительному собранию, на первом и единственном заседании которого украинский депутат выступал на родном языке, а большинство коллег ему одобрительно аплодировало. Для сегоднышних правителей России коммунистическое наследие – главная гарантия того, что этого великого возвращения, смертельного для имперских мифов, не произойдет никогда.
НВ